![](/upload/blog/avatar/0aa/SajQeh2hEcs.jpg)
(По словарю В.Даля)
Радуга — явление, которое вызывает в нас беспричинную радость.
Детей она радует своим многоцветьем. А педагог воспользуется случаем, чтобы сообщить детям удивительную вещь: радуга — это производная солнечного света. Света, который расслоился. Оказывается, свет «внутри» — разноцветный! |
Цель опыта: показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги.
Оборудование: таз, до краев наполненный водой; зеркальце, установленное в воде под углом 25°; источник света (солнце или настольная лампа).
В солнечный день поставьте около окна таз с водой и опустите в него зеркало. Зеркало нуждается в подставке, так как угол между ним и поверхностью воды должен составлять 25°. Если зеркальце «поймает» луч света, то в результате преломления луча в воде и его отражения от зеркала на стене или на потолке возникнет радуга.
Этот опыт можно провести и вечером: тогда источником света выступит настольная лампа. Спектр получится в затемненном помещении.
![](http://x-files.org.ua/images/news/2013/priroda_9.jpg)
Опыт второй
Оборудование: лист бумаги, хрустальный бокал.
Поставьте хрустальный бокал на белый лист бумаги. Попробуйте поймать бокалом солнечный свет. На листе бумаги появятся цветные полосы радуги.
Опыт третий
Оборудование: тарелка с водой, лак для ногтей, «удочка» для пленки.
Капните в воду каплю лака. На поверхности воды образуется тонкая пленка. Ее нужно аккуратно снять при помощи специального приспособления — «удочки». Пленка лака будет играть всеми цветами, напоминая крылья стрекозы. Луч белого света, попадая на тонкую пленку, частично отражается от нее, а частично проходит вглубь, отражаясь от ее внутренней поверхности.
Опыт четвертый
Оборудование: трехгранная прозрачная призма.
Если рассматривать сквозь призму предметы белого цвета, они будут выглядеть цветными. С помощью призмы можно получить изображение радуги на стене.
По материалам Валентины ДВОРНИКОВОЙ,
педагога детского сада № 5, п. Умба Мурманской области
Волшебный волчок
Описание игр с волчком можно обнаружить еще в сборнике Перельмана — одного из самых первых собраний занимательных опытов по физике для детей.
Из белого картона вырезают круг радиусом примерно в 5 см.
Картонный круг делят на секторы. Количество секторов зависит от задачи опыта. Предположим, мы делим круг на четное количество секторов и красим их, чередуя, в желтый и в синий цвета.
В центре круга проделывают маленькое отверстие, в которое вставляют тоненькую палочку (можно спичку с отрезанной серной головкой и одним заостренным концом). Палочку острием вниз закрепляют с помощью пластилинового шарика.
Получился волчок.
![](http://dob.1september.ru/2003/09/17.jpg)
Запустим волчок. При вращении волчка цвета смешиваются и поверхность диска окрашивается в зеленый цвет. Это чудо, потому что никто к волчку не прикасался. Когда он остановится, глазу снова явятся секторы желтого и синего цветов.
Можно покрасить секторы в красный и в желтый цвета. Тогда при вращении волчок станет оранжевым.
Если разделить волчок на семь частей и покрасить их в соответствии с расположением цветов в спектре, то при вращении волчок должен стать белым. Это очень важное наблюдение. Обычно мы наблюдаем расщепление света. А здесь происходит процесс «собирания» цветов. Белый оказывается хранителем всех имеющихся на земле красок.
Но достигнуть этого эффекта трудно — видимо, из-за неточного изображения спектра.
Источник: