Что делать, если ребенку уже 4 года,а он лепить не умеет и вообще творчеством не увлекается?
Пустить все на самотек или же есть приемы, как его перехитрить и все-таки научить делать приличные поделки?
“Лена, пользуясь случаем, спрошу совета и я. С малышами все ясно, им можно позволить делать то, что им хочется в данный момент. Но вот моему старшему уже пятый год пошел, вроде бы пора и конкретными творческими умениями обзаводиться. В садике в его группе такие поделки выставляются – загляденье! А мы в садик почти не ходим, часто болеем. Вот и пытаюсь научить его тому, что все дети в его возрасте уже умеют.
Но что у нас получается? Лепить он не умеет вообще. Катает шарики и колбаски, как двухлетний, и выходит у него хуже, чем у младшей сестренки. На мои предложения типа “давай слепим машину” (а это самая интересная для него вещь) говорит “я не могу”. В итоге леплю я, а он с радостью играет этой машинкой. Один раз, правда, уговорила его прилепить два колеса из четырех.
Немного получше у нас с аппликацией, главное – ни в коем случае не говорить, что что-то не так, иначе весь интерес пропадает. Рисовать тоже не хочет, любит только раскрашивать красками. Я думаю, что в таком возрасте уже нельзя пускать занятия на самотек, особенно если ребенок сам не выражает желания сделать что-нибудь интересное. Или я не права? Но как его заинтересовать?
Я думаю, дело тут в его характере (те самые личностные особенности). Он немного замкнутый, любит конструировать – из конструктора постоянно придумывает новые варианты машин и городов. Интересуется математикой. Но надо же и с других сторон развиваться, а как быть, если у него нет желания?
Кстати, младшая дочь (скоро 3 года) с большим удовольствием рисует, лепит, делает аппликации. Иногда по моему плану, а иногда как душа захочет. Зато равнодушна к цифрам, никак не научимся считать до 10. Вот такие разные дети”.
Ирина,
Ирина, вот Вы приходите в садик и видите готовый результат – детские поделки. Но Вы не видите, как они делались. Ведь то, что дети смогли их сделать, еще не означает, что они на самом деле умеют это делать.
Допустим, аппликация: воспитатель вырезал им листочки и лепесточки, раздал детям и скомандовал, куда капать клеем и куда приклеивать, чтобы получился цветок. Или на лепке воспитатель командует: “Дети, смотрим все на меня. Берем в правую руку пластилин и т.д.”
О чем говорит в данном случае детская поделка? О том, что ребенок слушался воспитателя и повторял за ним. Посмотрите на детсадовские поделки, ведь они же все одинаковые, да?
А теперь возьмите этих же детей, дайте им в руки бумагу, ножницы, клей – какую поделку они сделают сами? Такую же красивую?
А если бы детей в садике учили кататься на роликах, прыгать с парашютом, играть на скрипке, печь пироги, шить брюки, потому что кто-то сверху прислал такой приказ? Вы бы и этому тоже учили своего сына?
Вообще, кто определяет, в каком возрасте какими навыками должен владеть ребенок?
Если ребенку что-то неинтересно, значит, ему это сейчас не нужно. И нет никакого толку учить его тому, что ему не нужно. Вспомните, сколько знаний дали нам в школе, сколько из них осталось невостребованными и поэтому забытыми. Я, например, в упор не помню, что такое интеграл, хотя когда-то математику как орешки щелкала.
Так же и с детским творчеством. Свет клином на нем не сошелся. Когда сыну позарез нужно будет слепить машинку, он забудет про “я не умею” и слепит ее сам так, как посчитает нужным.
Я нарочно не учила Сережу лепить или рисовать что-то конкретное. В 2 года он очень впечатлился подъемным краном и САМ начал его рисовать. За 15 минут он нарисовал 27 подъемных кранов в самых мелких деталях! Я до сих пор не умею такой рисовать
Лепил он тоже, как Ваш сын. Говорил: “Я не умею”, я лепила сама, а он играл с моими поделками. В один прекрасный день мы купили новый пластилин, и Сережка начал его просто сгибать. Ему тогда было 5 лет. Согнул, приделал колесики, ручки – получилась коляска. Я до такой коляски никогда бы не додумалась просто потому, что я никогда не сгибала пластилин – у меня другие представления о лепке
У ребенка можно развивать какие-то практические навыки, а можно развивать его креативность – способность самому придумать что-то неординарное. Можно научить стандартным приемам рисования или аппликации, а можно стимулировать фантазию и поощрять придумывание собственных приемов. Сережа, например, клеем пользуется редко, большинство поделок и аппликаций он делает с помощью скотча И у Вашего сына, похоже, с креативностью тоже все в порядке.
Еще такая мысль.
Что означает ответ ребенка: “Я не могу”? Если Ваш сын придумывает новые машинки (а это уже само по себе замечательно!), значит, у него в голове есть какие-то замыслы, о которых Вы даже не догадываетесь. И тут приходите Вы и предлагаете ему лепить машинку из пластилина.
Предлагаете ему с высоты своего опыта и своего уровня развития фантазии. Мальчика же такой способ делания машинки очевидно не вдохновил, потому что у него просто другие замыслы. И пластилин сюда может просто не вписываться. Ваше предложение ему показалось неинтересным и/или неподходящим, поэтому он и отказывался делать то, что придумали Вы.
С нами, взрослыми, все происходит точно так же.
Допустим, Вы задумали сделать в комнате ремонт. Придумали, какие обои наклеить, какие занавески повесить. И тут кто-то приходит и начинает Вам навязывать свои идеи: картину повесь такую, обои наклей по диагонали, а в углу поставь статую. А с Вашей задумкой это ну никак не сходится – ни по стилю, ни по цвету, ни по финансам и т.д. Зато сколько новых навыков Вы бы приобрели
Так и с детьми. Ну не хочет он лепить машинку, потому что планы у него другие. Так ведь из пластилина можно не только машинки лепить Предложите сделать автомобильные аксессуары, дорожные знаки, бордюры, дорожки, пассажиров, грузы, дома, пластилином можно “ремонтировать” машинки. Вдруг это как раз то, что ему нужно? А там уж в процессе он научится и лепить, и рисовать, да еще получше, чем в садике умеют.
А если ему опять это не нужно, то ищем дальше!
Поэтому мой совет такой.
Неважно, сколько лет вашему ребенку. Предлагайте ему свои идеи не для собственного удовольствия, а чтобы подтолкнуть его фантазию. Ребенок обязательно примет к сведению ваши предложения и найдет им применение, когда наступит подходящий по его мнению момент.