Вашему малышу пошел 10-й месяц. Вне маминого животика он провел столько же времени, сколько жил внутри. И все это время кроха растет не по дням, а по часам и продолжает удивлять мамочку. Конечно, каждый ребенок развивается по-своему, но есть определенные этапы, которые, к этому моменту прошли уже все малыши.
Как мы растем
К десяти месяцам уже практически все дети ползают, многие могут стоять у опоры. Некоторые ходят вдоль мебели, некоторые уже могут сделать один два шага самостоятельно, и только очень немногие уже умеют ходить. Ваш малыш уже прекрасно сидит, поворачивается, наклоняется, меняет положение, ложится из положения сидя. Если он достаточно рискованный, он может пытаться залезать на невысокие предметы.
Восторг от овладения новыми моторными навыками мешает спать многим детям. Ваш малыш может даже просыпаться по ночам, чтобы постоять немного в кроватке. Очень активный ребенок может спать всего 11 часов ночью и один час днем. Если у вашего крохи проблемы с засыпанием, подержите его на руках, покачайте немного, пока он пьет вечерний кефир из бутылочки, или когда вы вместе смотрите книжку с картинками.
К этому времени, ваш малыш уже придумал свою игру в «ку-ку». Он прячется под одеялом и ждет, когда вы его позовете. Если этого не происходит, он зовет вас, чтобы вы шли его искать. Некоторые дети предпочитают закрывать лицо ладошками, а не накрывать голову одеялом или полотенцем. Если он вас не видит, значит и вам его не видно - логично рассуждает он!
Ваш малыш любит рассматривать картинки и слушать, как вы читаете, хотя он понимает далеко не все. Когда его просят «покажи», он показывает некоторые предметы. Он также прекрасно понимает слово «нет» и может даже повторять его и мотать головой. Тем не менее, это его ни чуть не останавливает. Терпение и спокойствие в сочетании с настойчивостью вот, что поможет вам приучить ребенка к самоконтролю.
Детская страсть к познанию окружающего мира может завести малыша на запретную территорию, и он будет вне себя от горя и отчаяния, когда его отругают за этот проступок. Однако, если ваш дом достаточно безопасен, вы можете спокойно позволить малышу исследовать его владения. Уберите подальше низко свисающие скатерти и ядовитые вещества. Убедитесь, что дверь в ванную комнату всегда закрыта нет ничего более притягательного, чем туалет.
Ребенок начинает понимать, что вокруг все существует не только в поле его зрения. В один прекрасный день он откроет для себя, что в коробке лежит игрушка, что мама, уйдя из комнаты, скоро вернется и т.д. Таким образом формируется ассоциативное мышление. Ребенок находит и запоминает связь между действиями. Малыш имитирует взрослых. Может чистить зубки, подносить ко рту кружки как это делают взрослые. Кроха способен выполнять простые просьбы.
Продолжает бояться незнакомых людей. Малыш начинает стесняться. Чтобы ребенок не боялся незнакомых людей и помещений, почаще выносите его в новые места, знакомьте со своими друзьями, которых он не знает, обеспечьте ему общение с другими детьми.
Если еще несколько недель назад малыш отличал своих – членов семьи и близких родственников – от чужих только по внешнему виду, то теперь научился различать знакомые голоса. Другой приятный сюрприз: кроха не только прекрасно знает свое имя, но и понимает, когда от него чего-то хотят. Попробуйте позвать малыша по имени и пригласить «на ручки», он охотно потянется к вам.
Активно идет освоение «азов этикета». Когда на прогулке вам пора идти домой, кроха важно машет ручкой на прощание другим детям.
Нарастание массы тела
+450 гр (всего +6400 гр)
Нарастание роста
+1,5 см (всего +22 см)
Двигательная активность
Малыш прекрасно сидит, поворачивается сидя, становится на четвереньки, хорошо садится из положения «лежа». Ползает во всех направлениях. Уже выучил все устойчивые предметы в комнате на которые можно опереться и встать. Малыш начинает требовать от мамы, чтобы она поставила его повыше, на стул например. Только обязательно держите малыша. Кроха тянется все выше. Его привлекают ступеньки, стулья, подоконники. Позаботьтесь о безопасности этих мест и недоступности их для ребенка.
Кроха готовится сделать свой первый шаг. Малыш в этом возрасте может сделать несколько шагов, держась за мебель или стенку. Но после 2- 3 шагов возвращается в привычное сидячее состояние. Каждый малыш начинает ходить по своему. Некоторые пропускают момент ползанья и сразу становятся. Другие проходят все этапы подготовки по очереди. К неуемному любопытству малыша добавились навыки передвижения. Будьте осторожны. Кроха ползет везде, куда может попасть, тянет все, до чего может дотянуться, грызет все, что под рукой. Еще раз просмотрите квартиру и уберите опасные предметы. Ребенок может спокойно встать в кроватке, подтягиваясь за перекладины. Научившись этому действию ваш ребенок вдруг осознает, что кроватку можно раскачать. В этом возрасте одна из рук начинает доминировать. Вы сможете определить «правша» малыш или «левша». Умение рук совершенствуется. Кроха удерживает сразу два предмета в одной руке.
Как мы общаемся
Все активнее развиваются коммуникативные навыки малыша. На прогулке он уже не все время спит. А некоторые детишки даже выходят на улицу не в большой, а в прогулочной коляске. Интересно понаблюдать за двумя встретившимися маленькими человечками. Вот они с любопытством смотрят друг на друга, затем демонстрируют новому знакомому любимую игрушку, охотно берут чужую игрушку, если предлагают (гораздо менее охотно отдают свою). Удивительно, но малыши хорошо понимают друг друга и даже проявляют «солидарность»: если кто-то из детей начнет громко смеяться, то второй присоединяется. А если заплачет один, то через несколько мгновений начнет плакать и другой.
Если раньше малыш случайно ронял игрушки, то сейчас он научился нарочно бросать предметы на пол. Он со всей серьезностью бросает на пол ложку, сидя за столом, или выкидывает игрушки из кроватки. Между прочим, для ребенка это бросание – очередное достижение, которым он чрезвычайно гордится. Если вы сразу же кинетесь поднимать брошенную игрушку, то он будет абсолютно уверен, что это игра для двоих, и придет в еще больший восторг. Поэтому не спешите поднимать игрушки сразу, а лучше пересадите его в манеж или, если позволяют условия, спустите на пол. Что касается пищи, то вряд ли малыш будет бросать ее на пол, пока не насытится. Как только он начнет это делать, сразу уберите еду и спустите ребенка со стула на пол. Самый главный совет: любое действие малыша имеет разумное объяснение. Постарайтесь научиться понимать его, и тогда Вы в полной мере ощутите, что быть мамой – одно удовольствие.
Ваш малыш интересуется всем, что происходит вокруг, на все обращает внимание, но может ни с того ни с сего впасть в мечтательное состояние. Пока малыш занят и вновь не потребовал внимания, вы вполне можете уделить время себе! Настроение ребенка меняется очень быстро. Его характер только формируется, поэтому малыш то просится на ручки, то чем-то недоволен. Вам нужно найти золотую середину и не соглашаться на все, ведь в это время у детей складывается напоминание того, что можно, а чего нельзя.
Развитие речи
Кроха начинает называть свои и ваши действия, предметы. Это еще непонятные взрослым «детские», короткие слова. После какого – то определенного действия ребенок произносит определенное «слово», выражающее его эмоцию, реакцию. Развитие речи детей в этом возрасте сугубо индивидуально. Ребенок прекрасно понимает речь родителей. Нужно с ним разговаривать постоянно, как со взрослым, читайте ему стихи, рассказывайте сказки.
Кормление
Примерная схема кормления ребенка на 10 месяце жизни предоставлена в таблице.
Часы
|
Меню
|
Объем еды на одно кормление, мл
|
6.00
|
Грудное молоко или молочная смесь
|
200
|
10.00
|
Овощное пюре
|
130-140
|
Мясная фрикаделька |
30
|
Яичный желток |
1/2
|
Фруктовый сок
|
40
|
14.00
| Грудное молоко (смесь, кефир) |
200
|
Пюре фруктовое |
35
|
18.00
| 10% молочная каша |
200
|
Сок фруктовый
|
40
|
22.00
|
Грудное молоко или молочная смесь
|
200
|
В рацион ребенка можно вводить новые фруктовые соки и пюре.
Режим дня
Режим дня десятимесячного ребенка включает в себя сон, кормление, игру и т.д.
Днем ребенок спит 2-2,5 часа, при этом один сон на свежем воздухе. Длительность ночного сна около 11 часов. Желательно чтобы ребенок ложился спать в определенные часы, тогда утром он будет посыпаться в одно и тоже время.
Активное время, когда ребенок не спит, и с ним можно играть, заниматься массажем, гимнастикой, увеличивается до 2,5-3,5 часа.
Купать детей, возраст которых 10 месяцев можно через день.
Каждый день нужно проводить закаливающие процедуры: воздушные ванны, влажные обтирания, заниматься с ребенком массажем и гимнастикой
Если раньше вашему малышу вполне хватало для игры манежа или коврика на полу, то сейчас вам необходимо обустроить как можно удобней место, где ваш ребенок будет играть. Вы можете поставить низенький диванчик, кресло, устойчивые стульчики. Диван будет удобен тем, что малыш сможет с легкостью залезать на него и слезать. Ваша задача заключается в том, чтобы подстраховать карапуза в определенный момент, можно положить возле дивана пару мягких подушек.
Когда вы общаетесь с ребенком, разговариваете, рассказываете стишки, старайтесь, чтобы малыш пробовал повторять за вами определенные звуки, слоги.
Малыша надо приучать понемногу к порядку. Для этого все вещи после игры должны возвращаться на одно и тоже место. Превратите этот процесс в игру. Сначала сами кладите игрушки на место, показывая это действие ребенку. Потом понемногу приобщайте кроху к процессу. Приучайте ребенка к порядку за столом - у него будут появляться гигиенические навыки.
Развитие мелкой моторики рук принесло неожиданный результат: ребенок теперь не только может держать, например, яблоко, зажимая его в кулачке, но вполне способен взять маленький кусочек пищи, зажав его между большим и указательным пальчиками. Малыш активно пользуется и первым, и вторым способами: детское печенье он, скорее всего, зажмёт в кулачок, а вот упавшие на стол кусочки соберет пальчиками.
Осваиваем ложечку
Теперь мы кушаем в основном с ложки, и можно заметить, как активно малыш использует верхнюю губу, двигает ею, чтобы поудобнее разместить ложку во рту, собирает с ложечки остатки еды. Когда малыш больше не хочет есть, он плотно закрывает рот. Если вы продолжаете настаивать, он может даже отвернуться, выражая свое несогласие с подобными методами воспитания.
Вам кажется, что малыш еще слишком мал, чтобы кушать с ложки? На самом деле очень многие дети хотят освоить ложку намного раньше, чем думают мамы. Поэтому, если малыш пытается кушать самостоятельно, не мешайте ему.
Возраст, в котором ребенок начинает кушать с ложки, зависит главным образом… от взрослых. Большинство детей просто выхватывают ложку из маминых рук. И очень скоро обнаруживают, что недостаточно просто заполучить ее, нужно еще научиться ею пользоваться, а это довольно трудно. Даже когда малыш старается, он непременно испачкает и себя, и все вокруг. Поэтому ваша задача не ограничивать его в стремлении, а наоборот поддержать. Не ждите, что ребенок сразу будет держать ложку «как взрослый». Где-то лет до двух, а то и до трех, детишки держат ее в кулачке. Чтобы маленькому едоку было удобно, купите специальную детскую ложку с изгибом: ее не нужно разворачивать к себе, малышу будет легче освоить навыки самостоятельной еды. К тому же эти ложки, как правило, сделаны из натурального каучука или специального мягкого пластика, поэтому даже если малыш не очень ловко будет ею орудовать, он не повредит себе десны и прорезавшиеся зубки.
Приучение к горшку
В возрасте 10 месяцев ребенок умеет хорошо сидеть без поддержки родителей, поэтому можно продолжать приучать его к горшку. Если малышу это не нравиться, не нужно расстраиваться, кричать на ребенка и ни в коем случаи не заставляйте его садиться на горшок силой! Разрешите малышу поиграть с горшком, лучше с ним познакомиться и, даже подружиться. Играйте вместе - можно присаживать на горшочек, куклу, мишку, зайчика, для того чтобы показать ребенку, как это нужно делать, и что в этом нет ничего страшного. Иными словами дайте малышу привыкнуть к новому предмету гигиены.
Создайте спокойную атмосферу, включите водичку в кране, повторяйте звуки типа «пи-пи» или «а-а», посадите кроху. Наберитесь терпения. Процесс приучивания ребенку к горшку не легкий, но рано или поздно он сделает свои дела в горшок. Если у крохи получилось, похвалите его. Присаживать ребенка на горшочек нужно сразу, как только он проснулся и после еды через 10-15 минут.
Не забудьте! В возрасте 10 месяцев, вы должны посетить вашего педиатра в детской поликлинике для оценки общего физического и психического развития вашего ребенка.
Игрушки
Разбирая и раскручивая предметы, малыш познает мир. Вот почему нужно обеспечить маленького исследователя всем необходимым. Большой интерес у ребёнка вызывают «взрослые» вещи – дайте ему поиграть с мисочками, формочками для печенья, кастрюльками разных размеров. Покажите, как можно вкладывать одну миску в другую или складывать формочки в большую кастрюлю. Это полезно по двум причинам: помимо развития мелкой моторики, малыш получит первые представления об объеме, и размере предметов и понятии «больше-меньше». Ну а что не должно попадать ему в руки (предметы, содержащие мелкие детали, которые ребёнок может проглотить), нужно просто убирать.
Сейчас малыш может играть мячиками, куклами, шарами, музыкальными игрушками.
Ребенку нужны следственно-причинные игрушки: мячик, который катится, если его толкнуть; детское пианино издает разные звуки, если нажимать на клавиши и т.д.
Игра малыша становиться более осмысленной, поэтому рекомендуется давать уму игрушки изображающие птиц и зверей (лесные звери, домашние птицы).
В наборе игрушек у малыша есть такие игрушки:
- музыкальные игрушки (детский телефон, микрофон, детское пианино и т.д.);
- мячики (разных размеров и расцветки);
- машинки (можно с привязанной ниточкой);
- куклы (тканевые, пластмассовые);
- разнообразные игрушечные животные (в том числе и музыкальные);
- шарики;
- ведерка с игрушками внутри;
- мисочки;
- кольца (разных цветов и размеров);
- погремушки с ручками (разных цветов и размеров);
- погремушки, с разными звуками звучания;
- резиновые игрушки (разных цветов);
- "грызунчики" (с охлаждающим гелем).
Мойте игрушки горячей водой с мылом, хорошо их ополаскивайте. Выбирайте резиновые и пластмассовые игрушки – за ними легко ухаживать.
Не предлагайте малышу все игрушки сразу, их рекомендуется периодически менять, для того, чтобы ребенку было интересно играть.
Давайте ребенку игрушки с мелкими деталями, острыми краями и сломанные категорически запрещается.
Закаливание ребенка, гимнастика и массаж
Закаливание ребенка
Температура воздуха в комнате малыша должна быть не выше 20°С. Комнату регулярно проветривайте, не менее 5 раз в день.
Прогулки с ребенком
Оганизация прогулок на свежем воздухе с 10 месячным малышом ничем не отличается от рекомендаций по прогулкам с 9 месячным ребенком.
Купание ребенка
Купайте ребенка один раз в два дня. Температура воды для купания - 33-34°С, длительность ванны - 10 минут. Температура воздуха в комнате - не выше 21°С. После купания малыша нужно облить водой, на один градус прохладней - 32°С.
Воздушные ванны
Проводите воздушные ванны два раза в день при температуре воздуха в комнате +19°С, около 30 минут. Делайте кратковременные воздушные ванны по 5-6 минут, когда переодеваете малыша.
Водные обливания
В этом месяце влажные обтирания можно заменить водными обливаниями. Эту процедуру проводите каждый день в ванной комнате с помощью душевого шланга на расстоянии 20-30 см от тела малыша. Начальная температура для обливания составляет около 36°С, каждую неделю понижайте температуру на 1°С и доведите до 28°С. Именно эта температура останется постоянной для обливания к тому времени как вашему малышу исполниться один год. Самое подходящее время для обливания – это период с 16.00 до 19.00 часов. Обливания начинайте со спины, затем животик и грудная клетка, в последнюю очередь обливайте левое и правое плечо. После обливания малыша нужно хорошенько вытереть. Хорошо проводить обливания после выполнения комплекса массажа и гимнастики (через 20-25 минут) или после сна, или же через 30-40 минут после кормления.
Гимнастика и массаж для здоровья вашего малыша
В этом месяце вы продолжаете заниматься массажем и гимнастикой с вашим карапузом.
В комплекс массажа и гимнастики входят следующие упражнения:
- Движения руками по кругу.
- Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно.
- Массаж спины.
- Повороты туловища с положения на животе, держась за подвешенные кольца.
- Приседания, удерживаясь за подвешенные кольца (упражнения для рук).
- Скользящие шаги
- Приседания за разведенные в сторону обе руки или за отведенную в сторону одну руку, держась за подвешенные кольца.
- Упражнения, стимулирующие к ползанью.
- Сгибание и разгибание рук попеременно, держась за пальцы.
- Массаж живота.
- Поднимание выпрямленных ног.
Комплекс массажа и гимнастики нужно делать каждый день по 5-7 раз каждое упражнение на протяжении 10 минут.
Подводим итоги:
Физические навыки:
- Может вставать у опоры
- Ходит, держась обеими руками
- Залезает и слезает с дивана
- Садится из положения стоя
- Возможны проблемы со сном, из-за желания двигаться
- Танцует под музыку: раскачивается, кружится, притопывает, «подпевает»
- Может унести два мелких предмета в одной руке
- Кушает с ложки и пьет из чашки
- Начинает отдавать предпочтение одной руке и стороне тела
Социальные навыки:
- Обожает играть с водой
- Осознает себя как личность и ищет одобрения со стороны взрослого
- Ищет внимания и сотрудничества
- Подражает жестам, выражениям лица, звукам
- Боится незнакомых мест
Интеллектуальные навыки:
- Любит подражать действиям других жует зубную щетку, трет себя мылом
- Понимает и выполняет некоторые просьбы
- Открывает ящики и исследует их содержимое
- Любит помещать предметы друг в друга
Источник: http://www.pervenez.ru/2month.html