Переводи "надо" в категорию "хочу"

Когда Лиса училась уже в шестом классе и было ей 8 лет, я столкнулась с проблемой детского перфекционизма вкупе с ещё несозревшей концентрацией внимания.

На уровне идеи дочка стремилась заниматься подготовкой к аттестациям для того, чтобы «быстро и качественно» их сдать, высвобождая, таким образом, время для занятий любимыми делами. Но нервная система ещё не готова была к длительным занятиям, что отражалось на замедлении темпа освоения учебного материала. Это очень злило дочку и она часто раздражалась на себя.

Так я столкнулась с ещё одним подтверждением того, что «надо», которое произносит себе человек, сливает его энергию и тормозит работу. Начинает складываться впечатление, что ребёнок «тянет резину» и сам же на это злится.

Вот что я тогда отработала с дочерью. Я попросила написать на бумаге фразы: «Я занимаюсь историей, потому что хочу...», «Я занимаюсь географией, потому что хочу...» и так по всем предметам школьной программы. Идея состоит в том, чтобы ребёнок самостоятельно нашел смыслы для тех занятий, которые он привычно позиционировал с оттенком «надо сдать аттестации...».

Формулируя «Я хочу этим заниматься для того, чтобы...», мы помогаем ребёнку осознать, какая потребность реализуется через то или иное занятие. Здесь поможет креативность родителей, которые на первых порах отработки этой техники активно включаются в «мозговой штурм».

Все варианты фиксируются на бумаге. Порой, высказываются смешные и безумные идеи. Их тоже пишите. Они разряжают атмосферу напряжения от «Я обязан это сделать...», превращая учебные часы в игру. Появляются идеи, каким образом избежать использования учебников и, например, вначале изучить тему на основе видеоматериалов, игр и подручного материала.

Так, неожиданно ребёнок обнаруживает важные ценности, стоящие за решением изучать тот или иной предмет. Появляются вопросы уже серьёзно направленные на профориентацию. Поиск ответов на эти вопросы задает интенсивность занятий и глубину погружения в предмет. Как только начинает вырисовываться потребность знать, легче становится держать фокус внимания на том, что ранее было лишено смысла.

Задачи уже не кажутся трудными. Наоборот, заковыристые вопросы вызывают поисковый азарт, который родителям непременно надо накачивать собственной энергией вдохновения. А она возникает от радости, что ребёнок так увлечен своими занятиями. Родительская вовлеченность в ребёнка, вообще, необходимая вещь до тех пор, пока его интерес не окрепнет и не станет устойчивым.

Постепенно удовольствие, испытываемое от интеллектуальной деятельности, становится насущной потребностью ребёнка и подкрепляется его опытом самоодобрения. Уверенность в себе у него растёт. Это наполняет его позитивной энергией, что укрепляет концентрацию внимания.

Как только ребёнок чувствует усталость, он может переключиться на творческие занятия. Здесь пригодится информация, которую я даю на семинаре по поводу организации учебного пространства детей, обучающихся дома. Оно, как вы помните, значительно отличается от учебного пространства школьника.

Автор: Любовь Сгонник



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования