“КА” значит карточки!

“КА” значит карточки!

“ КА ” значит карточки!

Мне часто кажется, что игры, созданные родителями детям начинают расти и развиваться вместе с ребенком, усложняясь и подстраиваясь под его интересы. Об одной такой игре я и хочу рассказать.


История игры
Началось все с того, что в 9 месяцев сын явно заинтересовался изображениями различных предметов. Но иллюстрации детских книг, несмотря на тщательный их отбор, смущали вольной фантазией художников, на журнал приходилось 3-5 удачных фотографий, показывать которые было неудобно. Проблема решилась просто – я вырезала картинки из журналов и рекламных буклетов и наклеила на картонные карточки. Получилось 20 симпатичных карточек с фруктами, животными, мебелью, игрушками.
И вот я представила труды нескольких вечеров сыну. Мы рассматривали карточки каждый день. И когда просто смотреть на них надоело, появились первые игры – “Сортировка”, “Найди мой портрет”. Карточек стало не хватать – слишком быстро заканчивалась интересная игра. Началась охота за картинками. Цветные, глянцевые листовки, брошенные в почтовый ящик, приводили в восторг, после нашего визита в гости хозяева недосчитывались нескольких килограмм печатной продукции, в супермаркетах и аптеках мы с жадностью набирали рекламные буклеты и порой забывали купить то, ради чего пришли. Когда сыну исполнилось 2 года, я пересчитала карточки. Их оказалось 135. Сейчас наша коллекция растет намного медленнее, мы не столько собираем картинки, сколько выдумываем с ними все новые и новые игры и занятия.

Немного о технике изготовления
Для первых карточек я вырезала картинки по контуру, позже стала использовать и прямоугольные картинки на фоне, когда фон оказывался удачным дополнением (например, “яхта, плывущая по волнам”). Исторически сложилось так, что я использовала карточки из очень плотного картона размерами 5 на 7 сантиметров. Картон оказался удачным - до сих пор не пострадала ни одна карточка. А вот размер я бы рекомендовала взять 10 на 10 см. Квадратные карточки удобны тем, что ребенку сложнее (а значит и интереснее) будет находить их правильное расположение (см. игру “Вверх тормашками”). Картинки наклеиваю с одной стороны, на оборотной стороне планирую написать печатными буквами названия предметов. Клей – ПВА.

Игры карточками
В этом разделе я опишу все способы занятий с карточками, которые мы использовали за почти двухлетнее существование игры. Рассказывать постараюсь в хронологическом порядке - так что начинать занятия лучше с первых игр, и постепенно, в выбранном ребенком темпе переходить к новым играм.

Знакомство
Прежде всего, с каждой карточкой нужно познакомиться – назвать предмет, рассказать о нем. Хорошо найти такой же или похожий предмет и показать его вместе с картинкой.

Найди мой портрет.
Соберите предметы, изображенные на карточках. Это могут быть предварительно вымытые овощи и фрукты, игрушечные животные, не бьющаяся посуда и даже мебель. Показывайте ребенку по одному предмету и попросите найти его изображение. После того, как эта игра будет освоена, можно попробовать обратный вариант – вы показываете карточку, ребенок ищет в комнате такой же или похожий предмет.

Сортировка.
Самый простой вариант – раскладывать карточки по категориям “это едят”, “это надевают”. Когда малыш поймет сам принцип разделения по общим признакам, можно вводить более точные названия: “овощи”, “транспорт”, “животные”, “одежда”, “техника”. Карточки выкладывает взрослый, каждый раз спрашивая ребенка: “Куда положить эту карточку, где ее семья? ”, если ребенок не хочет подсказывать или ошибается, взрослый сам находит нужное место и говорит “Это яблоко, яблоко – фрукт. Мы его положим к другим фруктам: груше, апельсину и персику.” Позже ребенок сможет раскладывать карточки самостоятельно.

Новые категории.
Когда число карточек вырастает настолько, что раскладывание их всех по категориям начнет утомлять, можно переходить к выделению подкатегорий. Например, категория “животные” раскладывается на подкатегории “насекомые”, “птицы”, “звери”, “рыбы”, категория “одежда” - на “одежду” и “обувь” и т.д.
Только будьте готовы к тому, что ребенок не сразу примет новый порядок и будет настойчиво поправлять вас, складывая все подкатегории в одну привычную стопку.

Сортировка по цветам
Взрослый или ребенок наугад вытаскивают из коробки по одной карточке и раскладывают их на кучки по цветам. Все картинки, цвет которых не удается определить, мы складываем отдельно, называем их “пестрые”. Игра подойдет ребенку, знающему (уверенно показывающему на палитре) хотя бы 3-4 цвета. Постепенно можно вводить новые цвета.

Опять сортировка
Со временем вы сможете придумать и другие способы сортировки карточек. Например, можно:
  • Рассортировать картинки на то, что летает, ездит, бегает, ползает, катиться, не движется.
  • Разделить изображения на съедобное – не съедобное, живое – не живое, созданное природой или человеком.
  • Сделать выставку транспорта (то есть выбрать все предметы, которые можно назвать транспортом – от самолета и поезда до детской коляски).
  • Разделить карточки по материалам, из которых изготовлены изображенные на них предметы (металл, дерево, ткань).
Вверх тормашками
Заранее выберете несколько (например, 10) карточек с изображениями животных, машин, людей, мебели. Предложите ребенку разложить их так, чтобы изображения не были перевернуты. В качестве провокации можно подложить карточку с изображением мяча.

Найди лишнее
Известная игра, но как легко ее проводить с карточками и как просто объяснить правила даже полуторагодовалому малышу! Выбираете 4 любых карточки, 3 из них должны принадлежать одной категории. Предлагаете ребенку показать, какая картинка залетела из другой кучки. Сначала нужно брать карточки из далеких категорий, например “транспорт” и “фрукты”.
Когда ребенок освоит игру, предлагайте ему карточки из подкатегорий: “фрукты” и “овощи” или “одежда” и “обувь”. Причем после правильного ответа, можно попросить сказать, что же общее у этих предметов.

Какая карточка спряталась.
С карточками можно играть и в одну из самых известных игр по развитию памяти. Выберете 3 (в дальнейшем количество карточек можно постепенно увеличивать) карточки с картинками, особо симпатичными ребенку (можно предложить ребенку выбрать карточки самому). Ребенок некоторое время рассматривает карточки, потом отворачивается. Взрослый прячет одну из карточек, а остальные меняет местами. Задача ребенка угадать, кто спрятался.

Две вишни, три носка.
Однажды я заметила, что на некоторых карточках изображено несколько однотипных предметов (так их проще было вырезать). Так что я составила цепочку из карточек, получилось: одно яблоко, две вишни, три носка, четыре картошки, пять кубиков. А потом мы с сыном стали искать карточки, где два предмета, затем, где три (к сожалению, дальше один из нас считать не умеет, так что игру пришлось на время отложить).
Кроме картинок и сами карточки могут быть счетным материалом. Я периодически пересчитываю вслух карточки в какой-то из категорий, поясняю изменение количества “У нас было пять игрушек, мы сделали две новых карточки с юлой и мячиком, теперь у нас семь игрушек”. Так же часто во время игры прошу сына дать мне одну, две или три карточки.

Ролевые игры
С карточками можно играть как с обычными игрушками. Самые любимые игры:
  • Варим борщ. Складываем подходящие ингредиенты в игрушечную кастрюльку, ставим на плиту (перевернутая коробка с нарисованными кружками комфорок), потом разливаем по тарелкам и едим, и зверей кормим. На десерт полагаются карточки с тортом, мороженым, шоколадом.
  • Кормим зверей. Каждому животному на карточках стараемся подобрать еду, которую он может съесть. Приходится, конечно, кормить тигра колбасой, а носорога тюльпанами. Но стараюсь рассказывать, что ест каждое животное в условиях дикой природы.
  • Идем в зоопарк или музей. Расставляем в ряд карточки подходящей тематики. Я, в роли экскурсовода, рассказываю про каждый “экспонат”.
  • Магазин. Кроме карточек используется картонная коробка (касса) и настоящие монетки. Выбираем карточки одной тематики (игрушки или еда). Один товар стоит “одну деньгу”. Сначала я кассир, сын покупатель, потом меняемся ролями.
Спонтанная история
Я достаю, не глядя, по одной карточке из коробки и рассказываю историю, вплетая в сюжет каждую вытащенную картинку. Сын слушает, но, надеюсь, через пару лет и он станет рассказчиком.

PEXESO.
Еще одна вариация известной игры. Необходимо выбрать 3-4 пары карточек, по две из каждой категории. Например: яблоко, груша, мяч, пирамидка, грузовик, автобус. Карточки перемешиваются и выкладываются прямоугольником, картинкой вниз. Ребенку предлагается перевернуть любые две карточки. Если карточки принадлежат одной категории, ребенок забирает их себе, если нет – кладет на место.
Со временем добавляются все новые и новые пары карточек (в оригинальной игре PEXESO 32 пары), а игра превращается в соревнование взрослого и ребенка (или нескольких детей), кто больше пар наберет.

Окружающий мир
Карточки будут хорошим опорным материалом для бесед об окружающем мире. Рассказывая о средах обитания животных (пустыня, тропики, льды), разделите карточки с животными на соответствующие группы. Повествование о временах года можно проиллюстрировать карточками с пейзажами или отдельными приметами времени (снежная баба, подснежник, фрукты, зонтик).
Нередко сталкиваясь в книге с непонятными сыну словами мы отыскиваем нужную карточку и я наглядно объясняю, где находится горлышко бутылки или шляпка гриба.

Загадки.
Сейчас это самая любимая наша игра. Для нее случайно или определенным образом выбираются и раскладываются картинкой вверх 10-20 карточек. Я задумываю какую-нибудь карточку и сообщаю сведения, по которым можно догадаться, что за предмет задуман. Подсказки даю не все сразу, а постепенно, пока сын не догадается.
Например, задумана карточка с картошкой:
  • Это овощ.
  • Его нельзя есть сырым.
  • Но его можно сварить или пожарить.
  • Он белый или желтый,
  • и покрыт коричневой шкуркой.
  • Ты ел его сегодня на обед.
Играли и с заранее отобранными стихотворным загадками для малышей, тоже получилось весело.

Логика.
Совсем недавно придумали эту игру. Смысл ее в том, чтобы давать “трудные задания” по выбору определенных карточек. Задания сообщаются между играми, по 1-2 за один раз. Примеры заданий от простых к сложным:
  • Дай мне один красный фрукт.
  • …фрукт и овощ одного цвета.
  • … мебель, на которой нельзя лежать, но можно сидеть.
  • … предмет длинный, но низкий.
  • … два транспорта, ни один из которых не ездит по земле.
  • …три карточки с предметами разных цветов, из разного материала и принадлежащих разным категориям.
Не ждите, что ребенок обязательно справится с заданием. Самое важное, что вы потом подробно объясните ему правильное решение.

Закономерности
Выкладываются цепочки карточек с соблюдением определенной закономерности. Например: роза, кабачок, лошадь, тюльпан, помидор, коза, ромашка, морковь, свинья… Задание выполняет взрослый, иногда предлагая ребенку подобрать следующую карточку.

Противоположности
С помощью карточек можно закреплять изучение противоположных понятий, таких как тяжелый – легкий, большой – маленький, широкий – узкий, длинный – короткий и т.д. (А вот объяснять понятия лучше на реальных предметах).
Карточки со сравниваемыми предметами можно выбрать заранее. Самая простая игра – взрослый предлагает ребенку 6-10 карточек и просит разделить предметы на тяжелые и легкие (большие и маленькие и др.).
Не обязательно сравнивать целые картинки, можно и их фрагменты, например, длины хвостов у разных животных.

Ассоциативные пары (тройки)
Интересная игра не только для детей, но и для взрослых. Из рассыпанного набора карточек игроки, по очереди, выбирают две (три) карточки, картинки на которых имеют что-то общее. Например, общий цвет, категорию, назначение, первую букву, количество нарисованных предметов, материал и т.д.
Потом в игре появится соревновательный азарт – кто больше наберет пар, чьи связки окажутся самыми оригинальными (за это можно давать дополнительное очко). Сейчас же, играя с сыном (никаких счетов мы пока не ведем), я стараюсь разобрать все карточки, чтобы не осталось двух и более не связанных друг с другом картинок.

Просто игра
Ну вот, дождалась – в 2,5 года сын стал играть карточками без меня. Иногда он повторяет наши игры, иногда играет как с игрушками, а иногда и не поймешь – что за новую игру выдумал мой ребенок. Разумеется, и совместные игры продолжаются.

Творческие занятия по созданию новых карточек.
С самого начала сын просматривал со мной журналы и выбирал картинки для карточек. Потом он стал капать и размазывать клей на картинки. Сейчас можно ему доверить прилепить картинку к карточке. Так что плюс ко всем перечисленным играм у нас есть еще и регулярные мотивированные занятия аппликацией.

Постскриптум.
Надеюсь, вам и вашему ребенку понравятся “Карточки”. Поверьте, их совсем не сложно изготовить, тем более что наполнение игры можно растянуть на несколько лет. А пользы и радости будет немало. Карточки спасут вас в дороге, в отпуске, когда ребенку будет нечем играть. Если у вас есть старший ребенок, можно дать ему те же задания, что и младшему, но на большем наборе карточек. А как успокаивает и снимает стресс кропотливое вырезание картинок по вечерам!

Источник: http://julug.livejournal.com

Информация с сайта "Мама для мам" mam2mam.ru