Двухлетняя Марья уколола палец. Ранки нет, но человек считает необходимым пальчик полечить. Можно спорить, объяснять, уговаривать, а можно использовать момент для развития мышления.
- Мама, мазь!
- Ты хочешь помазать пальчик мазью?
- Да!
- А где мазь?
- Дома!
- А мы где?
- Далекоооо!
- Что же делать?
- (думает) Брум-брум домой! (ехать домой)
- А мазь дома точно есть?
- Да.
- А кто её всю выдавил на пол в прошлый раз?
- (вспоминает, показывает на себя)
- Осталась мазь в тюбике?
- No.
- Точно. Не осталась.
- Мази дома неть.
- Да, мази дома нет. Что же делать?
- (думает) Брум-брум (показывает жестом магазин)
- А как туда ехать?
- Брум-брум (показывает жестом машину)
- А кто у нас водит машину?
- Папа.
- А где папа?
- Брум-брум далеко копать. (уехал копать пруд)
- Что же делать?
- (показывает жестом телефон - звонить) папе! Папа брум-брум мазь. (папа привезёт мазь)
- Хорошо я позвоню папе. Ты готова подождать папу с мазью?
- Да. Выйти! (пойти на улицу и там гулять-ждать)
- Выгляни на улицу - там тепло или холодно?
- (выглядывает и показывает жестом - холодно)
- Что будешь одевать?
- (думает и берёт куртку теплую, шапку, сапожки)
Я помогаю одеться, открываю дверь.
- Мама, выйти! (зовёт меня выйти с ней)
- А мне что надеть?
- (ищет глазами мою теплую куртку)
- Нет у меня куртки тёплой, в машине у папы осталась. Холодно мне без неё идти гулять. Что же делать?
- (думает. Осматривает прихожую. Показывает пальчиком на куртку дочери моей подруги)
Я беру курточку, прикладываю к себе.
- Куртка детская, маленькая. Не по размеру мне. Не надеть мне её. Что же делать?
- (думает. Осматривает снова прихожую. Показывает пальчиком на куртку моей подруги)
Беру куртку, прикладываю к себе:
- Да, эта большая. Но ведь куртка не моя. Подруги моей куртка. Что же делать?
- (ласково, показывая на подругу) Дать-Дааать. (попросить надо вежливо у подруги)
Подруга даёт куртку, я благодарю. И Марья:
- Пысиба! (спасибо)
- И тебе спасибо! Помогла мне задачу решить.
Так по ходу жизни учим Марью решать жизненные задачи. Точнее - она сама учится.
Каждый раз, когда это возможно, вместо готового ответа, рекомендации, совета, готового решения задаём ей вопрос - Что же делать? И обсуждаем её предложения. А ещё лучше - испытываем, когда это возможно. Чтобы всё было ОЧЕВИДНО и ОЩУТИМО. Надо ли говорить, что в свои два года Марья отлично решает свои задачи?
Закатился мячик под диван? - Что же делать?!
Испачкалось платьице? - Что же делать?!
Проголодалась? - Что же делать?!
Мама занята - делает уборку, а хочется с мамой поиграть? - Что же делать?!
Совсем не обязательно каждый раз говорить ребёнку 1,5-2х, 3х лет - что ему делать. Пусть сам подумает. Мы ведь всегда можем обсудить его предложение. Задать вопрос. А иногда ещё и провести эксперимент.
Попробуйте. Возможно вам понравится и это станет стилем жизни. Тренировать мышление ребёнка простыми способами каждый день на самых обычных жизненных задачах, возникающих перед ребёнком.
Автор: