Когда сын был маленький, его желания и собственное мнение не наносили урона моим планам. Он покорно плавал на спинке в казавшейся огромной ванне, с перерывом на намыливание волосиков. Потом сын подрос, и плавать отказался. Но с удовольствием наблюдал за яркой игрушкой. А я тянула одну руку с игрушкой вверх, к потолку, и одновременно второй рукой старалась намочить сыну голову, намылить и смыть пену с волос.
Летом воспользовалась вспыхнувшей страстью сына к машинке для стрижки волос. Меняли прическу каждые две недели, а не успевшую вырастать щетинку я наскоро притирала влажной рукой.
Перед наступившим позже кошмаром, под названием "Мытье головы", был еще один счастливый проблеск. Полуторагодовалый сын в течение нескольких месяцев с удовольствием нырял в ванной и с интересом позволял смывать волосы из новой лейки.
А потом начались истерики. После осознания тщетности уговоров и обещаний, и бесполезной скупки всего ассортимента детских шампуней, остались два варианта. Первый - мыть голову насильно, продираясь через жуткий вопль и с трудом справляясь с чувством вины и параноидальными опасениями последствий жестокого обращения. Второй - не мыть вообще. Понятно, что методы приходилось чередовать.
И вот пришла спасительная идея купить сыну очки для бассейна. Юный дайвер с удовольствием изучал дно ванной и пускал пузыри. К нелюбимой процедуре он начал относиться гораздо спокойнее. Я стала забывать уроки скоростной мойки. А зря...
Не знаю, почему моя суперидея перестала работать. Виноваты ли в том очки, какое-то событие или просто очередной возрастной кризис выяснить не удалось. Так или иначе, но в 2 года и 7 месяцев проблема мытья головы возобновилась. Хотя теперь было значительно легче. Сын, как и прежде, кричал во время мытья. Но быстро успокаивался, получив пеленку для вытирания лица. А еще у нас появился ритуал - чистого ребенка все нюхали и восхищались, как вкусно он пахнет.
Были и другие, менее педагогичные методы воздействия. Например, я рассказывала о маленьких кусачих вошках, которые заводятся в грязной голове (даже устрашающую картинку в Интернете нашла). Благодаря этой истории, я стала получать согласие сына на мытье головы, что казалось мне очень важным (хотя и не избавляло от писка и визга во время мытья).
А еще после первого удачного опыта я знала: если искать творческое решение, оно непременно появится. И вот две недели назад я нашла новый способ мытья головы. Произошло это, как часто бывает с великими открытиями, случайно. Мы намочили волосы, а полотенца, которым сын обычно вытирал залитые водой глаза, не оказалось на месте. И пожертвовав собой (ну а вернее своим халатом), я высушила сына, обняв его. Он прижался ко мне и не отлипал. Так мы намылили волосы и смыли шампунь. Тут-то и показалась довольная мордочка сына, заявившего, что теперь мы всегда будем так мыться.
В следующий раз, наступивший подозрительно скоро, я заблаговременно обмоталась махровым полотенцем. Сын обнял меня двумя руками и спрятал лицо в полотенце. Мытье головы прошло очень гладко. Впервые, за долгие месяцы сумасшедшей спешки, удалось нормально помассировать ребенку корни волос и помыть уши.
Так что теперь я могу хвастливо заявлять, что все гигиенические процедуры у нас проходят без проблем. Впрочем, одна небольшая проблема все же есть - сын каждый вечер заявляет: "Что-то голова у меня грязная, надо помыть".
АВТОР: Юлия Луговская (Юля&Митя),