Шопинг — законный и простой способ добавить эндорфинов в свою жизнь. В основном — более безопасный, чем, допустим, алкоголь или неумеренное потребление сладостей. Но иногда шопинг-эндорфины «слишком легкие»: удовлетворение от покупки сменяется разочарованием — «зачем я это купила?», «оно не стоит своих денег», «зря потратила». Разочарование от покупки переходит в разочарование в себе, и настроение падает ниже исходной отметки.
Как достичь баланса?
- Понимать свои мотивы
Если вы хотите пройтись по магазинам именно ради настроения — отметьте это про себя мысленной галочкой, запланируйте сумму, которую можно «прокутить» (для кого-то это 100 рублей, для кого-то — 1000 или 10 000) и наслаждайтесь процессом. Просто посмотреть/потрогать товары, померить что-то, не покупая, — тоже разрядка. Главное, помнить, что потрогать/померить и НЕ купить — нормально, а еще — что не стоит срезать бирки и выбрасывать чеки сразу после покупки, если есть хоть малейшие сомнения в ее целесообразности.
Еще одна полезная установка: не каждой понравившейся вещью надо обладать. Вполне можно полюбоваться и пойти дальше, ведь симпатичных вещей в мире так много, а место в доме (и денежные ресурсы) ограничены.
Ну и, конечно, избавляться от стресса полезно не только в магазинах.
- Стремиться к разумному потреблению
Звучит скучновато, но на мой взгляд, умеренность — единственный способ по-настоящему «выйти из матрицы». Многие из нас уже начали ощущать это на себе: вещи плохо продаются на Авито даже за 15% цены, а мусорные полигоны перестают справляться с нагрузкой. Короче, вещей стало слишком много. Недавно увидела рекламный ролик: там предлагается купить новый шкаф, если старый стал тесноват, а потом еще шкаф, и еще. Для меня это тупиковый путь: каждая вещь требует внимания, заботы, места, — но не нужнее ли эти ресурсы людям? В конце концов, у каждого из нас есть лимит вещей, которые получается содержать в порядке, — дальше начинается неуправляемый хаос.
Перед покупкой понравившейся вещи подумайте:
• где ее хранить;
• куда ее деть после использования (или куда деть ее предшественницу);
• можно ли ее не покупать, а одолжить/арендовать (вдруг это окажется выгоднее или удобнее?)
- Не обманывать себя
Мы делаем это (обманываем себя), когда:
• Покупаем ребенку очередную игрушку, вместо того чтобы поиграть с ним в те, что уже есть;
• Покупаем пятый крем, улучшающий микроциркуляцию в коже, хотя очевидно, что самомассаж и 10 минут гимнастики разгонят кровь лучше (и бесплатно!);
• Покупаем что-то, чтобы быть «как все», из зависти, в приступе гнева — часто такие покупки потом не радуют, потому что оказываются прочно связанными с негативными ассоциациями.
- Расхламлить дом
Еще один способ разобраться в том, что и сколько вы покупаете. Проведя расчистку дома от лишних вещей, можно: а) определиться с тем, какое количество предметов оптимально для вашего жилья, б) увидеть свои «слабые места». Я вот обнаружила, что у меня куча вскрытых, но не использованных до конца кремов и зубных паст (!). Зареклась покупать новые, пока не изведу все запасы.
- Знать маркетинговые трюки
Маркетинг — это своего рода изощренная игра в купи-продай. Вы можете получить фору, если будете знать некоторые приемы, которые используют продавцы. Вот некоторые из них:
Внимание на ценник: 9,99 рублей, конечно, по сути — 10, но подсознание уверяет, что это очень дешево; перечеркнутая цена до скидки часто оказывается завышенной; на желтых или иных цветных ценниках бывает по-настоящему выгодная цена, а бывает и нет — присмотритесь. Например, в продуктовом около моего дома на стенд к акционным товарам часто подкладывают товары по обычным ценам, но их стоимость тоже пропечатана на желтом ценнике.
Покупайте головой, а не органами чувств. Некоторое время назад обратила внимание на то, что в окрестных супермаркетах на удивление хорошая музыка — умиротворяющая. гармоничная. А потом оказалось, что это неспроста: плейлисты в магазинах специально подобраны так, чтобы люди медленно курсировали вдоль стеллажей с товаром и как можно больше складывали в свои корзинки… Так же работают приятные и узнаваемые запахи — будь то интерьерный парфюм или аромат картошки-фри и кофе.
Только сейчас и только для вас. Ограниченные по времени предложения, особенно если «осталось только 2 экземпляра», стимулируют покупать без лишних раздумий. Присмотритесь: некоторые продавцы не слишком хитры, и у них всегда «осталось только три места» или «последний экземпляр со скидкой», и эти позиции висят на сайтах месяцами. Конечно, иногда бывают действительно выгодные акции, а иногда — не очень. И большинство из них регулярно повторяется.
Игра на контрасте. Продавцы размещают свои предложения так, чтобы цена на товар казалась вам оптимальной. Смотрите, как это работает:
Дешевое после дорогого: вы покупаете дорогой костюм или пальто, а вслед вам предлагают рубашку или свитер. Допустим, свитера в этом магазине дороже, чем те, что вы обычно покупаете, но после суммы, выложенной за пальто, цена свитера кажется подходящей. Или в ресторанном меню на развороте одно блюдо заметно дешевле остальных — чтобы его чаще заказывали.
Средний размер: маленький стаканчик кофе (200 мл) стоит 50 рублей, средний (300 мл) — 90, а большой (400 мл) — 100 рублей. Кажется, что взять большой — очень выгодно, ведь разница со средним стаканчиком — всего 10 рублей. Хотя особой выгоды в этом примере (он реальный) нет: два маленьких стакана кофе по цене и объему как раз будут равны одному большому. Но получается, что покупатель тратит на кофе сразу по максимуму, а не берет, скажем, одну чашечку и не докупает потом вторую в случае необходимости. По тому же принципу строятся акции «3 по цене 2» и тому подобные: вы пришли за одним пакетиком чипсов, а купили три, хоть и по цене двух: в итоге денег потратили в два раза больше, чем планировали.
Подобных маркетинговых приемов множество. Их цель — создать у покупателя впечатление выгодной сделки, закрепить ощущение, что покупать — приятно, и побудить приходить в магазин снова и снова.
Автор: Мария Хорькова
Источник: https://www.matrony.ru