

Что делать, чтобы развить ребенка гармонично и не навредить ему? Я всегда составляла некий план на ближайшие месяцы (как правило, полугодия, поэтому в своем рассказе я буду оперировать именно этим временным интервалом). Если сказать точнее – это было несколько планов, которые развивались от общего к частному. Если выделить основные пункты их построения, то получится вот что:
- Написать список того, что умеет ваш ребенок в данный момент времени. И отметить, что он делает сам, а что с вашей помощью, чтобы знать, на какие области сделать упор.
- Написать список того, чему бы вы в идеале хотели бы научить вашего малыша в течение полугода. Помните, цели должны быть реальными!!! А это значит, учитывать возрастные особенности ребенка в целом и способности вашего малыша в частности (в интернете очень много информации о том, что необходимо развивать у детей конкретного возраста). Например, у детей до года нужно сделать акцент на сенсорном развитии, мелкой моторики, расширение словарного запаса, эмоциональной составляющей. Соответственно по мере взросления ребенка меняются приоритеты и вы не должны забывать об этом.
- Когда вы все это написали, то распишите более подробно шаги, с помощью которых вы будете добиваться своей цели.
Основная цель – добиться того, чтобы Даша начала разговаривать короткими предложениями (2-3 слова)
Шаги:
- Ежедневная пальчиковая гимнастика
- Развитие мелкой моторики
- Подвижные игры со звукоподражанием
- Артикуляционная гимнастика
- Логопедические сказки
- Провоцирование на произношение отдельных слов и словосочетаний
4. Составьте план занятий на неделю (общий), в котором будут отражены все области развития, которые вы хотите охватить. И повесьте его на видное место.
Я делала следующее: на листе А4 чертила табличку, в которую вносила все запланированные области знаний в левой колонке (основная область и шаги), с правой стороны колонки с клеточками (неделя). Напротив каждой области 5 клеточек (по выходным мы не занимались). Выполнили «задание» – поставили галочку. Это мне было нужно для того чтобы отслеживать наглядно, в какой области мы занимались много, а чему внимания мало уделили. Это не значит, что каждый день вы должны сделать все. Нет. Это нереально. Это нужно, чтобы не упустить чего-то. Например, всю неделю вы занимались математикой, чтением, логикой, но ни разу не провели зарядки или физической разминки. Это нужно, чтобы соблюдать баланс.
5. Для ежедневного планирования я использовала записную книжку, в которую выписывала основные дела и личные, и домашние, и связанные с занятиями. И по мере выполнения просто ставила галочку напротив выполненного дела (хотя это уже из разряда тайм-менеджмента).
Что нужно не забывать при составлении плана?
- Любой план – это условность. Если вы видите, что вам не получается ему следовать (в силу разных причин), корректируйте его, не бойтесь упростить его. Если вы выдохнетесь в самом начале, никому лучше не станет
- Каждый ребенок индивидуален. Что хорошо одному, то может быть неприемлемо другому. Кроме вас, вашего ребенка так хорошо никто не знает, так что думайте в первую очередь о нем и его интересах и его возможностях.
- Ловите каждый момент. Не пытайтесь превратить обучение в занятие, играйте с ребенком, импровизируйте. Если видите живой интерес прямо здесь и прямо сейчас, не упускайте этот момент. Ребенок может перегореть. И когда вы придете к нему подготовленная и экипированная в конкретном вопросе, ему может быть уже не интересно. Момент упущен.
- Не бойтесь того, что вы чего-то не знаете. Любая мама всегда сможет ответить на вопрос ребенка так, что на первое время ему этого ответа будет вполне достаточно.
- При построении плана учитывайте то, что и вам и ребенку нужно личное время. Вам для домашних дел и отдыха, ему для самостоятельных игр. Они не менее важны, чем все остальное.
- Корректируйте программу по мере взрослении ребенка или достижения определенных результатов.
- Оставляйте малышу возможность к самостоятельным открытиям. Давайте ему время на осмысление.
Мария Костюченко, автор блога