Эта ужасная «домашка»: как родителям перестать делать её за детей

Представьте: идёте домой с работы, предвкушая ужин и пару часов блаженного ничегонеделания, и тут словно обухом по голове: «Уроки! Надо делать уроки!» При воспоминании, как это было в прошлый раз, по телу пробегает нервная дрожь. Делать нечего, глотаем валерьянку, и в бой. Но каждый раз мелькает мысль: неужели нельзя по-другому?

Специалисты сервиса по подбору репетиторов Tutor.ru попытались найти свет в конце тоннеля и выяснить, нужно ли родителям помогать школьнику в выполнении домашнего задания и как это устроено в других странах.

Как делают «домашку» в России и за рубежом

Школьники Европы и США занимаются домашними заданиями значительно меньше российских детей. Наши укладываются в 10 часов в неделю, ближе всех Италия — там «домашку» делают около 9 часов в неделю. В Хорватии, Нидерландах, Болгарии и в США — около 6 часов в неделю. В Финляндии, Словакии, Чехии и Южной Корее вообще рай: дети тратят на домашние задания всего по 3 часа в неделю. Российских школьников обогнали только китайцы: на домашние задания у них уходит 14 часов в неделю.

Время на «домашку» во многих зарубежных странах входит в школьную программу. Например, в некоторых государствах Европы на первый взгляд нет домашних заданий, однако это не так. В основное учебное время дети занимаются теорией, а в дополнительное — практикой, что очень хорошо влияет на успеваемость и психологический климат в семьях учеников.

В России на выполнение домашних заданий существуют законодательно установленные санитарные нормы. СанПиН гласит, что:

  • превоклассники не делают «домашку»;
  • школьники 2–3 классов должны тратить не более полутора часов в день;
  • школьники 4–5 классов — не больше двух часов;
  • школьники 6–8 классов — не больше 2,5 часов;
  • школьники 9–11 классов — не больше 3,5 часов.

Если ваш ребёнок проводит за домашними заданиями больше времени — это повод не умиляться его работоспособности, а задуматься.

Если дети делают задания намного дольше

  • Четвероклассник Никита садится за уроки в 17:00, а заканчивает почти в 20:00. С 17 до 19 часов он успевает выполнить только треть заданий. В 19:00 с работы приходит мама и начинает его контролировать, поэтому Никита доделывает всё очень быстро. Причина — излишняя расслабленность и постоянные отвлечения на смартфон: звонки друзей, игры, соцсети.
  • Девятиклассница Рита хорошо учится и старается делать все задания на 5+. За учебниками она проводит по 4–6 часов после школы, охватывая не только основную программу, но и дополнительные материалы. Такое усердие наверняка принесёт плоды в будущем, однако ценой может стать испорченное здоровье и пробелмы с социализацией.
  • Игорю в седьмом классе каждый день задают столько уроков, что их никак не выполнить за отведённое время. Пообщайтесь с другими родителями: если у них такая же ситуация, поговорите с учителями и администрацией, в крайнем случае стоит поискать школу с адекватной нагрузкой.
  • Шестиклассник Костя начал резко «тупить», на задания стало уходить в два раза больше времени. Ни попытки помочь, ни объяснения, ни крики не помогают — ребёнок категорически не хочет заниматься. Так может проявиться нехватка витаминов, гормональные скачки, неврологические или психологические проблемы.

Если дети делают задания намного быстрее

  • Варя пошла в пятый класс и количество уроков, судя по электронному дневнику, увеличилось. Однако Варя делает уроки по-прежнему очень быстро. Родителям стоит проверить, выполняет ли дочь все задания или «филонит», а также последить за успеваемостью: небрежность или лень обязательно проявятся со временем.
  • Оле в восьмом классе задают немало, но она играючи справляется с домашним заданием на «отлично» и говорит, что ей всё очень легко дается. Родители рады, но стоит задуматься: судя по всему, у ребёнка есть потенциал, которой не используется.
  • Семиклассница Маша решила, что уроки не так важны, как отношения. У неё появились новые друзья и парень, с которыми она активно общается лично и онлайн, а отсутствие родительского контроля до позднего вечера позволяет ей расслабиться. На уроки Маша тратит только час в день — для седьмого класса очень мало. Оценки ползут вниз.

Каждый из примеров требует внимания родителей: где-то достаточно помочь ребёнку и направить его, где-то придётся подключать специалистов — репетиторов и психологов.

Делать или не делать домашние задания вместе

Можно:

  • помогать в начальных классах, чтобы научить думать самостоятельно и выстроить тайминг;
  • разово помогать в более старших классах, если ребёнок всё делает сам, но иногда обращается за помощью;
  • помогать с организацией работы, а не с заданиями.

Нельзя:

  • сидеть за уроками со старшеклассником;
  • решать за ребёнка все домашние задания, в любом классе;
  • считать, что вы ответственны за его оценки.

Как научить ребёнка делать уроки самостоятельно

Если вам надоело делать уроки вместе с ребёнком или за него, запомните несколько правил:

1. Сначала научите, потом требуйте. Нельзя сразу сказать: «ДЗ — твоя ответственность», — а потом ругать за плохие отметки. В начальных классах детей нужно обучать тайм-менеджменту (но не школьным предметам, это забота школы), в более старших — помогать по запросу и поддерживать. Не ждите от ученика начальной школы идеальной усидчивости: в этом возрасте двум третям детей можно поставить СДВГ. Понаблюдайте за тем, как ребёнок схватывает информацию и постарайтесь давать её так, чтобы её было легче воспринять. Старшекласснику помогайте не поучениями, а советами, делитесь опытом, а не указывайте как поступить.

2. Главное — регулярность и организованность. К режиму нужно начинать приучать задолго до школы. Со временем в распорядок дня будут добавляться всё новые дела, и организованного ребёнка не придётся заставлять делать уроки.

3. Освойте детский тайм-менеджмент. Научите ребёнка оптимизировать затраты сил на домашние задания. Покажите, что с выключенным на смартфоне интернетом он потратит на уроки не два часа, а час и двадцать минут и сэкономленное время сможет провести как пожелает.

4. Организуйте удобное рабочего места: комфортный стол, эргономичный стул по возрасту, правильное освещение — это основа, в остальном — спросите ребёнка, каким он хочет видеть свой рабочий уголок.

5. Покажите ребёнку, что «домашка» так же важна, как ваша работа: во время её выполнения ученика нельзя отвлекать, говорить: «Потом доделаешь, а сейчас сходи за хлебом» или «Подумаешь, какая важность!»

6. Никогда не заставляйте, как бы ни хотелось: так вы убиваете ответственность ребёнка и показываете, что учеба важнее для вас, чем для него самого.

7. Ни в коем случае не делайте уроки наказанием за провинность.

8. Не смейтесь над ошибками. Наоборот, ищите во всём хорошее и хвалите за каждую мелочь. Например: «Сегодня ты решил пример на три минуты быстрее, молодец!»

Если отрицательная модель уже сформировалась, может потребоваться помощь специалистов. Например, привлеките репетитора: пусть он занимается с ребёнком, пока вы морально отдохнёте. С чужим человеком дети часто ответственнее и внимательнее. Опытный педагог может сам увидеть проблему и помочь её решить, или обратите его внимание и попросите помощи. 

Источник: https://mel.fm



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования