Как составить индивидуальный план развития для вашего ребенка?

Каждая мама в тот или иной момент начинает задумываться над тем, как выстроить такую систему развития своего ребенка, чтобы и не перегрузить малыша ненужной ему информацией и одновременно не упустить важные моменты в его развитии.



Что делать, чтобы развить ребенка гармонично и не навредить ему? Я всегда составляла некий план на ближайшие месяцы (как правило, полугодия, поэтому в своем рассказе я буду оперировать именно этим временным интервалом). Если сказать точнее – это было несколько планов, которые развивались от общего к частному. Если выделить основные пункты их построения, то получится вот что:
  1. Написать список того, что умеет ваш ребенок в данный момент времени. И отметить, что он делает сам, а что с вашей помощью, чтобы знать, на какие области сделать упор.
  2. Написать список того, чему бы вы в идеале хотели бы научить вашего малыша в течение полугода. Помните, цели должны быть реальными!!! А это значит, учитывать возрастные особенности ребенка в целом и способности вашего малыша в частности (в интернете очень много информации о том, что необходимо развивать у детей конкретного возраста). Например, у детей до года нужно сделать акцент на сенсорном развитии, мелкой моторики, расширение словарного запаса, эмоциональной составляющей. Соответственно по мере взросления ребенка меняются приоритеты и вы не должны забывать об этом.
  3. Когда вы все это написали, то распишите более подробно шаги, с помощью которых вы будете добиваться своей цели.
Например, моя дочка очень долго не говорила (она могла выдать ошеломляющие для меня слова или целые предложения и замолчать на несколько месяцев). В 1,5 года она произносила только мама и баба, все остальное она держала в себе. Хотя пассивный словарный запас у нее был огромен. Мой план развития по этой конкретной задаче выглядел так:
Основная цель – добиться того, чтобы Даша начала разговаривать короткими предложениями (2-3 слова)
Шаги:
  • Ежедневная пальчиковая гимнастика
  • Развитие мелкой моторики
  • Подвижные игры со звукоподражанием
  • Артикуляционная гимнастика
  • Логопедические сказки
  • Провоцирование на произношение отдельных слов и словосочетаний
К 2 годам Даша говорила предложениями из 3-4 слов, а где-то к 2,3 уже сложноподчиненными.

4. Составьте план занятий на неделю (общий), в котором будут отражены все области развития, которые вы хотите охватить. И повесьте его на видное место.

Я делала следующее: на листе А4 чертила табличку, в которую вносила все запланированные области знаний в левой колонке (основная область и шаги), с правой стороны колонки с клеточками (неделя). Напротив каждой области 5 клеточек (по выходным мы не занимались). Выполнили «задание» – поставили галочку. Это мне было нужно для того чтобы отслеживать наглядно, в какой области мы занимались много, а чему внимания мало уделили. Это не значит, что каждый день вы должны сделать все. Нет. Это нереально. Это нужно, чтобы не упустить чего-то. Например, всю неделю вы занимались математикой, чтением, логикой, но ни разу не провели зарядки или физической разминки. Это нужно, чтобы соблюдать баланс.

5. Для ежедневного планирования я использовала записную книжку, в которую выписывала основные дела и личные, и домашние, и связанные с занятиями. И по мере выполнения просто ставила галочку напротив выполненного дела (хотя это уже из разряда тайм-менеджмента).

Что нужно не забывать при составлении плана?
  • Любой план – это условность. Если вы видите, что вам не получается ему следовать (в силу разных причин), корректируйте его, не бойтесь упростить его. Если вы выдохнетесь в самом начале, никому лучше не станет
  • Каждый ребенок индивидуален. Что хорошо одному, то может быть неприемлемо другому. Кроме вас, вашего ребенка так хорошо никто не знает, так что думайте в первую очередь о нем и его интересах и его возможностях.
  • Ловите каждый момент. Не пытайтесь превратить обучение в занятие, играйте с ребенком, импровизируйте. Если видите живой интерес прямо здесь и прямо сейчас, не упускайте этот момент. Ребенок может перегореть. И когда вы придете к нему подготовленная и экипированная в конкретном вопросе, ему может быть уже не интересно. Момент упущен.
  • Не бойтесь того, что вы чего-то не знаете. Любая мама всегда сможет ответить на вопрос ребенка так, что на первое время ему этого ответа будет вполне достаточно.
  • При построении плана учитывайте то, что и вам и ребенку нужно личное время. Вам для домашних дел и отдыха, ему для самостоятельных игр. Они не менее важны, чем все остальное.
  • Корректируйте программу по мере взрослении ребенка или достижения определенных результатов.
  • Оставляйте малышу возможность к самостоятельным открытиям. Давайте ему время на осмысление.
Не пугайтесь всего того, что сейчас прочитали. Это на деле все очень легко и просто:)

Мария Костюченко, автор блога “Учимся играя”
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования