Этот аргумент очень часто встречается у разных людей - от знаменитостей до троллей в сети, когда мы говорим о детях. Только сегодня сразу под несколькими текстами я увидела рекомендации "пусть мамка его не жалеет" и "мужик должен с детства уметь справляться", от которых у меня делается, как говорит моя коллега, ЛИЦО.
На самом деле тут у нас некоторый ужас, про который мне, наверное, хочется поговорить.
Большая часть моих сверстников и людей старше преодолевали трудности самостоятельно - они проживали травлю, депрессию, потери, отвержение без какой-либо помощи и поддержки. И, если честно, это очень, очень плохо, жаль, катастрофа, печаль, сочувствие, беда, ойвавой и много других слов.
Потому что есть ряд людей, которые в результате этих событий не справились: начали пить, употреблять наркотики, были убиты в уличных драках или неадекватными партнерами, умерли из-за какой-нибудь ерунды или страдают от тяжелых психических расстройств. Эти люди не были слабаками. Просто им не помогли тогда, когда им была нужна помощь.
Есть те, кто справился частично. Эти люди страдают от ряда трудностей: панические атаки, проблемы в отношениях, депрессии, низкая самооценка, неспособность удерживаться на работе, ПТСР, высокая спонтанная или пассивная агрессия, разнообразные психосоматические симптомы.
Есть те, кто справился хорошо. У них высокий уровень самоподдержки, нет больших проблем, есть ресурсы, интерес к жизни и физическое здоровье. Но среди них я сторонников "драть детей", "пусть впахивают" и "а чо они" я не встречала. Потому что эмоциональная компетентность и высокая экзистенциональная исполненность коррелируют с эмпатией. И дедовщина - как и желание поставить другого человека в такие же фиговые условия, в каких вырос сам - в таком случае обычно не наш метод.
Поэтому - и мне очень жаль, но это так - те, кто говорят "Да ладно, что им сделается", "Нам никто не помогал, пусть они сами выкручиваются", "Меня били, и ничего", обычно не справились или справились в лучшем случае частично.
Поэтому их экспертной помощи в детско-родительских отношениях я бы не доверяла. Даже если они называют себя психологами.
-Мама, а ты можешь вообще хоть день прожить без своего телефона??!!!!
-Эммммм... - я, мягко говоря, не готова к этой атаке. Мы только что провели целый вечер к родителей за общими шутками и разговорами. А сейчас мы идём по улице, взявшись за руки, болтаем, планируем выходные, и где конкретно в данный момент мой телефон, я даже не знаю. Где-то за спиной, в рюкзаке, погребён под тонной боксиков с вкусняшками. Ибо сегодня мы праздновали мой день рождения, и мама утрамбовала весь не съеденный стол в мой рюкзак. Это не стол был маленький, не волнуйтесь, это у меня рюкзак практически походный с собой, выше головы. Но вернёмся к предъяве.
-Ну сегодня точно не могу. Сегодня у меня день рождения, много поздравлений, звонков, сообщений. Мне нравится, когда меня поздравляют.
-А вообще можешь?! Ты вечно в этом телефоне!!!
Я тут же закипаю. В смысле, вечно?! Да я же...да ты же... Я прям не знаю, с чего начать: с его подарков на Новый год, купленных на деньги от заказов, с потерянных перчаток, с медицинской страховки, которая никак не желает вмещаться в мой бюджет? А может быть, с личных границ, с того, что я тут взрослый и право имею?
-Стоп! Давай без обобщений: вечно, всегда, все. Давай конкретно: чем именно тебя беспокоит мой телефон? Ты же знаешь, что это не развлечение, а работа?
-Да! Но ты вечно пишешь свои статьи!
-Без вечно.
-Хорошо, - закатывает глаза под верхние веки, аки вурдалак из Вия, - ты ЧАСТО пишешь свои статьи.
Белый медведь – крупнейший хищник планеты. Несмотря на свою массивность, острые зубы и когти, белые медведи довольно забавные животные, за которыми интересно наблюдать. Возможно, именно поэтому белоснежного зверя нередко можно увидеть в мультфильмах.
Аппликации – прекрасное занятие для развития мелкой моторики и творческих навыков у дошкольников и младших школьников. Кроме того, вырезая и составляя животных из разных материалов, ребёнок знакомится с особенностями зверей, их образом жизни, повадками.
В очереди. Мама с парнем лет 4-х. Мальчик славный, живой, очень активный, бегает вокруг мамы, отбегает, потом возвращается и пытается быстро ей рассказать о чем-то. Мама присаживается к нему, но перебивает, договаривает за него предложение. Мальчик останавливается, потом начинает тараторить, глотая окончания слов, да и сами слова, говорит «с придыханием»... Мама начинает нервничать, поправляет его. Мальчик, топнув ногой, убегает.
Мама мальчика неожиданно подошла ко мне: «Я вас узнала. У меня книга ваша есть. Я видела, что вы за нами наблюдаете. Что я делаю не так? Я же использую "активное слушание", наклоняюсь к нему, повторяю предложения, проявляю эмпатию, а у него с речью все хуже и уже заикание начинается....». Я подумала, что «прокололась» - действительно некорректно глазела. И что сейчас совсем не хочется говорить, что «активное слушание» - это не про механику, позы, фразы, жесты, это про искреннюю активную вовлечённость в ребёнка (партнёра) и его процесс.
Я извинилась, что действительно наблюдала. И сказала: «А вы его дослушайте. Просто постарайтесь дать ему возможность сказать все, что он хочет. Представьте, что он в словах сейчас передаёт самую важную для него ценность - и отнеситесь к этому, как к ценности. Хоть пару раз постарайтесь не "помогать" ему подбирать слова, дайте ему понять, что вы в любом случае слушаете его и дослушаете, и у вас хватит на это времени. И мысленно, и вслух иногда можно говорить "я тебя слышу". А когда он начинает торопиться, сфокусируйте внимание на своём дыхании - выровняйте, замедлитесь».
К нам подбежал мальчик. Он начал маме быстро рассказывать о машине и луже. Мама присела к нему и слушала. Она вначале нетерпеливо двигала пальцами ног, чуть постукивала ладонью, а потом постепенно ее дыхание замедлилось и суета движений ушла, а речь мальчика на глазах замедлялась и выстраивалась. Он чётко и правильно говорил. Мама слушала, не перебивая, улыбаясь. И вдруг мальчик посмотрел на маму, и обнял ее крепко, а потом опять убежал смотреть на лужи....
Мама губами сказала «спасибо». Она приняла «ценность» ребёнка и наполнила его ценностью своего внимания, и самое главное - она сама это почувствовала. И вот это - мое терапевтическое счастье, настигшее в очереди.
– Дрянь! – крикнула молодая женщина и отшвырнула от себя девочку лет семи.
Это было так громко и эмоционально, что в аптеке вздрогнула вся очередь, по мужчину за дверью включительно.
"Дрянь" хорошенько набрала воздуха в легкие и разразилась звенящей истерикой в стиле драматическое сопрано.
Для дополнительной экспрессии мамаша щелкнула девочку по затылку: Не вздумай мне тут рыдать!
Поздно. Остановить плачущего ребенка уже не могли ни уговоры, ни угрозы, ни даже "сладенькая аскорбинка со вкусом клубнички, на, возьми, не плач".
Иногда некоторые вещи кажутся мне настолько простыми и очевидными, что даже неудобно говорить о них вслух. Но всякий раз, столкнувшись с подобным эпизодом, хочется щелкнуть по затылку взрослого.
Не волнуйтесь, я ни в коем случае не опущусь до лозунга "кричать на ребенка нельзя!". Все лозунги лицемерны и однобоки. А каждый человек индивидуален.
У этой мамы может быть десяток причин сорваться. Эмоции, депрессии, усталость, начальник идиот, соседка сука, машина сломалась. Мама не робот – это аксиома.
Никто, ни один детский психолог, не может запретить вам злиться, ругаться, выражать эмоции.
Но есть одно крохотное правило: Никогда не оценивайте ребенка, всегда оценивайте только его поступки.
И если разница взрослому может показаться едва уловимой, то малыш чувствует её интуитивно, как белка ядовитый гриб.
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников.
Информация используется исключительно в некоммерческих целях.
Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию,
пожалуйста, сообщите об этом.