Почему так происходит? Ведь мы, взрослые, желаем добра, говорим правильные слова. Почему же их не хотят слушать дети?
Существует несколько типичных ошибок, мешающих общению с детьми и нарушающих взаимопонимание детей и взрослых.
1. Взрослые мало обращают внимание на то, как они с ребенком разговаривают. Чаще всего, мимика, тон, выражение лица показывают нетерпение, раздражение и гнев.
Ребенок в любом возрасте четко реагирует на тон, мимику, выражение глаз. Вы можете говорить самые правильные слова, но если при этом в вашем тоне нетерпение и злость, ребенок не будет слышать слов, он видит отношение к нему, чувствует только агрессию и враждебность.
2. Взрослые зачастую не видят ничего особенного в насмешках или даже в издевке. Причиной таких насмешек может быть и поведение, и внешний облик, и различные неудачи.
Насмешка не обязательно может быть явной, но это как раз тот случай, когда именно тон определяет фразу. Если вы с пренебрежением смотрите и говорите сыну: "Ну на кого же ты похож, чучело?", показывая всем своим видом неприятие, или с усмешкой говорите дочери:"Лучше бы уроки выучила, все равно от твоей зарядки никакого толку".
3. Еще один вид негативного общения с ребенком - это "ледяной тон": то есть намеренное безразличие, избегание.
Вы ребенка никогда не ругаете, а просто не разговариваете с ним, пока он не сделает то, что вы от него хотите. Это распространенная ситуация в отношениях родителей и детей. Но малышей до 7-8 лет намеренное безразличие очень огорчает, а когда они становятся старше - привыкают к невниманию и пренебрежению взрослых, и перестают нуждаться в их заботе, внимании и поддержке. "Не твое дело!" - это самый мягкий вариант из ответов, с которым вы вероятно столкнетесь очень скоро.
Вот рекомендации, чтобы улучшить общение с вашими детьми:
1. При разговоре с ребенком, даже самом неприятном, необходимо оставаться спокойным: не давайте воли гневу, злости или раздражению, иначе самые добрые слова могут восприниматься как репрессивные меры.
2. "Ледяной тон", насмешки, холодный взгляд, мрачность или враждебность в общении, даже без резких слов, могут отталкивать ребенка и разрушать общение.
3. Для эффективного общения нужно желание и установка доброжелательной вежливости. Это спокойный тон, дружелюбие и мягкость во взгляде.
4. Надо научиться контролировать, оценивать свое общение с ребенком. Ключ к успеху в общении с ребенком - спокойствие, доброжелательность и терпение.