Больше всего я люблю, когда детский сад похож на живой, ровно-гудящий, увлеченный улей, где каждый занят своим очень нужным делом. Но иногда он похож на пожар, сразу с несколькими очагами, которые срочно нужно тушить, иначе эти очаги будут расползаться по саду и захватывать все новые территории.
Особенно это чувствуется это по утрам.
Маленький мальчик Дэнька, который уже, говорят, больше года, а то и все два ходит в сад, вдруг начал по утрам липнуть к маме, надрывно плакать, не желая ее отпускать на работу. Сейчас ему аж целых четыре года - "и к чему ему привыкать?!"
Я не знаю, что отвечать в этом случае. Я только знаю, что с ним нужно БЫТЬ, быть внимательно и вовлеченно, щадя его чувства, обнимая и выглаживая.
Славный беленький малыш кричит и цепляется, а расстроенная мама отстраняется и пугает его врачами, уколами, которые есть альтернатива тому, что он не пойдет в сад, а останется с ней. Чувствуется даже на расстоянии, как ему нужно посидеть у нее на коленях, пообниматься, выплакать свои садиковские страхи и стрессы, закрыть глаза и почувствовать себя в темной, уютной безопасности. Я для него не мама, но могу и хочу это сделать, НО каким временем располагает воспитатель? - минутой-двумя, потому что есть следующий очаг, а потом следующий, и снова и опять.
Потом приходит мальчик, который обожает поговорить, обсудить кучу новостей, а родители постоянно спешат, ну когда им выслушать об улитках, которые выползают из банки...
У него хронический насморк, сопли до колен, но маме некогда выслушивать его и утешать-утешать-утешать, ведь насморк - это просьба о помощи, внутренний плач, подавленные чувства, непризнанность. Она не может этого дать своему сыну, потому что и ее точно также "слушали", и у нее такая же самооценка.
Приходит еще один мальчик, который "разговаривает" криком, по-другому почти не умеет.
Нетрудно догадаться к какому стилю общения он привык. Один сплошной взрыв с толканиями, забираниями, убеганиями и кусаниями. Мама в ответ на жалобы воспитателей и покусанных говорит: я разрешаю вам его бить по губам и кусать в ответ. Мальчик вжимается в меня, я же не собираюсь никого кусать, хоть и имею разрешение теперь, и истошно пищит, моля маму о пощаде. Фух!
Если детка плачет, кусается, сопливит, не желает спокойно уйти от мамы, это может означать, что она мамой не насыщена. Она не получила того, в чем нуждается. Хотя бы 10 минут в день полного погружения в детку меняют очень многое. Это значит - посидеть у мамы на коленках, пообниматься, а маме гладить-гладить-гладить, как кошку выглаживая, что-то приговаривая, дыша в спинку, дуя, целуя, вылизывая, ласково выцарапывая пальчиками его страхи, насыщая тактильные потребности обоих. Можно вместе (кожа-к-коже) побыть в воде, осознавая, что сейчас вы смываете все беспокойства из маленького тельца. Нет возможности ходить в бассейн - ванная, вероятно, у всех есть. Да и лето на пороге. Если только душевая кабинка - ребенка можно взять на ручки, ваша энергия, внимание к нему и вода сделают свое дело - вы насытите его настолько, что окружающая жизнь станет приносить меньше страхов и беспокойства, но больше питать деткину любознательность. Если ребенок мамой насыщен, садиковская среда развивает его, если нет - даже не тормозит развитие, просто ребенку все равно. Он живет как робот, накапливая базовую неудовлетворенность, базовую незащищенность.
Множество детских проблем возникают из-за разобщенности с мамой, когда мама насильно разделяет: ребенок отдельно, а я отдельно, и эта разделочная доска потом стоит между ними. А это не отдельно! Его крики - это ваши крики, его сопли - это ваши сопли, его страхи, недомогания - ваши страхи, ваша нелюбовь.
Нужно искать и использовать все возможности для соединения, насыщения, для СО-.
А книжки в обнимку, а приготовить печеньки вместе, а песочек, земля и всякие находки! Времени так мало, нас очень мало держат за ручку, - и оно так быстро проходит...
Источник:
Художник Паскаль Кампьон