Эльфрида Елинек "Пианистка". Скандальный роман от лауреата Нобелевской премии по литературе

«Пианистка» от издательства "БОМБОРА" – роман Эльфриды Елинек, лауреата Нобелевской премии по литературе "за музыкальное многоголосие и разоблачение социальных клише". За этой сухой формулировкой – жестокая музыка боли, детского страха и родительской жестокости.

О книге

Мы привыкли воспринимать любовь и музыку как спасение, возможность сбежать от жестокого и холодного мира в царство грез, в теплые объятия. История пианистки Эрики Кохут показывает, какой обманчивой иллюзией может оказаться эта попытка побега.

Музыка опустошает, забирает все силы, не давая ничего взамен и уничтожая надежды об успешной карьере. Надежды суровой матери, от которой она получила не поддержку и одобрение, а лишь удушающую, нездоровую заботу.

Страсть к молодому мужчине тяготит, разрушает и, лишенная душевной близости, приобретает извращенные формы.

«Пианистка» — откровенный рассказ о женском одиночестве, о попытке вырваться из пут обыденности и нелюбви.

Одной из наиболее значительных имен современной немецкой литературы является Эльфрида Елинек. Э. Елинек (1946) - австрийская феминистка, поэт автор романов, эссе, драматургических произведений, литературный критик. Основные темы творчества - женское доминирование и подчинение. Также она является лауреатом целого ряда литературных наград, таких как премия Генриха Белля (1987), литературная премия Штирии (1996), премия Генриха Гейне (2002). В 2004 г. Э.Елинек стала лауреатом Нобелевской премии в области литературы. Премия присуждена Э.Елинек «за музыкальный слог в романах и пьесах, которые с исключительной языковой выразительностью описывает нелепость общественных стереотипов и их порабощающую силу».

Особый интерес вызывает тема феминизма и социальной роли женщин в творчестве Э.Елинек. Как уже было сказано, она относится к движению феминисток, и, поэтому почти во всех ее произведениях нашли отражение феминистические идеи.

"Пианистка" - роман автобиографический. Эльфрида Елинек родилась в 1946 году в маленьком городке в австрийской провинции Штирия, а выросла в Вене и с детства серьезно занималась музыкой. Уже будучи двадцатилетней поэтессой, только что выпустивший свой первый сборник стихов и закончившей консерваторию, Эльфрида сказала: "Моя мать сделала все, чтобы вырастить девочку-вундеркинда". Надо сказать, матери это удалось: за первые двадцать пять лет жизни Эльфрида сумела получить диплом консерватории по классу органа, закончить университет по специальности "история искусства", опубликовать сборник стихов и два романа, а также выйти замуж. Правда, вскоре муж поселился отдельно от нее - в немецком городе Мюнхен. Эльфрида же осталась в Вене и иногда навещает супруга, хотя ее брак до сих пор официально не распался.Эльфрида Елинек

Еще в студенческие годы Эльфрида Елинек стала частью набиравшего в конце шестидесятых силу студенческого движения. Его протестная энергия совпала со свойственными самой Эльфриде беспощадным взглядом на общество и способностью обращаться со словом, обнажая культурные штампы. Герои книг Елинек - сплошь несчастные люди, говорящие страшные вещи примитивным или, наоборот, рафинированным до испорченности языком. Особенно часто в ее романах можно встретить образы мужчин, издевающихся над женщинами, и женщин, порабощенных этими мужчинами или обществом и массовой культурой в целом. Российский читатель может заметить это на примере двух изданных в нашей стране романов: "Пианистка" (Издательство "Симпозиум", 2001 год) и "Любовницы" (издательство "Австрийская библиотека в Санкт-Петербурге, 1996 год и издательство "Симпозиум", 2001 год).

Кроме романов, Елинек написала несколько пьес и радиоспектаклей, известных тем, что в них обычные театральные диалоги заменены на полифонию голосов, принадлежащих различным эпохам или частям человеческой личности. Как говорится на сайте Нобелевского комитета, главной темой ее последних пьес стала неспособность женщины жить полноценной жизнью в мире, где она является рабыней социальных стереотипов.

Отзывы

Невероятно мощный роман по своей энергетике, описанию глубин внутреннего мира заглавной героини, который при этом медленно и методично подвергается сносу. Книга завораживает, временами отталкивает, но точно не оставляет читателя равнодушным. Она не дает советов и руководств по обретению счастья, напротив, читая этот текст, постоянно задаешься вопросами: что происходит в душе человека, какие метаморфозы постепенно сталкивают его в необратимость, почему гармония заменяется суррогатом и существует ли она в принципе? Поклонникам интеллектуальной, "ершистой" и сложной литературы книгу, однозначно, рекомендую!

Na Кs

***

Прекрасный, утончённый роман, который похож на хорошее выдержанное вино, видно, что автор очень хорошо поработала над текстом, он "вкусный", красивый и глубокий. В романе поднимается тема противоборства творческой личности с окружающей средой, главная героиня отчаянно борется за свои идеалы и пытается найти гармонию. Развязка прекрасная, хоть и жестокая. Книга понравилась, думаю даже перечитаю её через время. Anna Zybina

***

В некотором роде памятник мировой литературы и шедевр драматической трагедии с элементами глубинной философии. Под центральным персонажем произведения Эльфриды Елинек Эрики Кохут,музыканта и композитора,скрывается вечная проблема между творческой личностью и её противостоянием с непониманием,косностью и невежеством окружающего его общества. Сталкиваясь с бронелобостью и тупиковостью жестокого мира Эрика отчаивается и стремительно теряет свою веру в светлые идеалы и жизнеутверждающие принципы.

Елена Короткова

***

Странный роман, весьма неординарный. О необычных людях: зажатых и закрытых, тихих снаружи, но с бурей страстей внутри. "В тихом омуте, черти водятся", - очень точное описание главной героини, заурядной, ничем не примечательной, совершенно обыкновенной преподавательницы музыки. Но вот ее поступки, которые она делает втихую, под покровом ночи заставляют задуматься и приглядеться к ее личности. Внутри у нее бушуют эмоции, кипят чувства и все крайне накалено и сумасбродно. Еще роман показывает, что вся наша жзнь - один большой муравейник, в котором дела нет до каждого конкретного муравья: у всех свои задачи и цели, окружающим совершенно плевать на незнакомую странную девушку настолько, что никто не замечает ее поступков, некоторые из которых шокируют читателя. Странная история странной жизни странной дочери странной матери. Думаю, скорее всего, во всем виновата мать, по замыслу автора. Нужно отпускать своих детей, давать им свободу выбора и не лишать их индивидуальности, а не то индивидуальность угрожает разрастись бурным внутренним цветом.

Cherepashka

***

Как утверждала сама Эльфрида Елинек роман частично "автобиографический" - весьма серьёзное заявление с такими та сценами. "Пианистка" - уже не молодая женщина, преподающая уроки фортепиано, изумляется и восхищается произведениями мировых маэстро, чем и вызывает положительные чувства в матери, которая не хочет отпускать дочь в этот грязный и извращённый мир. Многолетняя плотская выдержка, сломанная женская психология и вот предмет своей ненависти становиться собственное тело, надрезанное холодным острием бритвы. Как утверждала писательница, она хотела показать более детальное отношение матери и дочери, от чего были вызваны все остальные сцены с "предполагаемым списком пыток" и нетрадиционные отношения с мужским полом - её учеником. "За музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах..." - так звучит официальное заявления комитета вручившего Елинек Нобелевскую премию в 2004 г. Стоит задуматься...

Константинополь

В этом романе все музыканты. Каждый персонаж здесь на чем-нибудь да играет. Даже если и просто на нервах, но зато уж от души, шарашит наотмашь. Я сидела и в шоке наблюдала за этим безумным концертом, за музыкой выгребных ям. В центре сцены за роялем сидит Эрика. Быть в центре, по её мнению, её нормальное состояние. И не просто в центре, а на вершине мира. Быть над всеми. Над всеми этими людишками, над их мелкими страстишками, над всем этим тупым и вонючим быдлом. Только она и искусство. Музыкальный Олимп и Она на нем единственная богиня. За ней виднеется силуэт какого-то молодого человека. Он еще не определился с инструментом. Пользуется сразу несколькими. Внимательно изучает низ своего живота, прикидывая, куда бы пристроить свой камертончик неправильной формы, но определенного назначения. Прибор «для получения простого тона постоянной и определенной высоты. В этом заключается его важное значение и в физике, и в музыке». Он внимательно изучает зад Эрики и размышляет, какая высота будет у ее тона, если камертон применить к ней. Он мечтает, как будет пиликать на ней, как вскроет своим консервным ножом её замурованную женственность. Как заставит извиваться в судорогах страсти этот синий чулок, как он натянет этот чулок всеми способами, как наполнит её своей драгоценной влагой, а потом… потом видно будет.

На дирижерском подиуме стоит квадратная фигура женщины. Это мать Эрики. Она истерично размахивает руками, иногда (в целях усиления звука) она швыряет в Эрику каким-нибудь предметом. Она раскидывает вокруг себя куски подгоревшего ужина, чтобы дочь лучше поняла, до чего она довела свою мамочку, чтобы эта сволочь осознала, на какие жертвы мать идет ради нее. Мать обрядила Эрику в наряд из своих амбиций и тыкает в нее дирижерской палочкой домашнего тирана, отправляя добывать если уж не славу, то деньги.

Я прослушала симфонию Елинек «Пианистка» и медленно выползла из зала. Писать отзыв на «Пианистку», это как выдавливать гной, как ковыряться в болячке. И противно, и любопытно, и необходимо для здоровья, нельзя эту гнусь таскать в себе. Сначала мне было смешно. Меня веселили эти две замкнутые на себе тетки, веселило их раздутое самомнение, их истрепанное от частой носки высокомерие. А потом, знаете ли, стало не смешно. Потому что грешно смеяться над больными людьми. Эрика получила двойной удар – гены отца и диктатора-мать, эту буровую установку для мозга, этот перфоратор в домашних тапочках, который с визгом и воем ввинчивается в голову Эрики. Она напихала в голову дочери хорошо унавоженную почву для взращивания самооценки, вставила ей в глаза кривые зеркала, которые отражали только уродство, она вскормила её ядовитым молоком презрения ко всему живому. На свете для любви есть только мамочка. И сама Эрика, как плоть от плоти её.

После недоумения и отвращения пришел черед сочувствию. Мне так жаль её. Так жаль. У нее не было ни единого шанса не вырасти инвалидом. Все эти веревки, эти кляпы, эти телесные терзания, о которых она писала, всё это с ней сделала мать на эмоциональном уровне. Она скрутила её, связала, поставила в нужную ей позу и ежедневно насиловала её мозг. День за днем, год за годом. Непрестанно, неутомимо. Мать – её приговор. Её тюрьма. Всю жизнь она прожила в этой тюрьме и уже не представляет, не умеет жить иначе. Это единственная возможная для нее среда обитания. Эрика – учительница. Госпожа Учительница. И это страшно. Изломанная сама для нее нет большего удовольствия, чем с хрустом ломать своих учеников, их надежды, их мечты, их достоинство. Станцевать на их костях под сонату Бетховена, а остатки принести матери, они вместе обсосут эти кости за ужином. Елинек интересный рассказчик. Не простой, но интересный. Она блистательна, остра, саркастична, желчна, точна, как снайпер. Возможно, только это заставило меня дочитать этот роман до конца. Её язык, её стиль можно сравнить с чем-то невероятно прекрасным. С фарфоровой вазой, например. Но содержимое этой вазы – вонючая жижа дерьма. Персонажи плавают в ней и плюются друг в друга. Образы и мысли громоздятся в бесформенный ком, а через него трассирующей линией проходит сюжет. Беспросветный, смердящий, жесткий.

Arlett

Покупайте книжные новинки, бестселлеры популярных авторов в Book24.ru - официальном интернет магазине издательств ЭКСМО, АСТ, МИФ.

1023429904.jpg



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :sick: :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.






Яндекс цитирования