Но именно теперь – осенью – Вы можете начать собирать гербарий.
Для кого-то звучит банально и неинтересно? Тогда Вам пригодится опыт и совет нашей семьи.
Как известно, гербарий не ограничивается пожелтевшими листьями деревьев нашей климатической зоны. Это могут быть и цветы, и травы (в том числе лекарственные), которые засушиваются с корешками и семенами. Но слишком жестоко начинать собирать гербарий с живых растений, выкапывая и высушивая их. Тем более что у большинства семей дело до этого и не дойдет.
А как прекрасно всей семьей выйти во двор или в парк и собрать с земли или сорвать желтые или оранжевые листики! Малышу нужно рассказать, что деревья сбрасывают листья, чтобы зимой к ним не прилипал снег и не ломал ветви своей тяжестью. Признаюсь, с первого дня наш сынок (1 год 2 месяца) не проявил к сбору листьев должного внимания, его немного интересовали каштаны, но в этом есть свои плюсы и это отдельная история. Но видя увлеченные лица родителей, уже на следующий день он сам попросил у дерева листик. Да! Мы не просто помогаем деревьям срывая пожелтевшие листья, – мы их просим у деревьев, обращаясь к ним по имени. И я верю, что они нас слышат и дарят нам свои разноцветные подарки.
Дома мы сушили листья между газетных листов под прессом, вкладывали в альбом с магнитными страницами или наклеивали на плотные листы бумаги и помещали в папку с файлами. В отличие от высушенных утюгом листьев, наши остаются рельефными. На одну страницу мы выкладываем лист, а на зеркальной стороне пишем название дерева большими буквами по складам (по Зайцеву).
Чего же мы достигаем, играя в такую незатейливую игру? Очень многого. Это и есть комплексное и гармоничное обучение в игре. Остановлюсь на этом подробнее:
1) Ребенок начинает интересоваться природой и учиться к ней относиться не потребительски, а с уважением. В малыше воспитывается чувство прекрасного.
2) Малыш быстро запоминает названия деревьев, учится их произносить, а это расширяет кругозор, развивает речевой аппарат.
3) Ваше чадо и вся семья проводит время на свежем воздухе, укрепляя здоровье.
4) В малыше воспитывается чувство семейственности, что так важно в наш прагматичный век, а также умение общаться и работать в группе.
5) Собирая листья, можно играя упражняться в счете и изучать цвета.
6) Просматривая готовый альбом, листая его страницы, ребенок развивает те зоны мозга, которые слабо задействованы у большинства людей. Достигается тот же эффект, к которому стремился Глен Доман, обучая маленьких детей чтению с помощью быстрого показа карточек со словами. Практика его последователей и оппонентов показала, что не важно, что демонстрируется на карточках – слова, картинки животных, портреты людей или даже изображения минералов. Мозг активно работает. Но ведь разноцветные листья это не статичные изображения, это тепло подаренное природой.
7) И наконец, читая в альбоме «имена» деревьев малыш учится читать. Мы часто недооцениваем память наших детей из-за своей невнимательности. Внимание! Размер букв для малышей до 3-х лет должен быть не менее 6-7 см, а 3-х лет – не менее 4 см, чтобы не навредить зрению малыша.
Надеюсь, наш опыт зажег в Вас искру интереса к составлению гербариев. Удачи Вам! И помните, что только Ваша искренняя увлеченность делом поможет Вам заразить малыша интересом к чему-либо.
С благодарностью за внимание, Вечёрко Ольга для сайта
Гербарий на самоклеющейся пленке