А потом… Мне стало казаться, что часто сосуществование родителей и ребенка на одной территории похоже на сосуществование этих двух рыбок. Один пытается спрятаться, хочет, чтобы ему дали немного свободы и покоя, немного пространства, а второй догоняет, следит, контролирует и иногда наказывает.
Я ехала на трамвае, рядом стояли мама и мальчик лет пяти-шести. Мальчик устал, ёрзал, пытался повиснуть на кресле. И мама (красивая, строгая и очень-очень правильная) много раз сказала мальчику, чтобы он стоял спокойно и прямо. Она напомнила мне мою рыбку, потому что не давала мальчику ни секунды покоя. И рыбки стали преследовать меня. На детской площадке мальчик лет шести валялся на снегу и не хотел идти домой. Мама крутилась вокруг него, поднимала, он снова падал, мама сердилась и в итоге отлупила мальчика. Наверно, отстань от него мама, он бы повалялся немного (одет он был тепло и его здоровью ничего не угрожало) и пошел бы домой. А так он продолжал валяться… А мама крутилась…
Потом я стала следить за собой. Даю ли я своим детям свободу, есть ли у них пространство для жизни. Есть и за мной грешки. Очень я люблю различную организованную деятельность. Прямо как персонаж книги Туве Янссон «Мемуары папы Мамми-троля» тётка Хемулихи, которая больше всего на свете любила педагогические игры (почитайте, эта карикатура на педагогов стоит того). Математика по Петерсон, чтение, английский, музыка, рисование, лепка... Мне всегда мало педагогических игр с детьми и так и хочется оторвать их от их собственных игр и затеять свои, педагогические. И тогда я вспоминаю рыбку, которой не было покоя…
Автор: Гусева Юлия, психолог, гештальт-консультант, кандидат психологических наук.
Источник: