Школьный ранец: Легче - не значит лучше!

Многочисленные утверждения о том, что ранцы современных школьников «слишком тяжелы и перегружены», не подтверждены никакими научными доводами. Ниже приводятся результаты исследований, в рамках которых группа специалистов изучила, измерила и сделала заключение о том, каким образом нагрузки, создаваемые различными ранцами (как лёгкими, так и тяжелыми) влияют на организм школьников.

Предварительно следует заметить, что из года в год к началу школьного сезона в средствах массовой информации появляются многочисленные сообщения, авторы которых предостерегают родителей от покупки слишком тяжелых школьных ранцев. Среди них особенно выделяются сообщения некоторых медицинских учреждений, ведомств и даже ассоциаций врачей, которые без устали повторяют родителям и учителям, что слишком тяжелые ранцы пагубно влияют на неокрепший позвоночник ребёнка.

Почти во всех этих утверждениях приводится схожий довод, а именно: Для того, чтобы избежать искривления позвоночника и нарушения осанки ребёнка, максимальный вес заполненного ранца не должен превышать 10-12 % от веса тела ребёнка. Например, стандарт DIN-58124, разработанный Немецким Институтом по Стандартизации (Deutsches Institut für Normung) прямо указывает: "Вес наполненного ранца не должен превышать 10 % веса тела ребенка".

Однако на чём основывается такое утверждение? Даже эксперты Немецкого Института по Стандартизации в Берлине не знают этого. Данное утверждение существует в неизменном виде уже много лет, хотя до сих пор оно не получило никакого научного подтверждения, тем не менее это непроверенная информация постоянно тиражируется. В связи с этим назрела необходимость в уточнении данного тезиса.

Доктор Фриц-Уве Нитхард, Профессор и Директор ортопедической клиники в Университете г. Аахена (ФРГ), уже давно занимается темой школьных ранцев. Он также является консультантом известной фирмы-производителя ранцев в части разработки новых моделей. Вот что утверждает данный специалист: «Утверждение о том, что максимальный весе ранца должен составлять 10 % от веса тела носящего его человека, родилось в годы, предшествующие Первой Мировой войне. Тогда было необходимо выяснить, насколько тяжелым может быть ранец новобранца для того, чтобы при длительных нагрузках избежать чрезмерной усталости мышц. При этом под длительными нагрузками понимался походный марш свыше 20 км с полной боевой выкладкой».

«Применять такой подход к ранцу школьника абсолютно нереально» - критикует ортопед. «Кроме того, не существует ни одного документального подтверждения или доказательства того, что более тяжелый школьный ранец наносит вред спине ребёнка при ношении».

Его коллега доктор Эдуард Шмитт, Профессор и Директор ортопедической клиники при Университете федеральной земли Саар (ФРГ), также являющийся медицинским руководителем акции «Проверь своего ребенка», не знает каких-либо исследований, подтверждающих, что более тяжелые ранцы наносят вред спине ребёнка. Акция «Проверь своего ребенка» является совместным мероприятием Университета Саара и газеты «Die Saarbrücker Zeitung», в которой принимают участие ортопеды, неврологи, физиотерапевты, специалисты в области биологии человека и спортивной медицины.

Начиная с 1999 года все эти специалисты проводят постоянные исследования и проверку детей для выявления у них нарушений в развитии позвоночника в результате травм. для профилактики нарушений осанки и т.д. По результатам этих исследований проводятся тренинги и принимаются более специализированные терапевтические меры.

В данном случае группа исследователей проверяла, каким образом более тяжелые ранцы влияют на тело ребёнка. В исследованиях принимала участие группа из 60 мальчиков и девочек – учащихся 2-3 классов нескольких начальных школ г. Саарбрюкена (ФРГ).

Вначале определяли собственный вес семи- и восьмилетних школьников, а также вес их ранцев. Средний вес ребёнка составлял около 27 кг, при этом минимальный фактический вес ребёнка был 22 кг, а максимальный вес - 32 кг. Средний вес одного ранца был 5 кг, причем максимальный вес ранца был 7 кг.

«В среднем вес одного ранца составил 17,2 % от среднего веса ребёнка», разъяснил доктор Оливер Людвиг, научный руководитель исследования. Таким образом, в среднем ранцы были значительно тяжелее, чем рекомендованные 10% от веса тела. На следующей стадии ученые анализировали осанку детей. Сначала девочки и мальчики должны были прямо стоять без ранца таким образом, что при взгляде в профиль лодыжка, плечо и ухо ребёнка находились на одной вертикальной прямой. Этот анализ осанки показывает, достаточны ли мышечная сила и распределение мышечной массы для того, чтобы без усилий удерживать тело в таком положении. У некоторых из детей эксперты отметили очень незначительные нарушения осанки. Затем измерения повторялись уже с надетым ранцем. Дети реагировали на дополнительную нагрузку – они слегка подавали тело вперёд. «Это естественная реакция на то, что при ношении ранца центр тяжести сдвигается несколько назад» - объяснил доктор Оливер Людвиг.

Тем не менее, перенос центра тяжести вперёд едва ли стоил школьникам каких либо существенных затрат энергии. Измерение мышечной активности корпуса тела, сделанное при помощи прикреплённых датчиков, показало лишь незначительное увеличение мышечного напряжения. Это означает, что дополнительный вес ранца представлял собой абсолютно несущественную нагрузку.

На следующем этапе исследований дети с надетыми ранцами должны были преодолеть несложную полосу препятствий, специально подготовленную в спортзале одной из школ Саарбрюкена. Ученики начальных классов должны были не только размеренно шагать друг за другом, но и передвигаться вверх и вниз по наклонным настилам и мягким матам, преодолевать простейшие преграды, наклоняться за медицинским мячом, высоко поднимать его над головой и бросать, а также балансировать, стоя на скамейке, и преодолевать лабиринт, обозначенный специальными стойками. Эти тесты повторяли или моделировали ситуации, в которых дети могут оказаться по дороге в школу и обратно.

Дети непрерывно находились в движении 15 минут, так как, согласно опросам родителей школьников, живущих в наибольшем удалении от школы, на дорогу в школу они тратят от 12 до 15 минут пешком.

После этого специалисты еще раз изучили и проанализировали осанку детей, при этом ранцы всё еще находились за спинами детей. Однако, несмотря на «утомительную дорогу в школу», осанка была не хуже чем перед испытанием. Замеры также показали, что мускулатура детей не продемонстрировала заметных признаков усталости, хотя вес ранца определённо составлял более 10 % от веса тела самого ребёнка.

Наконец, специалисты однозначно установили, что существенная активность брюшной мускулатуры и мускулатуры поясницы вообще наблюдалась только в тех случаях, когда вес ранца составлял более одной трети от веса тела. Только при такой нагрузке положение позвоночника ребёнка изменялось и равновесие становилось нестабильным. Естественно, что в такой ситуации мышцы были напряжены в гораздо большей степени для того, чтобы вновь стабилизировать положение корпуса. Вследствие этого нагрузка на позвоночник ослаблялась. «Даже более тяжелый ранец не принесет вреда позвоночнику здорового ребёнка, поскольку нагрузка на спину действует слишком короткий промежуток времени» - объясняет доктор Шмитт. Ему вторит доктор Фриц-Уве Нитхард из клиники Университета в г. Аахен: «Увеличение нагрузки на спину ребёнка не представляет собой чисто механическое утяжеление на величину веса ранца. Это не должно вызывать опасений, если ребёнок в целом обладает хорошим здоровьем и нагрузка действует лишь кратковременно».

Доктор Шмитт подчеркивает, что использование более тяжелого ранца в течение короткого промежутка времени даже могло бы послужить для тренировки мускулатуры тела у малоподвижных детей. Фриц-Уве Нитхард соглашается с ним: «Более тяжелый ранец служит источником дополнительной тренировки. Он активирует мускулатуру, которая стабилизирует позвоночник». Поскольку, как показали дальнейшие исследования, почти 50 % всех детей имеют ослабленные брюшные мышцы и мышцы спины, которым трудно прямо удерживать тело в течение длительного промежутка времени, любая возможность дополнительной тренировки, вне всякого сомнения, должна приветствоваться.

Слабые мышцы корпуса могут фиксировать положение позвоночника в недостаточной степени. Поэтому при ходьбе и движении такой позвоночник значительно вибрирует туда-сюда и нагрузка распределяется неравномерно. Но даже у детей с ослабленной мускулатурой и избыточным весом тяжелые ранцы не вызывали значительной усталости мускулатуры. «Даже если ребёнок обладает слабой мускулатурой, ранец оказывает нагрузку на спину слишком короткое время, чтобы нанести вред таким структурам тела как суставы, дужки позвонков, связки и межпозвоночные хрящи» - говорит руководитель исследований Оливер Людвиг. Заявление о том, что вес школьного ранца может составлять только не более 10 % веса тела ребенка - это всего лишь приблизительная оценка. Его не следует воспринимать как доказанный научный факт, поскольку нет никаких подтверждений тому, что более тяжелый ранец наносит вред спине ребёнка. «Но сегодня зачастую гораздо более современным считается всячески оберегать детей от малейших нагрузок, вместо того, чтобы постепенно приучать организм ребёнка к разумным и соответствующим его возрасту тренировкам, что позволило бы ребёнку наращивать силу, а в конечном итоге – укрепить его здоровье» - комментирует доктор Фриц-Уве Нитхард.

Источник: http://www.cheldeti.ru/



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования