Сегодня Сашка придумал лепить динозавров. «Пора спать. Давай, убирать пластилин» — предлагаю я. «Мне нужно еще трёх динозавров слепить» — озвучивает Сашка свои цели. «Уже половина одиннадцатого. Слепишь остальных завтра» — я ориентируюсь на часы, а не на цели ребенка. «Мама, не надо откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.Всего три динозавра!» — Саша нокаутирует меня моим же аргументом.
И я иду спать, пожелав Сашке творческих успехов и спокойной ночи. Примерно через час выхожу из своей комнаты (Ну да, как-то не по себе, не спится, раз ребенок не в кровати) А ребенок, оказывается, уже в кровати. Спит. Носки снять забыл. Одеялом не укрылся. Зато пластилин убран в коробку.
Утром спрашиваю: «Где твои три новых динозавра?» «Я только одного слепил. Потом спать сильно захотелось» — отвечает Сашка. То есть, ребенок лег спать немногим позже. Всего на один динозавр позже. Наверное, если бы я начала проявлять свою волю, насильственно забирать пластилин и укладывать ребенка в кровать, времени на наше противоборство ушло бы гораздо больше. А сколько бы ушло нервов с обеих сторон…
Сон естественная потребность. Уставший ребенок уснет сам. Если, конечно, у него не сформирована негативная реакция на сон, когда сон воспринимается как принуждение или наказание. Я не укладываю детей спать. Я напоминаю, что пора спать. Я говорю о своей усталости и своем желании пойти спать. Я предлагаю «Если хочешь, чтобы я перед сном почитала, нужно лечь в кровать прямо сейчас, иначе будет поздно» И это вовсе не моя революционная идея — отказаться от укладывания детей. Я сама выросла в таких условиях. Для меня в детстве было открытием, что в других семьях детей заставляют лежать в кровати.
Я как-то спросила маму: «Мама, я не помню, чтобы вы меня как-то специально укладывали спать. Как в нашей семье решалась проблема сна?» Мама ответила: «Никак. Я сама не помню такой проблемы. Ты просто говорила, что хочешь спать и шла в кровать. Я укрывала одеялом, целовала, желала спокойной ночи, выключала свет. А когда вы с братом поменьше были, мы читали перед сном долго. Вы поэтому и ложились с удовольствием, что вам нравилось слушать»
То есть, я просто повторяю педагогическую модель из своей родительской семьи. А у мамы моей откуда такая модель взялась? «Мама, а тебя в детстве как спать укладывали?» «Бабушка твоя, наша мама, учителем работала, до глубокой ночи тетрадки ученические проверяла. Как думаешь, было у нее время и силы детей своих в кроватях удерживать? Устали и сами уснули»А как вас в детстве укладывали спать? Похоже это на то, как вы сейчас укладываете своих детей?
Информация скопирована с сайта