Теория развития Масару Ибука. После трех уже поздно

Масару Ибука - президент фирмы "Sony", автор новаторских концепций воспитания и обучения детей раннего возраста, директор Ассоциации раннего развития и организации "Обучение талантов". Именно его теория, гласившая "После трех уже поздно", несколько десятилетий назад потрясла мир. Автор отмечал, что "Согласно последним исследованиям, к возрасту трех лет развитие клеток головного мозга уже завершено на 70 - 80 процентов. Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?"

«Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке на самом высоком профессиональном уровне, - писал Масару Ибука, - нужно, чтобы их любили, уважали и предоставляли в их распоряжение все то, чему мы бы хотели их научить…».

Масару Ибука в 1969 году занялся созданием организации "Японская ассоциация раннего развития". Ученые собрались, чтобы в экспериментальных классах изучить, проанализировать и расширить применение метода доктора Шиничи Сузуки обучению малышей игре на скрипке, который привлекал тогда внимание всего мира. Автор просто предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он считает, что то, что они усваивают без каких-либо усилий в 2, 3 или 4 года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается. По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться, тогда как дети готовы учиться всегда. По мнению автора, одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей это почти неосознанное усилие. Обучая детей иностранным языкам и музыке в раннем детстве, доказал уникальные возможности детей в раннем возрасте.

"Сама недоразвитость человеческого детеныша говорит о его огромных потенциальных возможностях. И если мозг любого детеныша животного практически сформировался к моменту рождения, то мозг новорожденного ребенка - как чистый лист бумаги. От того, что будет записано на этом листе, зависит, насколько одаренным станет ребенок. Человеческий мозг, говорят, насчитывает примерно 1,4 миллиарда клеток, но у новорожденного большинство из них еще не задействовано. Сравнение клеток головного мозга новорожденного и взрослого человека показывает, что в процессе развития мозга между его клетками формируются особые мостики-отростки. Клетки головного мозга как бы протягивают друг другу руки, чтобы, крепко держась друг за друга, откликаться на информацию извне, которую они получают через органы чувств. Этот процесс очень напоминает работу транзисторов в электронном компьютере. Каждый отдельный транзистор не может работать сам по себе, только соединенные в единую систему, они функционируют как компьютер. Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, - это период от рождения ребенка до трех лет. В это время зарождается примерно 70-80% таких соединений. И по мере того как они развиваются, возрастают возможности мозга. Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам - 80%. Конечно, это не значит, что мозг ребенка после трех лет перестает развиваться. К трем годам в основном созревает задняя часть мозга, а уже к четырем годам в этот сложный процесс включается та его часть, которая называется "лобные доли".

Фундаментальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его, и есть та основа, тот самый компьютер, на котором держится все дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере. Мне хотелось бы объяснить особое использование слова "образ" в моей книге. Слово "образ" чаще всего используется в значении "схема", "устройство образца", "модель". Я же предлагаю использовать это слово в более широком, но специальном смысле, чтобы обозначить процесс мышления, с помощью которого детский мозг распознает и воспринимает информацию. Там, где взрослый человек схватывает информацию, главным образом используя способность логически мыслить, ребенок пользуется интуицией, своей уникальной способностью создавать моментальный образ: способ мышления взрослого недоступен ребенку и придет к нему позже. Самое яркое свидетельство этой познавательной ранней деятельности - способность младенца различать лица людей. Структуры мозга формируются к трем годам. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. Таким образом, если в первые три года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере.» 

"Меня часто спрашивают, - писал Масару Ибука, - помогает ли раннее развитие воспитывать гениев? Я отвечаю: нет. Единственная цель раннего развития - дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым".

Основная цель этой теории - предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта; его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста; главное - развить в ребенке 4135_big.jpgбезграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.

Масару Ибука считает, что главное - это введение нового опыта вовремя. Но только тот, кто ухаживает за ребенком изо дня в день (а обычно это мама), может распознать это вовремя. "Матери должны больше полагаться на себя и быть более последовательными в выборе системы воспитания. Уверенность в себе, твердость характера очень важны для воспитания ребенка. Вырабатывайте свой собственный подход к воспитанию, свободный от модных течений, штампов и облегченных методов".

Теория Масару Ибука делает возможным уничтожение таких реалий, как невежество, неграмотность, неуверенность в себе, и, кто знает, может быть, принесет, в свою очередь, уменьшение бедности, ненависти и преступлений.

Тезисы Масару Ибука. Выводы ученого.

  • Детский сад - уже поздно
  • Каждый ребенок может учиться хорошо - все зависит от метода обучения.
  • Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми.
  • Структуры мозга формируются к трем годам.
  • Современное воспитание делает ошибку, меняя местами период "строгости" и период "все можно"
  • Взрослые понятия "трудно" и "легко" не годятся для детей
  • Мозг ребенка может вместить безграничный объем информации.
  • Ребенок запоминает только то, что ему интересно
  • Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоил в детстве
  • Можно развить слух у ребенка с нарушениями слуха
  • Главное - окружение, а не гены
  • Ребенок, рожденный от отца-ученого, необязательно станет ученым

"Ложка дегтя в бочке меда" в раннем детстве означает, что влияние, оказываемое на ребенка в таком возрасте, оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь. Именно родители должны заботиться о том, чтобы это влияние было благотворным. Комната, лишенная стимуляторов, - вредна для малыша.

Младенчество - чрезвычайно восприимчивый период в жизни человека. То, что родителям кажется неважным и бессмысленным, ребенок может воспринимать с такой чувствительностью и силой, что этот опыт может стать основой всей его дальнейшей жизни. Ребенок может прочесть по картинкам в книжке совсем другую историю, чем та, которую читает взрослый. Впечатления раннего детства определяют дальнейший образ мыслей и действий ребенка.

Готовых рецептов обучения младенцев нет.

Почаще берите ребенка на руки.

Новорожденный чувствует, когда родители в ссоре.

Профессор Токийского университета Тошио Ямашита, специалист по детской психологии, выделил следующие причины детской раздражительности:

1) физическое состояние, вызванное болезнью;

2) голод или усталость;

3) сильное возбуждение после неприятного инцидента или испуга;

4) недостаток физических упражнений и, как результат, накопившаяся неизрасходованная энергия;

5) желание настоять на своем;

6) подражание раздражительным родителям.

Не высмеивайте своего ребенка в присутствии других!

Интерес - лучшее побуждение. Интересное дети считают правильным, а неинтересное неправильным. Интерес ребенка нуждается в подкреплении. Повторение - лучший способ стимулировать интерес ребенка.  Детское воображение и фантазии развивают творческие способности. Развивайте у ребенка интуицию (шестое чувство). Говорите ребенку правду на половые темы. Неправильное питание вырабатывает плохие привычки на всю последующую жизнь. Распорядок дня развивает чувство времени.

Музыкальная гармония лучше всего усваивается в раннем детстве. Совершенный слух нельзя выработать у взрослого, но можно у маленького ребенка, если дать ему правильное музыкальное образование. Обучение игре на скрипке развивает способность к концентрации внимания. Игра на скрипке развивает черты лидера. Музыкальное образование в раннем возрасте отражается даже на внешности ребенка, музыка делает человека красивым.

Заучивание стихов тренирует память

Ребенок - великий имитатор

Дайте своему ребенку карандаши как можно раньше

Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Таким образом, если вы хотите развить у ребенка нестандартное мышление и изобретательность, не покупайте ему все, что он просит. Этим вы достигнете прямо противоположный эффект. Игрушки должны быть приятными на ощупь. Готовые игрушки редко нравятся детям, поскольку они имеют мало общего с окружающим их миром. Книжки не только для чтения, а кубики не только для строительства Игры по ролям развивают творческие задатки ребенка Тренируйте левую руку также, как правую. Не стоит убирать подальше все, что может быть опасно для ребенка У ребенка свое собственное представление о порядке Предоставьте ребенку наблюдательный пост. Ребенку надо на что-то смотреть Очень важно, чтобы ребенка учили правильно ходить с раннего возраста. В ходьбе участвует все тело. Из 639 мышц нашего тела 400 участвуют в ходьбе. В отличие от других физических упражнений в ходьбе ритмически чередуются напряжение и расслабление. Для ребенка работа и игра - это одно и то же. Мне хотелось бы дать вам следующий совет: пусть ваш ребенок трудится столько, сколько может, но при одном условии, что для вас не важен результат его работы. Для ребенка важен не результат его деятельности, а сам процесс.

Раннее воспитание не требует ни дополнительного времени, ни денег. Ваш ребенок вырастет бесполезным человеком, если вы будете его воспитывать, исходя из ценностей сегодняшнего дня. Одна из ловушек, в которую часто попадают матери, - это самонадеянность. Исходя из самых лучших намерений, мать может незаметно стать диктатором, все время навязывая ребенку свою волю. Отец может вырастить из ребенка гения, но только мать вырастит из него хорошего человека, органично сочетающего душевные и физические способности. Вот почему так важно материнское воспитание в раннем возрасте.

Не насилуйте волю малыша. Когда у ребенка возникает желание что-то сделать без всякого принуждения, это и есть идеальный способ обучения.

Не вызывает сомнения, что в первые три года жизни воспитанию ребенка необходимо уделять особое внимание.

К сожалению, чем более обеспокоены родители вопросами воспитания, тем более они подвержены различным влияниям. Матери должны более полагаться на себя и быть более последовательными в выборе системы воспитания. Бросание из одной крайности в другую может нанести вред ребенку. Тщеславие матери прививает ложные понятия ребенку. Чтобы воспитать ребенка, сначала воспитайте себя. Когда родители жалуются на непослушание ребенка, я считаю, что они в этом сами виноваты. Пусть ваш ребенок будет лучше вас. Ученик должен превосходить учителя - иначе прогресс будет невозможен. Даже если ребенок умнее других, но не доверяет людям, он не сумеет многого добиться в жизни. Современная система образования придает слишком много значения экзаменам и отметкам, но игнорирует и никак не поощряет доверия к людям. Поэтому тем более важно, чтобы это качество воспитывалось в раннем возрасте. Это главная задача дошкольного воспитания. Сегодняшние дети покончат с войнами и расовыми предрассудками. Мы, взрослые, не должны прививать нашим детям эти предрассудки.  

Мир во всем мире уже не зависит от нас, сегодняшних взрослых, он зависит от поколения, которое сегодня еще в пеленках"

Источник: http://vkusnyasha.ru

Теги:    
Число голосов: 40

Рекомендуем посмотреть
Выбираем логопеда: на что обратить внимание

... занятия в увлекательную игру и получить устойчивый результат! Методы коррекции речи Современная практика предлагает целый арсенал методик: от артикуляционной гимнастики до интерактивных занятий с использованием мультимедиа. Подход должен быть индивидуальным ... ... адаптироваться к занятиям. Внимательно подходите к выбору специалиста, чтобы обеспечить вашему малышу лучшие возможности для развития речи. Не бойтесь задавать вопросы и следите за прогрессом. Помните, что откладывать коррекцию речи не стоит! Согласно исследованиям, ранняя коррекция речевых нарушений способствует лучшей адаптации в школе и социуме. К тому же, нарушения на ранней стадии корректировать ...

Дата обновления: 15.10.2024

Новейшие подходы в ЭКО: современные технологии для достижения беременности

... третьего поколения — щадящие методы экстракорпорального оплодотворения, минимизирующие нагрузку на организм женщины. Генетическая диагностика: ПГТ-А, ПГТ-М, ПГТ-СП — преимплантационная генетическая диагностика, выявляющая генетические отклонения на раннем этапе развития эмбриона. Методики позволяют выбрать для имплантации здоровые эмбрионы, повышая шансы на рождение здорового ребенка. aCGH и NGS — продвинутые методы анализа генетического материала эмбрионов. Например, ПГТ-Embrace — уникальная технология для эмбрионов, которые ...

Дата обновления: 25.09.2024

Юлия Яковлева "Чему я могу научиться у Майи Плисецкой"

....  На примере историй известных людей разобраны жизненные стратегии и мотивационные методики, которые помогут развить у ребенок (и у себя) эмоциональный интеллект, творческое... ... креативность и смелость! Наши герои — известные люди, которые сделали огромный вклад в развитие технологий, науки, литературы и искусства. На их примере вы узнаете, какие... ... своим силам. Быть балериной не только физически непросто: изнуряющие тренировки, боль, ранняя пенсия. Это интриги, зависть, постоянный контроль, ограничения, иногда бедность...

Дата обновления: 04.05.2022

Ребенок заказал Деду Морозу слишком дорогой подарок: что делать

... психолога и эксперта в области детской физиологии и нейропсихологии. Наш эксперт – основатель школы «Как Здорово!», соавтор методик развития детей от 9 месяцев до 8 лет, автор блога о здоровом развитии детей, сооснователь Академии гармоничного развития «Как ... ... время воображения, творческого и абстрактного мышления. У природы есть на то свои причины: безудержное любопытство и фантазия в раннем детстве помогают ребенку очень быстро развиваться, впитывать информацию, быть жадным до открытий. В начальной школе постепенно ...

Дата обновления: 13.12.2021

Развиваем интеллект и моторику: для детей 6–7 лет (с наклейками)

... равномерное развитие всех типов, способностей ребенка, развитие интуиции и проницательности, развитие познавательного интереса, любознательности, умения применять на практике имеющиеся... .... О книге Очень важно сформировать у ребёнка позитивный настрой на обучение с самых ранних лет. Эта книга составлена из увлекательных интерактивных заданий, выполняя которые... ... "цвет" и "форма". И всё это — играя и развивая мелкую моторику! Уникальная методика и используемый в пособии комплексный подход помогут ребёнку усовершенствовать...

Дата обновления: 07.12.2021


Код для вставки на форуме:
Цитировать Имя
Evgeniya, 05.04.2011 14:37:23
Полностью согласна с тем, что нельзя навязывать свою волю ребенку, от этого страдает и мать и ребенок и весь день испорчен,а чем грозит это в будущем - даже страшно подумать. В результате возможно отдаление ребенка от родителей, нарушение тонкой душевной связи между ними.
Дети, так быстро переключаются, просто нам, взрослым, надо остановиться на секунду перед тем, как "навязать" свою волю малышам и придумать интересный способ отвлечения малыша от его текущего занятия и привлечения к своей воле:) Все должно быть мягко и играючи, тогда успех обеспечен и гармония не нарушена.
Евгения - создатель креативного блога www.mami-deti.com - легко и радостно творим вместе с детьми!
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования