Как я читаю детям

В преддверии новогодних и рождественских каникул главный редактор портала "Православие и мир" Анна Данилова делится родительским опытом интересного и полезного чтения с детьми.

Я не очень умею играть в ролевые игры, не умею делать сложные развивашки и тематические программы, поэтому делаю то, что люблю. И поэтому читаем мы каждый вечер. Или почти каждый.

Детей теперь трое – Захар (сын Кати Ремизовой), который зовет меня «Мама Аня», Наташа, уже знакомая Правмиру, а младенец Андрей Андреевич пяти месяцев пока не очень слушает.

Чтения дети пока (может быть, скоро разлюбят) ждут с огромным нетерпением и я хочу рассказать о том, как у нас устроено чтение.

Не монотонно

Главное для меня в чтении – не бубнить монотонно себе под нос, постоянно зевая. Пусть меньше, но с интересом. Я стараюсь из чтения устраивать небольшой спектакль, подражаю голосам героев, иногда достаю игрушки, много показываю мимикой. Так детям слушать интереснее, а главное это позволяет читать сразу обоим – восьмилетнему Захару и четырехлетней Наташе. Среди книжек, которые мы прочитали за прошлый год, есть и совсем детские, и книги для средней школы «Боцман» и «Пеппи Длинныйчулок», «Рони дочь разбойника» и «Маленькая принцесса», «Полианна» и «Четвертая высота», «Гостья из будущего» и «Суббастик».

Да, я умею пародировать, быть немного клоуном и имитировать голоса – это очень помогает мне и в преподавании, и в фотосъемке, где только с помощью мини-спектакля можно усадить перед камерой пятерых разбегающихся детей. Это помогает и снять напряжение дня – ведь бывает всякое: вот ты строишь детей весь день, под вечер нужно перестать воевать и вернуть теплую атмосферу. Поэтому когда ты садишься вечером с книжкой и распеваешь веселые песенки Суббастика, становится радостно и тепло.

Я думаю, что читать с выражением и подражанием голосам могут все, главное понимать, что это важно для ребенка.

Обсуждать

Обычно мы не только читаем, но что-то обсуждаем по ходу. Или поступки героев, как квалифицировать их действия (в чем поступил неправильно), или думаем, как поступить дальше, угадываем сюжет – в общем, говорим о книге. Чтобы чтение вслух не становилось пассивным слушанием, но переживалось как выбор, сюжет и развитие истории.

Книга – фильм

У нас есть железное правило – прочитали книгу – и обязательно смотрим по ней фильм. Я выбираю всегда самую хорошую экранизацию, иногда это более старая версия, иногда недавняя экранизация. «Маленькую принцессу» мы смотрели в американской версии с Ширли Темпл, а вот Полианна пошла в более новой экранизации.

Мне важно и сохранить стимул и мотивацию дочитать книгу до конца, и очень важно научить ребенка смотреть более медленное видео. Не только современное клиповое. За то время, пока Штирлиц в «17 мгновениях весны» ДУМАЕТ или ИДЕТ, в современном кинематографе успевает смениться несколько сцен. И даже нам, выросшим на медленном кино, уже непросто смотреть эти долгие сцены. Но научить ребенка смотреть классику и даже немое черно-белое кино (опыт киноклуба Правмира с фильмом «Малыш» оказался очень успешным) очень важно. Это база, это основа и это умение смотреть не только быстрые-быстрые новые фильмы.

Фильмы можно найти почти ко всем книгам (даже по «Суббастику» есть прекрасный немецкий фильм), и я стараюсь искать и западные экранизации, например, «Волшебник страны ОЗ» – совершенно замечательный фильм, дети были от него в восторге.

Фильм мы не смотрим, пока книга не дочитана до конца, а после просмотра обсуждаем, в чем фильм другой, чем книга.

Регулярность

Вечернее чтение – важная часть процесса отхода ко сну: ужин – вечерние процедуры – пижамы и 20-30 минут чтения у нас почти всегда в графике, если не устали и не были в гостях. Дети очень привыкают и ждут этого вечернего времени.

Как вообще это читать?

Важно чтобы книга нравилась родителям. Ничего нет хуже, чем засыпать над книгой, привить любовь к тому, что не любишь сам – почти невозможно. Вот мне не нравится серия про Петсона и Финдуса, не люблю Груффало и так и не осилила «Властелина колец» (извините, пишу честно). И я не буду себя ломать и зевать над книгой, думая, когда она закончится. Я читаю то, что интересно читать мне, где я могу сопереживать, а другие книги пусть дети читают самостоятельно.

Одно время я пробовала читать детям электронные книги – не смогла – было трудно и мне, и им. Для меня книга для домашнего чтения должна быть красивая, большая, с лучшими иллюстрациями, чтобы они с нетерпением ждали следующую страницу. И еще – книги должны быть в свободном доступе у детей и мои в свободное время очень любят сидеть и смотреть картинки (младшая) или читать (старший). У нас шесть книжных шкафов детских книг, и я не уверена, что это правильно (места без книг все меньше). Но водить в библиотеку и книжный, давать возможность покопаться в книгах – это очень важно.

Выбрать книгу самому

Когда старший – Захар – только начинал читать сам, замечательный педагог Ольга Азова, директор детского неврологического и реабилитационного центра «Логомед прогноз», дала нам прекрасный совет: отвести мальчика в книжный магазин и купить ему ту книгу, которую он сам выберет. В книжном мы провели много времени, детей было не увести, Захар выбрал себе какую-то большую книгу про динозавров и …. Процесс пошел. Вечером он читал уже сам вслух всей семье и с тех пор он начал читать для себя.

Мне кажется, что для того, чтобы книга хорошо читалась и слушалась у ребенка должен быть небольшой голод других впечатлений – у нас нет телевизора, у детей нет планшетов и кино/мультфильмы мы смотрим достаточно редко. В этой ситуации книга одна открывает этот прекрасный таинственный мир. Когда фоном играет телевизор, как это бывает дома у бабушек, наверное, труднее читать.

Аудио…да?

Отдельно хочу сказать про аудиокниги. Есть прекрасные детские радиоспектакли с замечательными актерами – под такие радиопостановки прекрасно и рисовать, и конструировать. Аудиокнига воспитывает и полезны навык длительного восприятия на слух – в нашей чрезмерно визуализированной культуре это тоже важный навык. Но при этом аудиокниги не решение проблем. Во-первых, в процессе прослушивания намного легче отвлечься и думать о своем параллельно рассказу на диске. Восприятие начитанного текста совершенно другое и особенно у ребенка и подростка часто на месте прослушанных книг остаются лакуны. Наконец – зрительное восприятие текста, написание слов и имен – всего этого в аудиокнигах нет. Поэтому слушать ВМЕСТО чтения мне кажется неверным, хотя это тема отдельной дискуссии.

Например

А чтобы этот текст не выглядел назидательной моралью, вот небольшой фрагмент нашего обычного чтения прекрасной книги Юрия Лигуна про боцмана, кота, крысу и бурундука от издательства «Никея». Хорошего чтения в каникулы!

Автор: Анна Данилова

Источник: http://www.pravmir.ru/



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования