Детская лень и ее причины

Лень и бездеятельность не возникают на пустом месте, сами собой: подобное поведение – это лишь «симптом», и для его появления есть множество причин. Если внимательно понаблюдать за ежедневной жизнью ребёнка, возможно увидеть «второе дно» того, что мы привычно считаем ленью, апатией и неорганизованностью. Ну а когда становится ясна причина, проще понять, как справиться с возникающими сложностями.

ТЕМПЕРАМЕНТ.

Это то, с чем ребёнок появляется на свет, что уже заложено природой. Будет ли он, например, успешен в учёбе – далеко не всегда зависит от ваших воспитательных усилий и от того, достаточно ли усердно он учит уроки (и как активно вы ему с этим помогаете). Гораздо важнее индивидуальные свойства его личности и психологические особенности. Подвижным детям может быть сложно сосредоточиться на словах учителя и длинном условии задачи, школьникам-интровертам зачастую непросто даются виды деятельности, требующие активного общения, а медлительный и эмоциональный ребёнок-«мечтатель» будет чаще витать в облаках. Если знать и учитывать особенности ребёнка, выбирать соответствующий стиль воспитания, будет легче помочь ему научиться преодолевать трудности и прилагать усилия для достижения результата.

НЕДОСТАТОК МОТИВАЦИИ.

Интерес – вот с чего начинается мотивация. Трудности в обучении нередко связаны с отсутствием интереса к предмету и, в целом, довольно туманным пониманием: зачем вообще всё это нужно? Ваша задача – с детства постепенно показать ребёнку широкие возможности, которые открывает активная жизненная позиция. Покажите на собственном примере, как новые знания и новый опыт способны сделать жизнь более наполненной.

СТРАХ НЕУДАЧИ И НЕУВЕРЕННОСТЬ В СОБСТВЕННЫХ СИЛАХ.

Если ребёнок привык получать только негативную обратную связь, регулярную критику своих умений, способностей и действий – это вряд ли вдохновит его. Кроме того, пассивное поведение ребёнка бывает связано с нежеланием осваивать что-то новое, страхом перед возможной неуспешностью. Например, начало школьного обучения, первый класс – серьёзная «зона риска»: изменился режим дня и степень нагрузки, повысилась утомляемость, малышу приходится многое контролировать самостоятельно. Перейдя в среднюю школу, ребёнок снова сталкивается с повысившимися требованиями. Ну а подростковый возраст несёт в себе новые сложности: вопросы самоопределения, выбор профессии.

ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ.

Усталость вполне закономерно вызывает желание отдохнуть. Если пять дней в неделю после уроков ваш ребёнок ходит на кружки, занимается спортом или музыкой, его стремление поваляться перед телевизором вызвано утомлением. Оцените нагруженность ребёнка заданиями и делами и, по возможности, оставьте ему время для «ничегонеделания». Психологи подчеркивают необходимость таких пауз: ребёнок думает, размышляет, фантазирует, строит планы – в общем, развивается как личность.

КОНФЛИКТ С УЧИТЕЛЕМ.

Проблемы в школе, плохие оценки, неудачи на тренировке – всё это может быть «побочным эффектом» несложившихся отношений с педсоставом или тренером. Ваша задача – показать ребёнку, что вы на его стороне, и только потом разбираться в реальных причинах конфликта и принимать какие-то решения. Важно, конечно, и развивать коммуникативные функции, научить ребёнка общаться и строить отношения с самыми разными людьми.

ЗАВЫШЕННЫЕ ОЖИДАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Если Вы всерьёз намерены вырастить отличника и в целом безупречную личность, возможно, ребёнку просто трудно соответствовать вашим высоким запросам. Вместо того чтобы перенапрягаться, детская психика предпочитает перейти в «режим сохранения энергии». Стоит дать ему развиваться в собственном темпе, побольше хвалить за достижения и любить без всяких условий. Кстати, обратите внимание и на другие физические состояния: усталость, голод, перегрузку нервной системы, вызванную переизбытком впечатлений, даже сезонный авитаминоз – всё это тоже вызывает вполне заметный упадок сил. Ребёнок вроде бы достаточно бодр для того, чтобы не пропускать школу, но, приходя домой, предпочитает горизонтальное положение. Кроме того, и период бурного роста организма сопровождается усталостью. Решение – консультация педиатра и здоровый образ жизни: нормальный сон, правильное питание, свежий воздух и хотя бы небольшие физические нагрузки.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ НЕЗРЕЛОСТЬ.

Исследования показали, что до 17-18 лет у подрастающего человека ещё недостаточно развиты лобные доли мозга, отвечающие за планирование и оценку происходящего. Получается, что лень и неорганизованность подростка – это зачастую просто физиологическая неспособность адекватно спланировать свои действия или оценить последствия бездействия. Придётся подождать, пока ребёнок «дозреет»!

ОТСУТСТВИЕ ЧУВСТВА ВРЕМЕНИ.

Возможно, ребёнок «заигрывается» в телефон или компьютер потому, что просто ещё не может верно рассчитать, сколько времени займёт у него то или иное задание и когда пора переходить к следующему. Помогут тренировки: предсказуемая и многократно отработанная последовательность действий, использование таймера и будильника. Важны и режим дня, и чёткое расписание занятий, и, конечно, мягкий контроль со стороны родителей – до тех пор, пока ребёнок не будет в состоянии делать это сам.



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования