Зачем нужны сказочные истории?
Рассказывание историй – древнейший способ человеческого общения и, пожалуй, один из наиболее подходящих детям.
Так пишет про это известный психолог и психотерапевт Д. Бретт:
“Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно. Если мы хотим объяснить что-то сложное французу, то, разумеется, преуспеем в этом больше, если будем говорить на французском языке. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются — на языке детской фантазии и воображения.
Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков и находят отражение в культурах разных народов. В своей книге, посвященной сказкам, Бруно Беттельхейм подчеркивает их исключительно важную роль, так как они помогают детям преодолеть тревоги и конфликты, с которыми им приходится сталкиваться.
В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В "Золушке", например, говорится о соперничестве между сестрами. В сказке о Гензеле и Гретель основная тема — боязнь быть покинутым. "Мальчик с пальчик" рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами, масштабами и мощью. В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир, - очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость оптимизм и уверенность. Но самое главное – они говорят ребенку, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безысходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.
Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно”.
И на самом деле, рассказывание историй, для родителей – вещь уникальная. Вы сами знаете, что вечернее чтение ребенку – одно из лучших средств примирения. Дело в том, что дети – в каком-то роде инопланетяне на нашей “взрослой” планете. Прилетевшие в гости и, по воле судьбы, решившие остаться здесь навсегда. Они видят мир совершенно по-другому, чем мы. Они наблюдают взрослых, слушают их, стараются понять и стать похожими на них. Однако этого хватает не всегда.
Дети постоянно сталкиваются с проблемами, схожих с которыми нет во “взрослом” мире. Даже если они и встречаются - все равно наши способы решения бесполезны для них. Объяснения и увещевания отлетают “как от стенки горох” – не правда ли знакомая картина? В результате дети, мышление которых предельно однозначно (“да-нет”, “плохо-хорошо”), приходят к выводу о том, что вы им помочь не можете.
Иногда взрослый, желая что-то подсказать ребенку “по-жизни” или просто выразить свои чувства, не может найти для этого подходящих слов, не знает, как можно дать понять ребенку, что он не оставлен “один на один” со своими проблемами.
Выход здесь один – самому погрузиться в мир фантазии и волшебства, в котором ребенок чувствует себя как “рыба в воде”. В мир, где возможны самые непредсказуемые сочетания событий, героев и пр., но из которого ребенок с легкостью берет информацию для жизни в реальном мире. Надо отметить еще раз – фантазия абсолютно реальна для детей. И не потому, что дети не видят настоящей жизни. Просто фантазия, является для детей наилучшим способом анализа окружающего мира. Это их язык, который мы, взрослые, успешно забыли.
Значит надо вспоминать, – и именно в этом вам помогут сказочные истории. Огромную роль здесь могут сослужить самые обычные волшебные сказки, которые вы читаете или читали на ночь своему ребенку. Волшебная сказка – веками наработанная ценнейшая информация, высочайшей плотности, детским языком поднимающая по-настоящему философские проблемы осмысления мира. Она настолько универсальна, что ее структура одинакова во всем мире – от Сибири до Южной Америки.
Однако каждый ребенок, постоянно сталкивается с конкретными проблемами, подчас требующими “приземленного” и прагматичного решения, приносящего облегчения “на месте”. Именно здесь вам помогут сказочные истории, написанные специально для наших с вами детей и ориентированные на конкретные проблемы. Эти истории помогут вашим детям найти выход из сложных ситуаций, с честью выдержать любые удары судьбы и быть Вам благодарными за это – ведь именно Вы их прочитаете своим детям.
Что это за истории?
Истории, которые психологи называют “терапевтические сказки”, являются проблемно-ориентированными. Иными словами, каждая из них предназначена для решения какой-то одной проблемы или нескольких сразу. Однако в русское название таких сказок закрадывается слишком большая однозначность, - как-бы сказки “для проблем”. Берешь ребенка “с проблемой”, читаешь ему сказку, и …. о, чудо, да здравствует исцеление!
Английский же вариант звучит гораздо проще и мягче - “problem-solving”, сконцентрированные на проблеме. Это говорит о том, что сказка скорее позволяет ребенку сосредоточиться на решении проблемы, показывает возможность, но не дает жесткие рекомендации. Ведь, если нет двух одинаковых жизней, – значит и нет, общих на всех, способов приближения к счастью.
Безусловно, каждая из этих историй имеет определенную направленность. Такая история – это рассказ об определенных ситуациях, схожих с теми, в которые часто попадает ребенок. Также в ней описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни.
Что могут дать такие истории вашим детям?
Во-первых, они рождают у ребенка ощущение, что вы его понимаете, что вас интересуют его проблемы, что вы не “стоите в стороне”, а готовы оказать посильную помощь. Реакция ребенка на эти истории может оказаться для него единственным способом, которым он “откроет” вам свою душу, расскажет о своих трудностях.
Во-вторых, в результате работы с “помогающими” историями у детей формируется "механизм самопомощи". Они усваивают такой подход к жизни: “ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и ты наверняка победишь трудности”. Таким образом, они начинают следовать основной идее наших историй: “в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, и это обязательно приведет к успеху”.
В-третьих, истории представляют детям россыпи возможных вариантов выхода из сложнейших жизненных ситуаций. Они показывают детям, что выход есть всегда, надо только внимательно посмотреть, поискать и окончание обязательно будет счастливым.
В книге вы найдете истории, предназначенные для трех возрастов: дошкольного, младшего школьного и подросткового. Это деление во многом условно. Для вас основным критерием должен служить интерес ребенка к сказке и его живая реакция, отклик на события, описываемые в ней. Если он присутствует – сказка “идет”.
Перед каждой сказкой обозначена ее направленность: круг проблем, на разговор о которых ориентирована сказка. В конце книги можно найти “проблемный указатель”, где основные проблемы перечислены в алфавитном порядке с указанием номера соответствующих историй.
Однако любая история, приведенная здесь, будет полезна любому ребенку, конечно в большей или меньшей степени. Дело в том, что в сказочных историях можно выделить на четыре группы тем, которые они поднимают:
1. Трудности связанные с общением (со сверстниками и родителями).
Это естественные для каждого ребенка конфликты, противоречия, обиды и пр. возникающие в детском саду, в школе, дома и на улице.
2. Переживание ощущения себя человеком, у которого “что-то не так”. Чувство неполноценности.
Практически все агрессивное поведение – результат ощущения собственной “малозначимости” и попытка таким способом доказать обратное. Ребенок, досаждающий вам и другим детям и тем самым демонстрирующий собственное Я, часто ощущает себя гораздо более неполноценным, чем ребенок, кажущийся слабым и “забитым”.
3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.
Здесь самое важное не то, чего именно ребенок боится, а то, “как” он боится. Если он использует страхи для саморазвития, преодолевает их и на этом учится жизни - все в порядке. Если страх “тормозит” развитие, концентрируя на себе все внимание ребенка - тогда требуется помощь. Еще, надо помнить, что дети, отчаянно отстаивающие то, что они ничего не боятся, – как раз боятся-то больше всего. Просто они даже боятся признаться себе в своем страхе
4. Проблемы, связанные со спецификой возраста.
Каждый возраст приносит ребенку новые трудности. Дошкольник сталкивается с тем, что ему нужно научиться обходиться одному без мамы, научиться быть самостоятельным. Дальше ребенок идет в школы – и вместе с этим оказывается под ворохом самых различных трудностей, связанных с учебой. Подросток же встречается с необходимостью утвердить себя как самостоятельную личность. Обо всех этих проблемах можно и нужно говрить при помощи сказки.
И если уж мы заговроили про подростков – надо привести пример. Итак… сказка “О Дрюпе Дрюпкине”. Специально для подростков.
Направленность: Недостаток самоконтроля и произвольности. Неорганизованность. Недостаток рефлексии и осознавания своего поведения.
Ключевая фраза: “А мне все равно!”
В далекой-далекой Солнечной системе, на далекой-далекой планете Земля в одном далеко и большом городе жил Дрюпа Дрюпкин. Как жил? Да по-разному. Но считал он себя не очень счастливым, потому что слишком часто с ним что-то нехорошее само собой случалось. То в столовой его любимый суп с цветной капустой прольется, то на любимом уроке географии любимая учительница “три” поставит, то любимый друг Пустель Пупкин с ним поругается. А то как-то просто сидел Дрюпа на стуле в своей комнате, просто сидел и свалился на пол да больно так, что искры из глаз посыпались. Только открыл Дрюпа глаза, как голосок чей-то услышал:
- И не надоело, тебе, Дрюпон, так жить?
- Ты кто, - испугался Дрюпа.
- Я – твоя шишка, - пропищал голосок.
Подскочил Дрюпа к зеркалу: синяк под глазом, царапина на шее и такой шишак на затылке, но действительно глазками подмигивает.
- Тебе надо измениться, Дрюпыч!
- Да, я уж изменился, куда больше, увидишь в темноте, испугаешься, - вздохнул Дрюпа.
- Нет, Дрюпа, не так. Тебе нужно почаще выполнять уроки Жизни.
- Да, у меня и так жизни нет от школьных уроков.
- Слушай меня, Дрюпкин. Слушай и благодари. Тебе нужно учиться у неприятных, трудных ситуаций. Тогда сразу поумнеешь, а иначе скоро из Дрюпы тебя переименуют в Большого Шишака.
Дрюпа от такого нахальства собственной шишки дар речи потерял, а когда нашел – шишки уже не было. И синяка под глазом и царапины на шее.
Но появился зато резвый младший брат Купер-персик. И не просто появился, а тут же Дрюпкину ручку сломал. Хотел Дрюпа ему двинуть, но остановился. Может на Купер-персике жизни поучиться? Посидел и подумал: “А может пожалеть Персика для разнообразия?”. Тут мама пришла с работы и как всегда с претензиями: “Собаку не выгулял. Кухера обижал”. Хотел Дрюпа как всегда обидеться, а потом подумал: “может быть жизни поучиться и попробовать понять маму”.
Не хочется длинно рассказывать о Дрюпе – вы ведь и так уже все поняли. Понравилось Дрюпе выполнять уроки жизни, понравилось ему изменять себя. Ну и жизнь, конечно, его изменилась к лучшему. Какой она стала? Это вы тоже лучше меня знаете, какой должна быть жизнь у пятиклассника, чтобы он чувствовал себя счастливым. А каким стал Дрюпа, когда вырос, когда школу кончил – может быть ты мне сейчас расскажешь?
Вопросы для обсуждения:
- Каким стал Дрюпа когда вырос? Почему?
- Что такое Уроки Жизни?
- Чему можно научиться у неприятных и трудных ситуаций? Приведи пример из своей жизни? Чему у них научился Дрюпа?
Самый простой и естественный способ – чтение ребенку вслух. Даже если ребенок прекрасно читает, важно, чтобы это делали вы. В этом случае, содержание сказки как-бы автоматически одобряется вами и разрешается для обсуждения. Да и потом, какое несказанное удовольствие можно получить оттого, что “тебе читают!”, хотя, в-общем уже совершенно не обязаны этого делать.
Если же вашему ребенку 12 и больше лет, да и к тому же он мальчик, начинающий относиться со скепсисом к тому, что “не круто” - ваша задача сложней. История должна быть выучена наизусть и достаточно естественно вставлена в будничные семейные разговоры. Как-бы “ненароком”, вы рассказываете “байку”, анекдот или просто “забавный случай”, не показывая того, что вас вообще интересует его (ее) реакция. Конечно, в этом случае истории, приведенные в этой книжке, нуждаются в переделке – необходимо использование слов и способа мышления, присущих именно вашему ребенку. Однако результат, если все прошло удачно, может быть совершенно ошеломляющий. Здесь можно привести такое сравнение: воспитание детей чем-то похоже на рулетку – размер выигрыша изменяется в зависимости от поставленной суммы (сил вложенных в детей).
Вернемся к детям более младшего возраста. Читая ребенку сказку необходимо внимательно смотреть за тем, как он слушает. Если, беспокойный обычно, ребенок замер – это говорит об актуальности темы сказки. Если спокойный ребенок начинает вертеться – значит либо тема абсолютно незначимая, либо сказка по форме трудна для понимания. Может быть еще третий вариант: тема “болезненная” настолько, что даже упоминание о ней совершенно в ином контексте приводит к отторжению. Однако здесь за невниманием ребенка легко разглядеть высочайшее внутреннее напряжение, связанное с любыми разговорами о данной теме.
В процессе чтения можно просить ребенка высказывать свое мнение относительно течения сказки. Может быть, он что-то добавит (например: на что еще обиделся мишка), что-то наоборот изменит, выскажет свое мнение по поводу действий героев и сюжета.
Вне зависимости от активности ребенка во время чтения, закончив, необходимо обсудить сказку. Здесь уже ваши возможности безграничны, – спрашивайте все, что вам придет в голову, делитесь своими мыслями и чувствами с ребенком. В качестве основы для обсуждения можно использовать примерные вопросы, приведенные после каждой истории. Однако, необходимо соблюдать два основных правила.
Во-первых, ребенок должен иметь возможность сказать все, что он думает. Это значит, что вы не оцениваете ни единого слова из того, что он говорит. Вы вообще не употребляете выражения “правильно”, “неправильно”, “верно”, “неверно”, а говорите только “мне кажется”, “на его месте я бы..” и т.п. Ребенок должен четко знать, что ни одно из его высказываний не будет подлежать осуждению.
Во-вторых, подталкивая ребенка на обсуждение истории, высказывая свое мнение, нужно по-возможности отдавать “бразды правления” в этом разговоре ребенку. Как только он хочет что-то сказать, – заканчивайте и слушайте его. Лучше всего если он будет сам задавать вам вопросы, а вы будете искренно на них отвечать.
Однако не стоит “затягивать” обсуждение. Если ребенок устал – это значит, что длительная эмоциональная активность такого рода для него сложна или сама тема отбирает очень много сил. Мы, взрослые, можем устать от получаса тяжелых переживаний больше, чем от дня работы. Поэтому, лучше вернуться к обсуждению через день, чем сформировать у ребенка отвращение к подобным занятиям. Ведь основной принцип свободного диалога – удовлетворение желаний обоих сторон, то есть как ваших, так и ребенка.
Если ребенок не хочет ничего говорить, – не заставляйте его. Через некоторое время “дар слова” придет к нему, но это произойдет только при очень мягком и ненавязчивом игровом отношении с вашей стороны.
После обсуждения можно попросить нарисовать рисунок, иллюстрирующий эту сказку. Наилучшим вариантом было бы, если бы вы тоже приняли в этом участие, отдельно от ребенка нарисовав свой рисунок.
Рисование является важным закрепляющим фактором, а также при необходимости расслабляет и успокаивает ребенка, снимая напряжение, вызванное обсуждением проблемной темы.
После рисования (не обязательно сразу же, может быть, завтра или послезавтра), предметом обсуждения может стать уже сам рисунок. Дело в том, что ребенок скорее выберет сюжет наиболее значимый для него, значит, содержание рисунка может вам много сказать о реакции ребенка на сказку. Прояснить все свои соображения вы можете, обсудив с ребенком рисунок, задавая ему вопросы, о том, что он нарисовал, рассматривая каждую деталь. Вы можете говорить и об истории в целом, однако центром вашей беседы будет тот момент, который изображен на рисунке.
Возможно, вас поразит, что ребенок создал рисунок не совсем “правильно” иллюстрирующий сказку. Это нормально – так он выделяет наиболее значимые моменты и вносит корректировку в саму сказку, а также выражает свое отношение к сюжету.
Последний этап работы со сказкой сравнится с фигурами “высшего пилотажа”. Это настолько же для родителей трудно, насколько эффективно для ребенка. Это – драматизация или “проигрывание” сказки или ее частей. Конечно, трудно всем, однако помните, что здесь отнюдь не необходимы какие-либо актерские таланты. Только уверенность в себе, отсутствие стеснения и желание помочь своему ребенку.
Вы начинаете с того, что раздаете роли, решаете с ребенком, кто будет кем. Желательно, чтобы выбор здесь сделал сам ребенок. При большом количестве персонажей вы можете: привлечь родственников, взять на себя дополнительные роли (тогда нужно будет каждый раз обозначать – “теперь я такой-то”) или превратить обычные предметы (ручки, стулья и т.п.) в недостающих героев (озвучивать их будете вы и ребенок). Затем вы выстраиваете “сказочное” пространство: “диван будет морем, стул – горой, коврик – домом”.
Теперь можно начинать. Строгое согласование с текстом сказки отнюдь не обязательно. Ненужные для сюжета элементы можно опускать, сам текст как угодно сокращать, при этом, однако, акцентируя внимание на ключевых моментах. Если в сказке главное – обида, необходимо, чтобы ситуация обиды вышла четкой и яркой и не затерялась в общем сюжете. Идеальный вариант – если всю режиссуру берет ребенок, отставляя вам роль “сотрудника”. Тогда можете не сомневаться – ничего из того, что необходимо не будет упущено, ваша же задача - просто быть самим собой, играя и развлекаясь.
Однако так бывает не часто. Для многих детей ситуация “театра с мамой” (именно так можно назвать все эти действия), может быть настолько непривычной, что от них будет трудно ожидать активности, по крайней мере, в начале. Более того, дети привыкают к определенным схемам, правилам и их нарушение (пусть даже и “приятное”) может пугать ребенка. Тогда он, возможно, будет сопротивляться вашим попыткам поиграть с ним, говорить, что он не хочет, что он “это не любит”.
Здесь можно дать один совет – доверяйте своим чувствам. Старайтесь “расшевелить” ребенка не перегнув при этом палку. Если вы будете ненавязчиво и мягко пытаться играть с ним – рано или поздно он ответит вам, привыкнув и почувствовав безопасность. И, как только появляется малейшая инициатива, – поддерживайте и лелейте ее, как ценное растение, требующее осторожности при уходе.
Итак, что же в результате? Вы прикладываете массу усилий, а ребенок никак не становится таким, как вы хотите. Все верно. Ребенок станет таким, каким ему нужно стать (хотя он сейчас этого и не понимает), вследствие его особенностей, характера его неповторимой личности. И в том, что он не собьется на этом тернистом и скользком пути, не упадет в коварную трещину вы можете быть уверены. Почему? Потому, что именно вы даете ребенку ту поддержку, которая ему необходима, которую кроме вас не может дать никто.
В заключение приведу пример одной из сказок, предназначенных для детей дошкольного возраста. Вы спросите – а где можно найти другие сказки? Безусловно есть соответствующая литература и она доступна. Но если внимательно вчитаться в текст то вы поймете, что алгоритм создания сказки не так уж труден и нужно лишь немго отпустиь свою фанатазию, чтобы облачить то, что мы хотим донести до ребенка в форму сказки.
Итак…. Сказка “Мышонок и темнота”
Направленность сказки: Страх темноты у ребенка, повышенная тревожность. Ночные кошмары. Общая боязливость
Ключевая фраза: “Мне страшно!”.
На опушке большого красивого леса живет Маленький Мышонок с мамой и папой. Он очень любит цветы, растущие рядом с их домиком, зайчат, прибегающих на полянку, птиц, что каждое утро будят мышиную семью своим звонким пением. Мышонок радуется солнцу и ветерку, очень любит смотреть на облака, по ночам любуется звездами со своим другом Светлячком.
А раньше Маленького Мышонка очень пугала темнота, ночь, когда вокруг ничего не видно и только слышны таинственные шорохи, наводящие ужас.
В один из дней Маленький Мышонок очень долго гулял, бегал и забрел так далеко, что возвращаться пришлось днем, ночь была безлунной, а совсем рядом что-то всё время шуршало, вздрагивало и шевелилось. И хотя это был просто ветер, гуляющий в ветвях деревьев, Мышонку все равно было страшно. Ему хотелось поскорее попасть домой, но страх сковывал его, он замирал, и слезы набегали на глаза. Вдруг он услышал вдалеке шум, ему представилось, что это злые чудовища клацают зубами, сердце его замерло, и он притаился. Но это оказался всего лишь писк, и Мышонок подумал, что может быть это кричит такой же, как он, маленький и испуганный малыш....
Оглядываясь и вздрагивая от каждого шороха. Мышонок медленно шел на голос и вышел к небольшому кусту, меж веток которого была натянута паутина, а в паутине запутался Светлячок. Мышонок освободил его и спросил:
- Ты так кричал потому, что тебе страшно в темноте?
- Нет, - ответил Светлячок, - в темноте совсем не страшно, как тебе кажется, а я кричал потому, что запутался в паутине и не мог сам выбраться. Меня ждут друзья...
- А ты куда идешь? - спросил Светлячок.
И Мышонок рассказал ему, что идет домой и что ему страшно.
- Я яркий и свечусь, я помогу тебе добраться до дома, - сказал Светлячок.
По дороге они встретили друзей Светлячка. Все благодарили Мышонка за то, что он спас Светлячка. И все светлячки так ярко и красиво светились, что это было похоже на праздничный фейерверк. И тут Мышонок увидел, что в темноте совсем не страшно, потому что ночью всё такое же, как и днем, — есть и красивые цветы и птицы. И даже такие необыкновенные красавцы, как Светлячки.
Они проводили Мышонка до дома, поблагодарили его родителей за то, что они вырастили замечательного храброго сына. Мама Мышонка сказала: "Я всегда верила в тебя, малыш, ты ложись спать, а завтра мы устроим большой праздник. Все звери узнают, что ты теперь ничего не боишься и всегда готов помочь оказавшимся в беде".
И был большой праздник. Все лесные звери узнали о том, что случилось с Маленьким Мышонком, как он спас Светлячка. А ночью, когда праздник еще продолжался, вся опушка этого большого леса засветилась, потому что собрались все светлячки и стало светло, как днем, и еще долго-долго продолжалось веселье и поздравления Маленького Мышонка и его родителей.
Вопросы для обсуждения:
- Чего боялся мышонок? Тебе бывает так же страшно?
- Что помогло Мышонку не бояться? Что Мышонок узнал про темноту?
Попробовав рассказывать сказки, вы сможете “своими руками” пощупать новый способ коммуникации с ним, получите возможность положить в свой педагогический “арсенал” новый спсооб взаимодействия. Причем способ, позволяющий как помочь ребенку в трудной ситуации, так и просто “побыть вместе”.
Пообщаться на эту тему можно здесь
Источник: Из книги: Лабиринт души на http://www.sunhome.ru