Мозаика – это очень полезное занятие для детей. Оно развивает внимание, память, аккуратность и терпение, улучшает мелкую моторику. Как же начать заниматься с ребенком? Ведь если просто положить перед ним на стол мозаику, он вряд ли сделает что-то интересное и вскоре она ему надоест.
Чтобы заинтересовать ребенка этой игрой, давайте ему задания по принципу “от простого к сложному” и внимательно следите за его первыми достижениями. Для начала изучите цвета элементов мозаики. Разложите перед ребенком элементы мозаики основных цветов. Показывая на тот или иной, называйте цвет. Скажите: «Посмотри, это синий, это красный. Покажи, где деталь синего цвета, где красного?».
Теперь выложите много элементов разных цветов и попросите малыша отобрать все элементы одного цвета или разобрать все элементы по цветам.
Когда с цветами ребенок уже хорошо разобрался, можно по такому же принципу рассказать ему о геометрических фигурах. Показывая деталь, комментируйте: «Посмотри, это круг, у него нет углов, его можно катать. Это квадрат, у него все стороны одинаковые и есть углы. Это треугольник у него уголок наверху». Затем попросите ребенка показать круг, квадрат и другие фигуры, которые вы выучили.
В итоге, ребенок должен легко рассортировывать элементы по форме и цвету. Теперь можно приступать к выкладыванию картинок и узоров.
Не настаивайте на точном выполнении инструкций, пусть малыш попробует собственные силы, складывая простейшие композиции. Соберите цветочек, солнышко, домик. Если ребенку понравилось, увеличивайте количество элементов и сложность композиции. При этом, помогайте ребенку, если что-то не получается, но не стоит собирать мозаику вместо него. Направляйте его, подсказывайте последовательность действий.
Если вы решили собрать рисунок по схеме, объясните ребенку, что сначала надо посчитать, сколько и каких элементов вам понадобиться для того, чтобы собрать рисунок (конечно, если это не слишком большое количество, иначе считать будет трудно). Предложите ребенку: “Давай посчитаем, сколько понадобится зеленых прямоугольников? А желтых квадратов? Отложи их, мы используем их для рисунка.”
Такой простой прием поможет ребенку развить навыки счета, определить цвета и названия геометрических фигур и систематизировать свои действия.
Когда элементы для создания картинки найдены, спросите, с какого участка ребенок хочет начать выкладывать картинку. При этом обратите внимание ребенка на то, где должна находиться эта область рисунка, чтобы рисунок вписался в рамку или поле для выкладывания мозаики.
Если вы выкладываете симметричный узор, расскажите ребенку о том, что значит симметрия, пусть он попробует зеркально отобразить выложенный вами узор. Меняйте ось симметрии раз от раза, делая ее то горизонтальной то вертикальной, это хорошо развивает пространственное воображение ребенка.
Когда ребенок поймет основные приемы работы с мозаикой, он уже сам будет придумывать сюжеты и собирать их из мозаики, главное заинтересовать его, пробудить интерес к игре, и через некоторое время вы сможете соревноваться с ребенком на то, кто составит более красивую картинку.
Как подобрать мозаику в зависимости от возраста ребенка?
В любой детской комнате можно найти мозаику. А то и не одну. Это хорошая развивающая игрушка, которую любят собирать как дети, так иногда и родители. Игра с мозаикой развивает мелкую моторику, внимательность, наблюдательность, зрительное восприятие. Ребенок учится подбирать подходящие по форме или цвету фрагменты.
При выборе мозаики важно учитывать возраст ребенка. Для самых маленьких детей подойдет сферическая или сотовая мозаика. Например, компаний Стеллар (Россия) или Quercetti (Италия), производитель рекомендует ее для детей от года. Элементы в такой мозаике крупные, так что ребенку удобно брать их в руки и одевать на ячейки. Обратите внимание, защелкиваются ли элементы на поле, иначе при любом наклоне мозаики она будет рассыпаться.
Для детей постарше – примерно от 2 лет, подойдет уже мозаика с элементами на ножке, так же компаний Стеллар, Quercetti или Русский стиль (Россия). Для двух-трехлетнего ребенка выбирайте мозаики такого типа с небольшим количеством элементов и цветов. Игры с такой мозаикой способствуют развитию творческого воображения, ведь хотя к набору и прилагается обычно буклет с изображениями, ребенок может собирать из элементов мозаики любые картинки.
В возрасте 2-3 лет ребенку нравится играть в составную мозаику – паззл. Это разрезанные на небольшое количество (2-8) частей картинки с изображением разных предметов. Детали у такой мозаики для малышей крупные, так что ее удобно собирать на полу. Выбирайте такую мозаику с картинками понятными малышу – изображениями животных, фруктов и овощей, игрушек. Такую мозаику из картона выпускает, к примеру, компания «Дрофа-Медиа» (Россия). Мозаику такого типа делает компания Тедико (Россия). Но элементы ее сделаны из эластичного и прочного современного материала, который, помимо всего прочего прилипает к влажной поверхности, то есть его можно использовать в ванной.
Для детей 5-6 лет подойдут более сложные мозаики. Например, магнитная мозаика по номерам компании Юниор (Китай). Где ребенок составляет сложные многоцветные картинки, выбирая подходящий элемент по номеру и цвету. В нее входят около 1000 элементов, так что собирать эту мозаику будет интересно даже взрослым.
Каких только мозаик не бывает. Сейчас можно купить мозаику настольную и напольную, логическую и объемную… да всех и не перечислить. Посмотрим, какими же все таки они бывают, и чем отличаются.
Напольная мозаика “Веселая стройка”. Эта игрушка фирмы Эра. В коробке вы найдете 400 деталей 10 различных цветов. Цвета очень яркие и сочные. Такая мозаика отлично подойдет для малышей, которые любят играть на полу. Детали крупные, и легко соединяются, так что справиться с ними ребенку не составит труда. Но можно строить из такой мозаики не только плоские, но и объемные фигуры, благодаря специальным пазам и креплениям. Правда поднимать такую поделку высоко над полом не стоит, скорее всего, она развалиться, что неудивительно… мозаика то напольная.
Для малышей есть также книжки-мозаики. Они способствуют развитию познавательной активности, мелкой моторики и речи. Обычно внутри таких книжек мозаика из различного количества фрагментов, собрав которую, ребенок увидит картинку с веселыми героями детских мультфильмов.
А вот интересный и полезный вариант мозаики для дошкольников. Раскладывается такая мозаика на столе. На каждой детали написаны буквы, цифры и различные арифметические знаки. Так что можно с ее помощью готовить ребенка к школе. Эта мозаика поможет ему овладеть грамотой и основами математического счета, а также потренироваться в составлении слов и слогов. Для крепления шестигранных элементов, полых внутри, используется белое поле с выпуклыми частями.
Есть также классическая настольная мозаика, с которой мы знакомы с детства, однако она не утеряла свою актуальность. Форма фишек в ней в виде сферических сот на тонких ножках, когда вы собираете картинку на специальной подставке, ножки крепятся в дырочки и отдельные части мозаики плотно примыкают друг к другу.
В каждом наборе мозаики, независимо от вида, есть инструкция с примерами сборки или вариантами игры. А когда ваш ребенок освоит основные приемы и соберет предложенные картинки, он может воспользоваться своей фантазией и собирать то, что подскажет его воображение.
Источник: http://www.tigrulki.ru
Задания для мозаики