Таким образом, мы раз за разом мешаем ребенку построить собственные отношения с другим человеком, постоянно прерывая их, развивая в направлении, которое кажется правильным нам, навязывая банальные общественные модели, делая его заложником собственных комплексов.
Отчего это происходит? Все очень просто: мы испытываем самый настоящий ужас от одной идеи о собственной родительской неуспешности. В условиях оценочной системы координат это чувство в разы обостряется, когда рядом появляется другой взрослый человек, который «обязательно станет нас судить и оценивать». Вот тут-то и включается вышеописанный механизм. Нам непременно нужно продемонстрировать собственную значимость и успешность. И объект под рукой…
Между тем, все становится простым и понятным, если мы хотя бы на секунду остановимся в момент нашего «загона». Отдадим себе отчет в своих чувствах и переживаниях, зафиксируем собственные ощущения. Для этого часто достаточно просто сделать глубокий вдох. Обычно за этим простым действием следует удивительное открытие: наше поведение не имеет никакого отношения к ребенку. Оказывается, мы его в этот момент не обучаем, не воспитываем, не направляем, – мы просто не даем ему спокойно жить. Может, дадим? А в качестве побочного эффекта получим интереснейший личностный процесс (для себя) и гарантированное умение строить личные отношения (для него)…
*Если вы действительно волнуетесь, что человек не научится говорить «спасибо» и «до свидания», просто не забывайте делать это сами. Равно как и демонстрировать модель взаимоотношений, которую вы считаете наиболее правильной. Это и есть самый простой и быстрый метод «поведенческого» обучения. Доказано давно и многократно проверено.
Источник: