Пестовальная гимнастика для детей от 0 до 1 года

Этот комплекс упражнений составлен на основе 19-летних наблюдений за детьми первого года жизни и материалов по народной педагогике и медицине.
Предлагается родителям для занятий с детьми грудного возраста.
Автор-составитель Ж. В. Цареградская

Предисловие

В полости матки малыш не испытывает никаких неудобств и дискомфортных ощущений, связанных с собственным телом. Согласно внутриутробному опыту ребенка, его тело соответ­ствует по форме матке и представляется ему в форме шара или эллипса. Это представление окончательно закрепляется в его сознании в последние два месяца перед родами, в условиях тес­ной матки, от которой он себя не отделяет.

У только что появившегося на свет ребенка ощущение собст­венного тела претерпевает значительные изменения: из шара он превратился во что-то другое, совсем непонятное и непривыч­ное. Эти переживания отражаются на его поведении: он очень нервничает и куксится, когда его пытаются разогнуть, и сразу успокаивается, когда его спеленывают и помогают принять при­вычную внутриутробную позу. Каждое движение, вынуждаю­щее ребенка выпрямлять ручки и ножки, может сопровождать­ся с его стороны гримасой недовольства и даже плачем, особен­но, когда малыш вскидывается, — в этот момент он буквально тонет в новом неожиданно огромном пространственном объеме. В первые месяцы после рождения важно вызвать у ребенка положительные эмоции по отношению к своему телу, так как оно доставляет малышу много неудобств. Связанные с этими неудобствами переживания могут в дальнейшем привести к различным нарушениям в его психике. Необходимо путем спе­циального ухода обеспечить младенцу возможность постепен­ного осознания реальной формы своего тела. При этом очень важно знать его психологию.

Новорожденный начинает «знакомство» со своим телом с го­ловы, конкретнее, ото рта. Менее отчетливо малыш ощущает нижнюю часть тела: поясницу, ягодицы, ноги. Его душа как бы еще не очень прочно «связана» с телом, поэтому его нель­зя сотрясать, подбрасывать. Это нарушает процесс привыка­ния к своему телу, затрудняет положительное восприятие се­бя, что в будущем может иметь необратимые последствия для психики ребенка.

Согласно гипотезам С. Грофа (исследователь бессознатель­ных проявлений человеческой психики), во время своего рождения в потужном периоде ребенок может испытывать ощуще­ние падения в водоворот, в бездну. Эти переживания не прохо­дят бесследно, они сохраняются в памяти на уровне бессознательного. Существование этих переживаний доказывают снови­дения, в которых на этапе засыпания мы переживаем спуск или (реже) подъем по лестнице, и вдруг — промах, мы оступаемся, за чем следует падение и резкое пробуждение. Для человека является нормальным состояние, при котором сфера бессознательного отделена от сознания и не влияет на его поведение в реальной жизни. Если же эта граница нарушена, то бессозна­тельные переживания, связанные с рождением, могут вторг­нуться в сферу сознания и стать причиной страхов, психозов, неврозов, психических расстройств. Спровоцировать воспо­минания о «падении в бездну» и тем самым нарушить тонкую грань между сознанием и бессознательным могут нечаянные падения в детстве или те виды гимнастики и детские игры, которые связаны с подбрасыванием ребенка в воздух.

По наблюдениям Грофа, подобное внезапное пробуждение в памяти ребенка опыта его рождения может впоследствии при­вести к развитию в уже сознательном возрасте таких психиче­ских отклонений, как, например, страх высоты и мостов (акрофобия), который «...в чистой форме не встречается; он всегда соединен с побуждениями спрыгнуть или выброситься — с башни, из окна, с обрыва или моста. В ощущении падения с одновременным страхом разбиться типично проявляются фи­нальные стадии родов».

Гимнастика для малыша первого года жизни должна больше походить на баловство и развлечение, чем на серьезные заня­тия. Ребенка надо потешать, а не заниматься его планомерным оздоровлением. Душевное здоровье малыша на этом этапе раз­вития гораздо важнее, чем физическая тренировка. В то же время эмоциональный подъем и радость проявляются у груд­ных детей как физическое оживление.

Еще одно очень важное правило, которое следует соблюдать, занимаясь с ребенком грудного возраста: упражнения должны соответствовать развитию малыша, его возрастным возможно­стям. Традиционная гимнастика строилась именно таким образом. «Ладушки» никогда не делали раньше, чем ребенок сам не начинал предпринимать попытки хлопать в ладошки, смешно растопыривая при этом пальцы, а играть в «тушки-тушки» раньше, чем малыш сам не пытался пробовать подтягиваться и садиться. Гимнастика направлена на то, чтобы поддержи­вать, а не опережать естественное моторное развитие ребенка. Такое забегание вперед никогда не приносит пользы, только лишние заботы. Давно известно, что дети, которых усиленно тренируют, и дети, которых не тренируют вообще, начинают делать какое-либо движение вcb8597-001.jpg одном и том же возрасте. Это ясно демонстрирует ситуация, приведенная в книге «Психо­логия младенца», когда из двух мальчиков-близнецов Сашу каждый день учили взбираться по шведской стенке и спускать­ся вниз, а Ваню нет. Когда Саша овладел этим навыком, на стенку предложили взобраться Ване, и Ваня сумел взобраться на лестницу и спуститься с нее уже с третьей попытки, причем сделал это лучше Саши. Итак, не следует раньше времени раз­вивать какие-либо навыки ребенка, нужно только поддержи­вать его начинания, стимулируя и приободряя малыша в его упорных тренировках.

Все занятия с младенцем этого возраста должны обязательно сопровождаться речью матери. Гимнастика ни в коем случае не должна превращаться в чисто техническое мероприятие для развития мышц. Для грудного ребенка особенно важно эмоци­ональное и речевое развитие. Поэтому все упражнения мать должна комментировать, потешая малыша, давая ему заряд по­ложительных эмоций и побуждая его к общению.

В помощь молодым мамам мы и приводим комплекс упраж­нений, которые испокон веку были приняты для младенцев и обязательно сопровождались такими фольклорными формами, как потешки и пестушки. Упражнения подобраны в соответст­вии с возрастным развитием ребенка и разбиты на комплексы для возрастов: от 0 до 14 дней, от 14 до 40 дней, от 40 дней до 3-х месяцев, от 3-х до 6-ти месяцев, от 5-6 до 8 месяцев, от 8 месяцев до 1 года, в 1 год. Постепенно некоторые упражнения делать прекращают, другие оставляют и прибавляют к ним но­вые. Русские народные потешки помогут вам не только в фи­зическом развитии малыша, но и в развитии его эмоционально-речевой сферы.

В период от 0 до 14 дней мать и дитя привыкают к своему новому состоянию и осознают его. В это время еще тяжело ду­мать о чем-либо другом, кроме тех ощущений, которые связаны с таким важным событием, как рождение. Сейчас для обоих на первом плане — забота о здоровье и привыкание к со­вершившимся переменам.

В это время перед матерью стоят три задачи по отношению к своему ребенку. Первая, и самая важная, — это помочь ма­лышу привыкнуть к ощущению «себя в теле» и дать понять, что он находится в безопасности, что его любят. Вторая, не ме­нее важная задача, — предохранить путем своевременной кор­рекции позвоночник новорожденного от возможных смещений. И третья — это профилактика аспирационной пневмонии, ко­торая может возникнуть, если в легкие ребенка во время родов попала околоплодная жидкость, слизь или во время кормления — грудное молоко. Для решения этих задач мама должна де­лать следующее:

1. Поглаживания и ощупывания. Нужно гладить все тель­це малыша, как бы очерчивая его контуры. Особое внимание нужно уделить ощупыванию кистей рук и ступней ног, так как там находится много нервных окончаний.

2. Промеры (упражнения для выправления позвоночника новорожденного). Существует несколько видов промеров:

— сводят вместе колено правой (левой) ноги и локоть левой (правой) руки, повторяя упражнение 2 - 3 раза;

— складывают ножки вместе, разгибая их в коленях, и достают большими пальцами ног до лба ребенка (2 — 3 раза);

— достают до лба поочередно большими пальцами ножек (3 — 4 раза);

— достают до висков поочередно большими пальцами но­жек (3 — 4 раза).

3. Поколачивание спинки. Это упражнение выполняют для профилактики аспирационной пневмонии и застойных явлений в области легких. Поколачиваем спинку ребенка по всей повер­хности, где расположены легкие (особенно в нижней части). Поколачивание производят костяшками согнутых в кулак паль­цев таким образом, чтобы образовалась воздушная подушка.

Уже с 14 дня, когда малыш начинает довольно активно про­являть свои эмоции, мама может сопровождать поглаживание сладкими речами, потешать его. Особенно хорошо делать это сразу после пробуждения, когда ребенок очень аппетитно потя­гивается. Обязательно нужно продолжать «мерить» младенца. После 14 дня к поглаживаниям, ощупываниям и промерам можно добавить упражнения, направленные на сохранение врожденных рефлексов, но можно этого и не делать. Если они угаснут, то в этом нет ничего страшного, потому что к году и в том, и в другом случае развитие детей оказывается одинако­вым.

1. Потягунушки.

Цель: дать ребенку возможность почувствовать свое тело. Любопытно, что в древности эта пестушка была еще и закли­нанием благополучного роста и развития ребенка.

Разворачивая проснувшееся дитя, мама ласково оглаживает его, как бы очерчивая контуры тела; называет вслух и обозна­чает части тела малыша, фиксируя на них руки. Для этого уп­ражнения используются народные пестушки, которыми и со­провождалась вся гимнастика для ребенка. Делаем 2—4 раза.

Потягунушки, Потягунушки!

Потягуси, Потягуси, Потягунушки!

* * *

Потягунюшки-порастунюшки!

Потягунюшки-порастунюшки,

А в ножки — ходунюшки,

А в ручки — хватунюшки,

Поперек — толстунюшки,

А в ушки — слышунюшки,

А в глазки — глядунюшки,

А носику — сопунюшки,

А в роток — говорок,

А в головку — разумок!

2. Промеры (см. выше).

3. Поколачивание спинки.

Делаем упражнение так же, как описано выше, сопровожда­ем приговорами. Делаем на 2 — 3 приговорки:

— Что в горбу?

— Денежки.

— Кто наклал?

— Дедушка.

— Чем наклал?

— Ковшичком.

— Каким?

— Золотым, золотым, позолоченным,

— На горбу, на горбу поколоченным.

4. Разведение ножек в стороны.

Цель: коррекция врожденного вывиха бедра; снятие гиперто­нуса мышц ног; развитие подвижности тазобедренного сустава. Придерживая за коленки, мама делает ножками малыша движение «велосипед», а затем разводит их в стороны в поло­жение «лягушка», приговаривая:

Ножки, ножки,

Ножки, ножки

Побежали по дорожке.

5. Упражнения для сохранения врожденных рефлексов.

Эти упражнения носят факультативный характер.

5.1. Подтягивание за ручки (сохранение хватательного и цепляльного рефлексов).

Даем малышу свои большие или указательные пальцы, что­бы он зажал их в кулачок, при этом обязательно страхуя, что­бы он не сорвался, если вдруг разожмет пальцы. Затем подтя­гиваем его на себя. Можно приподнять ребенка над поверхно­стью стола или кровати, но не более 1—2 раз.

Упражнение зачастую вызывает у новорожденных недо­вольство и страх, поскольку изначально эти рефлексы направ­лены на удержание малыша на матери, и срабатывают они в тот момент, когда ребенок срывается или пугается. Аналогич­ные эмоциональные переживания (страх, чувство опасности, дискомфорта) проявляются и во время такой тренировки.

5.2. Поддержание опорно-двигательного рефлекса (ре­флекс опоры и ползания). Для этого делают два упражнения:

— поддерживая малыша под мышки, его ставят на плоскую поверхность и пытаются провести так, чтобы при этом он пе­ребирал ногами. Сначала пробуем «ходить» по поверхности кровати или стола, где он обычно ходить не хочет, затем пы­таемся «пройтись» с ним по животу и груди мамы, что, как правило, получается гораздо успешнее;

— малыша кладут на живот, затем сгибают его ножки в коле­нях, чтобы он лежал в позе «лягушка», подставляют свои ла­дони под его ступни и побуждают к тому, чтобы он оттолкнул­ся, продвинулся вперед и снова согнул ноги в коленях. Примерно за 3 — 4 таких броска ребенок переползает кровать. (Де­лают это упражнение 2 раза.).

Упражнения для ребенка от 40 дней до 3-х месяцев

Мы рекомендуем приступать к занятиям гимнастикой имен­но в этот период, когда они обычно уже не вызывают у детей негативных реакций, которые могут возникнуть, если занятия начинают проводить в более раннем возрасте. Это связано с более осознанным отношением la0449-001.jpgребенка к своему телу, привыч­кой к нему и к новым телесным ощущениям, появившимся с момента рождения. К этому времени у малыша возникает да­же потребность получше узнать себя.

Полный комплекс упражнений делают не менее 1 раза в день. Оптимальным является то время, когда малыш не кап­ризничает и настроен благодушно. Обычно это первые 1—2 часа после утреннего пробуждения, но может быть и дневное, и вечернее время. Хорошее настроение малыша во время гим­настики гарантирует его положительное отношение не только к занятиям, но и к самому себе, и к тому, кто с ним занимает­ся. Помимо выполнения полного комплекса, 2 — 3 раза в день можно делать из него отдельные упражнения. Например, «потягунушки» можно делать всякий раз после того, как ребенок проснулся.

1. Потягунушки.

2. Массаж ножек.

Цель: профилактика дефектов развития стопы, голени. Массаж ног усиливает кровообращение и способствует интел­лектуальному развитию детей.

Массаж начинаем с поглаживания всей ножки. Затем делаем легкое растирание. Массаж стопы начинаем с растирания паль­чиков (мизинец, безымянный и т.д.), при этом приговариваем: Пальчик, мальчик, хулиганчик!

Затем растираем наружную сторону стопы от пальцев к го­леностопному суставу, делаем «семерку», а затем «восьмерку» по подошве. Далее делаем массаж свода стопы (профилактика плоскостопия), массаж «наверх» по наружной стороне стопы и отведение стопы (профилактика косолапости).

Завершаем массаж поколачиванием по пятке с приговорами:

Куй, куй, каблучок!

Подай, бабка, башмачок.

Не подашь башмачка —

Не подкуем каблучка.

Далее выполняем общее растирание всей ножки (голень, бедро). Заканчиваем массаж общим поглаживанием ножки. И переходим к массажу другой ножки.

Продолжительность массажа: по 3 — 5 минут для каждой ножки.

3. Разведение ножек.

Это упражнение проводится в два этапа:

1) одну ножку фиксируем выпрямленной, другую отводим в сторону, сгибая ее в колене. Делаем 2 — Зраза, при этом приговариваем:

Ножка, ножка,

Где твоя дорожка?

2) разведение ножек в положение «лягушка», как описано выше. Делаем 4—5 раз.

4. Опора ножками.

Цель: развитие тазобедренного сустава. Из положения «лежа на спине» ставим ножки ступнями на опору и, сгибая их в коленях, приговариваем (делаем 2 — Зра­за):

Топы-топы, ножки,

Бегите по дорожке,

Зовите музыкантов,

Будем танцевать

* * *

Ножки, ножки,

Бегите по дорожке,

Нарвите горошку.

5. Массаж живота.

5.1. Массаж пупка.

Цель: профилактика вспучиваний и пупочной грыжи.

Вокруг пупка делаем круговые движения ладонью по часо­вой стрелке.

Следующее движение — массаж пупка «кулаком» (костяш­ками пальцев). С довольно большим усилием массируем пупок кулаком по часовой стрелке.

5.2. «Перевязывание пупка».

Цель: нейтрализация негативных последствий отделения ре­бенка от матери в момент перерезания пуповины.

Подкатываем складки кожи к пупку сначала с верха и с ни­за живота, затем - с боков. Повторяем троекратно.

6. Упражнения для рук.

Цель: развитие мышц-разгибателей, коррекция гипертонуса рук.

6.1. Разведение рук.

И батюшке — сажень,

И матушке сажень,

И бабушке сажень,

(таким образом перечисляют 5 — 7 родственников),

А нашему мальчику —

Долга, долга, долга, долга!

(или «А нашей девочке...»)

На словах последней строчки делаем ручками ребенка ко­роткие взмахи, будто слегка подтягиваем ручки в стороны.

При плохой реакции ребенка на это упражнение лучше на­чинать его делать с 3-х месяцев.

6.2. «Бокс».

Сгибаем ручки ребенка в локтях, а затем попеременно вы­тягиваем их вперед («перед собой»), как бы боксируя невиди­мого противника или изображая подтягивание каната, приго­вариваем при этом:

Тяни холсты,

Холсты просты,

Тяни, тяни, потягивай,

Поперек, поперек перекладывай.

Завершаем упражнение «обхватыванием», которое делаем на словах последней строчки потешки. Заключается оно в том, что мама ручками ребенка как бы обнимает его корпус. Повторяем 2 —Зраза.

Для этого упражнения использовалась еще и другая приго­ворка:

Тоню тяну,

Рыбу ловлю.

Ловись, ловись, рыбка

Маленькая и большая!

На словах последней строчки руки малыша разводят широ­ко в стороны.

7. Промеры.

Мама меряет ребенка, как уже было описано выше.

8. Переворот на живот.

Переворачиваем ребенка на живот через ножку.

9. Массаж ягодиц.

Цель: дать малышу возможность ощутить эту часть тела; ак­тивизировать кровообращение в этой области, что тонизирует и укрепляет мочеполовую систему; в древности — заклинание правильного развития пола.

Гладим ягодицы ребенка и приговариваем (т.е. хвалим на все лады в свободной форме). Для мальчиков делаем движе­ния «к центру», для девочек — «от центра», в стороны.

10. Массаж спинки.

10.1. Поглаживание.

Цель: помочь ощутить малышу свою спину, активизировать кровообращение.

Гладим спинку ребенка широким движением: от ягодиц вверх — тыльной стороной кисти, от плечей вниз — ладонью (повторяем 5—7 раз). При этом приговариваем, хваля спинку на все лады.

10.2. Прокатывание складки.

Цель: профилактика травм позвоночника; сбалансированное распределение энергии младенца; закрепление связи между верхом и низом.

Защипываем у малыша складку на крестце и прокатываем ее до основания шеи (т.е. до 7-го шейного позвонка). При этом приговариваем:

Идет бай по стене,

Несет лапти на спине,

Детенкам по избенкам

Дарит по лаптенкам...

Повторяем упражнение троекратно.

10.3. Точечный массаж позвоночника.

Цель: нормализация работы мочеполовой системы; перерас­пределение энергии.

Шагаем пальцами по позвоночнику (Зраза), а затем по пря­мым мышцам рядом с ним (Зраза), приговаривая:

Баю, баю, баю, бай,

К нам идет старик Бабай.

Бабай идет, пирожок несет,

Ванечке в ротик кладет!

10.4. Поколачивание.

Проводим как было описано выше.

Это упражнение, в конце концов, должно стать способом под­хватывания ребенка на руки и к 4 — 6 месяцам быть в постоян­ном пользовании.

Заканчиваем комплекс упражнений общими поглаживания­ми, ласками и баловством, создавая у малыша радостное на­строение.

Дополнения к пестовальной гимнастике

Упражнения для ребенка от 3 до 6 месяцев

Многие упражнения сохраняются из комплекса упражнений для ребёнка до 3 месяцев.

Перед началом упражнений, когда ребёнок лежит в кроватке, мама зовёт его к себе на руки, учит, чтобы малыш протягивал к ней ручки:

Ручки, ручки, дай ручки!

Это упражнение можно выполнять при любом удобном случае.

  1. Потягунушки.

  2. Массаж ножек.

  3. Разведение ножек.

  4. Опора ножками.

  5. Массаж живота.

  6. Упражнения для рук.

    1. Разведение рук.

    2. «Бокс».

    3. Круговые и мелкие движения руками.

Цель: снятие мышечного напряжения, развитие подвижности суставов рук.

Делают круговые движения руками малыша с не очень большим размахом и приговаривают (3 – 4 раза):

Лунь плывёт, лунь плывёт, лунь плывёт…

Затем делают мелкие движения кистями рук ребёнка, подражая взмахам крыльев птицы (упражнение на освобождение кисти, повторяют 3 – 4 раза):

Галки летят, галки летят, галки летят…

    1. Потягивание.

Цель: развитие координации рук; потешить, развеселить ребёнка.

Начинают это упражнение с мелких движений кистями, как в предыдущем упражнении, приговаривая:

Полетели, полетели,

Полетели, полетели,

На головочку сели…

Сели, посидели

И опять полетели, полетели,

Полетели, полетели…

На словах «На головочку сели…» мама обхватывает ручками ребёнка его головку.

Повторяем 2 – 3 раза.

6.5. «Вьюшки».

Цель: дальнейшее совершенствование движений; потешить малыша, развеселить его. Обычно в это время малыш пытается скоординировать движения рук, сжатых в кулачок.

Мама в такт песенке легонько постукивает кулачками ребёнка. Делают упражнение 2 – 4 раза, но его можно делать и дольше, до тех пор пока оно доставляет малышу удовольствие.

Вьюшки, вьюшки,

Вьюшки вью,

Колотушки колочу,

Приколачиваю.

7. Упражнение для развития вестибулярного аппарата.

7.1. «Мешу тесто».

Цель: развитие вестибулярного аппарата и укрепление мышц шеи. Мама легонько перекатывает головку ребёнка по подушке, приговаривая:

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай,

Головоньку – валяй, валяй!

7.2. «Тушки-тутушки».

Цель: развитие вестибулярного аппарата; потешить, развеселить ребёнка.

Мама укладывает малыша спиной на подушку, затем берёт за ручки, и, подтягивая к себе, сажает на кровати, а потом толкает так, чтобы он упал на подушку. Все действия сопровождаем приговором:

Тушки-тутушки,

Сели на подушки,

(подтянули и посадили малыша)

Пришли подружки,

Столкнули с подушки

- Бух!

(толкнули на подушку).

Упражнение делают 2 – 4 раза или до тех пор, пока малышу нравится эта игра.

  1. Массаж ягодиц.

  2. Массаж спинки.

Дополнения к пестовальной гимнастике

Упражнения для ребенка от 5 - 6 до 8 месяцев

Как только малыш осваивает перевороты со спины на живот и с живота на спину (а это происходит на четвёртом – пятом месяце развития), становится очень сложно делать с нимca6457-023.jpg упражнения в положении лёжа на спине. Малыш всё время активно стремится перевернуться на живот. Затем к этому стремлению прибавляется желание сесть, встать на колени и подняться на ноги. Тогда делать с ним упражнения в положении лёжа становится ещё сложнее. Поэтому с 5 – 6 месяцев упражнения в положении лёжа мы сокращаем до минимума и делаем их только в тех случаях, когда малыш к этому расположен. С этого времени основными становятся упражнения в положении сидя и стоя.

  1. Потягунушки.

  2. Массаж ножек.

  3. Разведение ножек.

  4. Опора ножками.

Это упражнение теперь можно сопровождать более длинным текстом:

Токи-токи-тошки,

Кую, кую ножки;

Ножки у Антошки

Едут по дорожке,

Дорожка кривая,

Ни конца, ни края,

Грязь по колено,

Лошадь охромела,

Топ, топ, топ, топ –

Приехали.

5. Массаж живота.

В этом возрасте продолжают делать только «Перетягивание пупа» и массаж пупка кулаком, если были подозрения на пупочную грыжу.

6. Упражнения для рук.

6.1. Разведение рук.

6.2. «Бокс».

6.3. Круговые и мелкие движения руками. Мелкие движения руками можно делать в положении сидя и сопровождать другой приговоркой:

Сова летит! Сова летит!

6.4. «Ладушки».

Цель: развитие координации рук; потешить, развеселить ребёнка, поддержать естественное стремление хлопать в ладоши.

Обычно с 7 месяцев ребёнок сам начинает пробовать хлопать в ладошки. Он уже может держать пальчики разжатыми, и ему это доставляет удовольствие. Упражнение «Ладушки» заменяет упражнения «Подтягивание» и «Вьюшки». Играть в «Ладушки» лучше всего сидя, и можно использовать для это­го любой удобный случай, когда ребенок находится в хорошем расположении духа. Иногда, напротив, эта игра может отвлечь его от каких-то огорчений, успокоить. Только следует по­мнить, что приговорка не должна быть слишком длинной, ее надо проговаривать побыстрее, потому что у малыша очень быстро заканчивается терпение.

Мама берет ручки ребенка и слегка похлопывает ладошка­ми, произнося нараспев:

  • Ладушки, ладушки,

Где были?

— У бабушки.

— Что ели?

— Кашку.

— Что пили?

— Бражку.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

7. Массаж ягодиц.

8. Массаж спинки.

9. Упражнения для развития вестибулярного аппарата.

9.1. «Мешу тесто».

9.2. «Тушки-тутушки».

9.3. «Тоню тяну».

Это упражнение можно делать с 5 месяцев.

Мама сажает или ставит ребенка себе на колени и, придерживая его за ручки, покачивает то к себе, то от себя, как бы подражая движениям рыбака, вытягивающего тоню (сеть для ловли рыбы). При этом приговаривая:

Тоню тяну,

Рыбу ловлю,

В кошель несу.

Щучки — в кучки,

Плотички — на полички,

Один ершок,

Да и тот — в горшок.

Ухи наварю,

Детей накормлю

Да и спать уложу.

Это упражнение можно делать под потешку «Тяни холсты».

Тяни холсты

Суровы, толсты

На рубашечку,

На столешничек.

Тяте холст,

Маме холст и т.д.

10. Упражнения в положении сидя и стоя

10.1. «Скок-поскок».

Цель: поддержать в ребенке естественное стремление к развитию мышц ног и способствовать этому развитию.

Это упражнение следует начинать делать, когда малыш от­рабатывает прессовые движения: он довольно часто делает дробные приседания, как бы танцуя. Обычно это происходит примерно в 5 —6 месяцев. Подыгрывая его тренировке, мама будто бы помогает ребенку прыгать. Она ставит его к себе на колени или на мягкую кровать, подсказывает ему, что надо подпрыгивать, слегка приподнимая его вверх (делает это рит­мично). Если ребенок понял, чего от него хотят, и принялся приседать, то мама начинает приговаривать:

Ай, скок-поскок,

Молодой груздок,

По водичку пошел,

Молодичку нашел,

Целовал, миловал

Да к себе прижимал.

* * *

Скок-скок-поскок,

Молодой дроздок,

По водичку пошел,

Молодичку нашел.

Молодиченька Невеличенька,

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Молодичка-молода

Поехала по дрова,

Зацепилась за пенек,

Простояла весь денёк.

10.2. «Ходьба»

Цель: поддержать в ребенке естественное стремление нау­читься ходить, держась за опору; способствовать развитию вестибулярного аппарата.

Это упражнение можно начинать делать с 7 месяцев, если малыш проявляет активное стремление ходить, держась за опору.

Мама ставит ребенка на ножки, берет его за обе ручки и ве­дет на себя, приговаривая:

Дыбки, дыбки, дыбок —

Скоро Ванечке годок!

11. «Баран, баран — бук».

Цель: развеселить, потешить ребенка, вызвать у него смех и доброе расположение, укрепить с ним контакт.

Примерно с пяти месяцев детишки очень любят, чтобы их потешали, развлекали, пытаются отозваться на шутку и начи­нают просто баловаться. Поэтому с этого возраста можно при­бавить это потешное упражнение, которое позволяет устроить ласковую возню с ребенком, и которую он воспринимает с во­сторгом.

Мама легонько своим лбом ударяет о лоб ребенка, приго­варивая при этом:

Баран, баран, баран — бук!

Дополнения к пестовальной гимнастике

Упражнения для ребенка от 8 до 11-12 месяцев

С этого возраста детям особенно нравится просто веселая возня. Они любят весело пошалить и 966692-004.jpgмогут делать это очень долго. Поэтому следует приготовиться к тому, что чем старше они становятся, тем больше могут требовать к себе внимания. Упражнения теперь превращаются в игры-тренировки и в до­зировке не нуждаются. Каждое из них можно делать до тех пор, пока .оно доставляет удовольствие маме и малышу.

Что касается физического развития, то для этого возраста самое главное — не препятствовать двигательной активности ребенка, - и он самостоятельно всего достигнет.

1. Потягунушки.

2. Массаж ножек.

3. Разведение ножек.

4. Опора ножками.

5. Массаж живота.

Продолжаем делать только «перетягивание пупа».

6. Упражнения для рук.

6.1. Круговые и мелкие движения руками.

6.2. «Ладушки».

В этом возрасте потешку «ладушки» можно усложнить.

  • Ладушки, ладушки,

  • Где были?

  • У бабушки.

  • Что ели?

  • Кашку.

  • Что пили?

  • Бражку.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Поели, поели,

Домой полетели,

Полетели, полетели.

Шу-у-у! На головку сели!

И опять к бабушке полетели.

(Затем можно повторить потешку сначала.)

На словах «полетели» мама делает ручками ребенка взмахи, изображая полет птиц. На последних словах мама обхватывает ручками ребенка его головку.

Можно использовать и другие варианты этой потешки:

  • Ладушки, ладушки,

  • Где были?

  • У бабушки.

  • Что ели?

  • Кашку.

  • Что пили?

  • Бражку.

  • Кого били?

  • Машку.

  • За что, про что?

  • Не ешь нашу кашку!

Не пей нашу бражку!

Шу-у-у! Полетели,

На головушку сели!

На последних словах мама обхватывает ручками ребенка его головку.

6.3. «Гуси летели».

Мама учит ребенка поднимать ручки.

Гуси летели,

Лебеди летели. (2 р.)

7. Массаж ягодиц.

8. Массаж спинки.

9. Упражнения для развития вестибулярного аппарата.

9. 1. «Мешу тесто».

9.2. «Тушки-тутушки».

9.3. «Тоню тяну»,

9.4. Покачивания.

Мама сажает ребенка на колени и слегка подбрасывает его, подражая качке при езде. При этом приговаривает:

Поехали, поехали

До дедушки с орехами.

До бабушки с орехами

Поехали, поехали

(и т.д., меняя порядок строчек).

* * *

Бабушка Петровна

Поехала по бревнам.

Вскачь погонила,

Бревна уронила,

Ногу изломала.

Как старику показать? —

Шубный рукав привязать.

9.5. «Тютюшканье» или «чуканье».

Мама «тютюшкает» или «чукает» ребенка, подбрасывая его на руках.

Чуки-чуки, чуки-чук!

Наловил дед щук,

А баба — линочков,

Чтоб кормить внучочков!

* * *

Тюшки-тютюшки!

Овеяны лепешки,

Пшеничный пирожок

На опарушке мешон,

Высоконько взошел.

* * *

Тюшки-тютюшки!

На горе пичужки.

Они денежки куют,

Всем по грошику дают,

А Ванечке — пятачок.

Пришел Ваня в кабачок,

Там его били

В четыре дубины,

Пята-сосна —

По бокам возила.

Кроме перечисленных, можно делать и различные другие упражнения для развития вестибулярного аппарата (перевороты, раскачивания), поскольку именно с этого возраста у детей, развивающихся в пределах нормы, возникает физиологиче­ская потребность в подобной тренировке. Если же малыш по каким-нибудь причинам отстает в развитии, то с этими упраж­нениями следует повременить до тех пор, пока он не заявит о своей готовности к таким занятиям.

10. Упражнения в положении сидя и стоя.

10.1. «Скок-поскок».

10.2. Ходьба.

Автор-составитель Ж. В. Цареградская



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования