Как научить ребенка делать поделки?

Учить или не учить? Вот в чем вопрос...

Что делать, если ребенку уже 4 года,а он лепить не умеет и вообще творчеством не увлекается?



Пустить все на самотек или же есть приемы, как его перехитрить и все-таки научить делать приличные поделки?

“Лена, пользуясь случаем, спрошу совета и я. С малышами все ясно, им можно позволить делать то, что им хочется в данный момент. Но вот моему старшему уже пятый год пошел, вроде бы пора и конкретными творческими умениями обзаводиться. В садике в его группе такие поделки выставляются – загляденье! А мы в садик почти не ходим, часто болеем. Вот и пытаюсь научить его тому, что все дети в его возрасте уже умеют.

Но что у нас получается? Лепить он не умеет вообще. Катает шарики и колбаски, как двухлетний, и выходит у него хуже, чем у младшей сестренки. На мои предложения типа “давай слепим машину” (а это самая интересная для него вещь) говорит “я не могу”. В итоге леплю я, а он с радостью играет этой машинкой. Один раз, правда, уговорила его прилепить два колеса из четырех.

Немного получше у нас с аппликацией, главное – ни в коем случае не говорить, что что-то не так, иначе весь интерес пропадает. Рисовать тоже не хочет, любит только раскрашивать красками. Я думаю, что в таком возрасте уже нельзя пускать занятия на самотек, особенно если ребенок сам не выражает желания сделать что-нибудь интересное. Или я не права? Но как его заинтересовать?

Я думаю, дело тут в его характере (те самые личностные особенности). Он немного замкнутый, любит конструировать – из конструктора постоянно придумывает новые варианты машин и городов. Интересуется математикой. Но надо же и с других сторон развиваться, а как быть, если у него нет желания?

Кстати, младшая дочь (скоро 3 года) с большим удовольствием рисует, лепит, делает аппликации. Иногда по моему плану, а иногда как душа захочет. Зато равнодушна к цифрам, никак не научимся считать до 10. Вот такие разные дети”.

Ирина, http://muravka.blogspot.com/

Ирина, вот Вы приходите в садик и видите готовый результат – детские поделки. Но Вы не видите, как они делались. Ведь то, что дети смогли их сделать, еще не означает, что они на самом деле умеют это делать.

Допустим, аппликация: воспитатель вырезал им листочки и лепесточки, раздал детям и скомандовал, куда капать клеем и куда приклеивать, чтобы получился цветок. Или на лепке воспитатель командует: “Дети, смотрим все на меня. Берем в правую руку пластилин и т.д.”

О чем говорит в данном случае детская поделка? О том, что ребенок слушался воспитателя и повторял за ним. Посмотрите на детсадовские поделки, ведь они же все одинаковые, да? :)

А теперь возьмите этих же детей, дайте им в руки бумагу, ножницы, клей – какую поделку они сделают сами? Такую же красивую?

А если бы детей в садике учили кататься на роликах, прыгать с парашютом, играть на скрипке, печь пироги, шить брюки, потому что кто-то сверху прислал такой приказ? Вы бы и этому тоже учили своего сына? :)

Вообще, кто определяет, в каком возрасте какими навыками должен владеть ребенок?

Если ребенку что-то неинтересно, значит, ему это сейчас не нужно. И нет никакого толку учить его тому, что ему не нужно. Вспомните, сколько знаний дали нам в школе, сколько из них осталось невостребованными и поэтому забытыми. Я, например, в упор не помню, что такое интеграл, хотя когда-то математику как орешки щелкала.

Так же и с детским творчеством. Свет клином на нем не сошелся. Когда сыну позарез нужно будет слепить машинку, он забудет про “я не умею” и слепит ее сам так, как посчитает нужным.

Я нарочно не учила Сережу лепить или рисовать что-то конкретное. В 2 года он очень впечатлился подъемным краном и САМ начал его рисовать. За 15 минут он нарисовал 27 подъемных кранов в самых мелких деталях! Я до сих пор не умею такой рисовать :)

Лепил он тоже, как Ваш сын. Говорил: “Я не умею”, я лепила сама, а он играл с моими поделками. В один прекрасный день мы купили новый пластилин, и Сережка начал его просто сгибать. Ему тогда было 5 лет. Согнул, приделал колесики, ручки – получилась коляска. Я до такой коляски никогда бы не додумалась просто потому, что я никогда не сгибала пластилин – у меня другие представления о лепке :)

У ребенка можно развивать какие-то практические навыки, а можно развивать его креативность – способность самому придумать что-то неординарное. Можно научить стандартным приемам рисования или аппликации, а можно стимулировать фантазию и поощрять придумывание собственных приемов. Сережа, например, клеем пользуется редко, большинство поделок и аппликаций он делает с помощью скотча :) И у Вашего сына, похоже, с креативностью тоже все в порядке.

Еще такая мысль.

Что означает ответ ребенка: “Я не могу”? Если Ваш сын придумывает новые машинки (а это уже само по себе замечательно!), значит, у него в голове есть какие-то замыслы, о которых Вы даже не догадываетесь. И тут приходите Вы и предлагаете ему лепить машинку из пластилина.

Предлагаете ему с высоты своего опыта и своего уровня развития фантазии. Мальчика же такой способ делания машинки очевидно не вдохновил, потому что у него просто другие замыслы. И пластилин сюда может просто не вписываться. Ваше предложение ему показалось неинтересным и/или неподходящим, поэтому он и отказывался делать то, что придумали Вы.

С нами, взрослыми, все происходит точно так же.

Допустим, Вы задумали сделать в комнате ремонт. Придумали, какие обои наклеить, какие занавески повесить. И тут кто-то приходит и начинает Вам навязывать свои идеи: картину повесь такую, обои наклей по диагонали, а в углу поставь статую. А с Вашей задумкой это ну никак не сходится – ни по стилю, ни по цвету, ни по финансам и т.д. Зато сколько новых навыков Вы бы приобрели ;)

Так и с детьми. Ну не хочет он лепить машинку, потому что планы у него другие. Так ведь из пластилина можно не только машинки лепить :) Предложите сделать автомобильные аксессуары, дорожные знаки, бордюры, дорожки, пассажиров, грузы, дома, пластилином можно “ремонтировать” машинки. Вдруг это как раз то, что ему нужно? А там уж в процессе он научится и лепить, и рисовать, да еще получше, чем в садике умеют.

А если ему опять это не нужно, то ищем дальше!

Поэтому мой совет такой.

Неважно, сколько лет вашему ребенку. Предлагайте ему свои идеи не для собственного удовольствия, а чтобы подтолкнуть его фантазию. Ребенок обязательно примет к сведению ваши предложения и найдет им применение, когда наступит подходящий по его мнению момент.

http://www.blog.stoidey.com
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования