● Заполнить мир ребенка чтением. Читать по очереди с детьми, устраивать семейные вечера чтения, заполнять дом книгами, оформить подписку на журналы и газеты.
● Побуждать ребенка высказывать свое мнение, говорить о своих чувствах, делать свой выбор. Например, ребенок может выбрать, какой гарнир будет на ужин или самостоятельно решить, на какой кружок он будет ходить. Нужно показывать, что его решения уважаются и принимаются.
● Проявлять энтузиазм к увлечениям и интересам ребенка и поощрять его в более глубоком изучении каждого предмета, причем стараясь присоединиться к нему. Если ребенку нравятся лошади, предложите вместе прочитать энциклопедию об этих животном и т.д. и т.п.
● Предоставлять ему возможности разных типов обучения – визуального обучения, аудиокурсов и т.д., не забывайте о продолжительных перерывах на игру и отдых.
● Отмечать те вещи, которые изучаете вы. Рассказывать с энтузиазмом о том, что вам удалось найти в интернете новый способ выращивания цветов или рецепт и т.п.
● Спрашивать не о том, какую оценку ребенок получил в школе, а то, что он узнал нового за день. Пусть ребенок своими словами перескажет содержание уроков.
● Помогать ребенку организовывать выполнение школьных заданий так, чтобы он чувствовал, что держит все под контролем. Если ребенок будет беспокоиться из-за сложности задания, то на него заведомо уйдет больше времени. Если же помочь ему все распланировать, то учеба пойдет легче и спокойнее.
● Отмечать все достижения, даже самые маленькие. Законченная книга, сданное сочинение – все это требует пусть небольшого, но поощрения. Таким образом, будет формироваться положительное подкрепление, вдохновляющее ребенка на дальнейшую учебу.
● Сосредоточиться на сильных сторонах ребенка, стимулировать развитие его талантов. Если он не ас в математике, то наверняка успевает на английском – и именно на этом нужно акцентировать свое и его внимание.
● Превратить повседневные занятия в возможности обучения. Пусть ребенок познает мир вокруг себя, задавая вопросы и ища на них ответы.