Кукла является образом человека. Изменение характера и внешнего вида может рассказать о том, как, например, изменяется образ человека в историическом потоке. Их качество определенным образом влияет на формирование у ребенка образа самого себя и человека вообще.
Относитесь к кукле серьезно
Поэтому очень важно, какую имено куклу предлагают для игры ребенку мама, воспитатель, мастер-кукольник. И здесь сколько представлений о взаимосвязи игрушки и ребенка - столько и вариантов кукол... От "дайте мне на пять рублей что-нибудь не очень страшное для ребенка" до ...дорисуйте сами.
Первые куклы - те, которых ребенок зачастую чаще тянет в рот, чем играет в руках, должны быть хорошо обозримы и приятно осязаемы - если подвешены, то размером чуть больше ладошки, если положены рядом - немногим больше головки ребенка. А когда ручки в состоянии удержать куклу - размер соответсвующий объятиям малыша. Позже при выборе размеров и цвета куклы все больше имеет значение проявляющаяся индивидуальность ребенка: некоторые очень рано чувствуют потребность в собственном "маленьком" мире - им нужны куклы поменьше, другие просят "как настоящего ребеночка" - но не более того. Эти же индивидуальные качества требуют и выбора определенного цвета - активным - поярче, медлительным - помягче, пастельнее...
Блог Аллы Ланцман
Что такое - вальдорфская игрушка и вальдорфская кукла?
Мир куклы невероятно многогранен. В кукольном царстве множество персонажей, мирно уживающихся друг с другом...
Возраст куклы практически равен возрасту человечества. Создавая куклу, человек творил и себя и свой мир, изменяя его через куклу. И каждое время знало своих кукол. Контекст куклы очень разнообразен и всегда связан с сотворением: и куклы и человека, выражая его мотивы.
Народная кукла, обрядовая кукла, сословная кукла, фабричная кукла – за каждой из них свой культурно-исторический фон, свое предназначение. Авторская кукла, совсем недавнее рождение ее как вида кукольного творчества, - знак поиска в кукле индивидуальных, неповторимых черт самого автора, выражения его индивидуального душевного контекста.
Совсем молодая кукла – педагогическая. С осознанием того, что детство – особое время в жизни человека, требующее внимательного отношения к окружающей его ситуации, родились и новые игрушки, сохранив лучшее из кукольного наследия.
Вальдорфская кукла – одна из многих составляющих вальдорфской педагогики, которая не насчитывает еще и века, но распространена уже по всему миру, легко вписываясь в любую культуру. Принцип природосообразности, бережного и внимательного до деталей отношения к ребенку, необходимость считаться с естественным ходом развития ребенка – все это заложено и в вальдорфских игрушках. В отличии «потребительского» слоя игрушек, за которым – коммерческий посыл, вальдорфская игрушка учитывает, прежде всего, необходимость гармоничного воздействия на физическое, душевное и духовое существо ребенка.
Важно, что эти игрушки сделаные только из натуральных материалов. Нежная кожа ребенка чувствительна к "настоящему" и ненастоящему, да и лучше, если он знакомится сначала с Природным миром, а уже потом - с не очень здоровыми его производными... Дерево, натуральные ткани, овечья шерсть. То, что изначально несет в себе здоровое начало и так легко принимает тепло рук мастера, которое передается птом в игре ребенку!
При подборе игрушек всегда учитывается не только возраст ребенка, но и его личностные особенности - темперамент, конституция. С этим же связан и особый подход к выбору цветовой гаммы вальдорфских игрушек.
Практически всегда вальдорфская игрушка сделана вручную. Процесс ее создания очень трудоемок и времязатратен. "Потоковость" в ней невозможна, она за редким исключением остается продуктом отдельных мастеров, прежде всего ( и по "задумке" разработавших её вальдорфских педагогов) - самих родителей! И в силу этого она всегда неповторима, уникальна, всегда несет в себе необходимые для конкретного ребенка черты .
Отличаются эти игрушки и своей формой - всегда очень мягкой, пластичной, без резких линий и острых углов. Даже если это рыцарский замок или строительный набор (кубики, кстати, здесь искать не приходится - их заменяют тщательно обработанные на спилах кусочки дерева, чурочки, полешки, коряжки...). Такая форма позволяет стимулировать детскую фантазию, позволяет накапливать и создавать образы, которые позже будут основой здорового развития интеллекта.
Что касается куклы, то впервые в «кукольной» истории она набивается теплой и мягкой овечьей шерстью, обладающими многими целебными качествами. Она долго хранит тепло, она невероятно пластична, а в валяных игрушках, например, дает непосторимые тактильные ощущения для детских ручек....
Пропорции куклы строго соответствуют пропорциям человека, а именно – маленького ребенка: соотношение высоты головы к телу равно 1:3. Черты лица кукол очень условны, они не навязывают ребенку определенный эмоциональный образ, но позволяют самому внутренне строить его, оставляя свободу для воображения. Набивка тоже имеет свои особенности – голова, как самое «твердое» у человека, и у куклы набита плотнее, чем тело, помогая детям правильно осознавать и свою телесность.
Игрушки-зверушки тоже имеют естественные пропорции, они условно передают характерный жест того или иного животного, не «очеловечивая» его, что массово наблюдается в коммерческой игрушке и массмедийных, "мультяшных" образах зверушек, с огромной головой и "по-человечески" одетых.
Бережность к своевременности душевного развития ребенка выражена и в том, что для каждого возраста в вальдорфской педагогике есть и своя игрушка, и своя кукла – по мере того, как растет самосознание ребенка, меняется и образ куклы, «взрослея» вместе с ребенком, от простых, помогающих концентрировать внимание на главных деталях форм - до более проработанных, с большим числом деталей.
Но вальдорфская игрушка, кукла, всегда хранит тепло рук мастерицы, сделавшей ее. В идеале – это, конечно, мама ребенка. Эта кукла и создавалась для того, чтобы её шили родители для своих детей и подросшие дети. Только мама может придать кукле те черты, которые нужны именно ее ребенку. И множество мам по всему миру уже давно шьют этих чудесных кукол, и все эти куклы непохожи друг на друга!
Появляются и отделные мастерицы-кукольницы, посвящающее шитью вальдорфской куклы и игрушкам свое творчество. За редким исключением - это "вальдорфские мамы", дети которых посещают вальдорфские сады и школы. И это очень важно - именно в такой среде, при учете многих других факторов воспитания - соблюдения принципа природосообразности, ритмичности жизни, соблюденй законов возрастного развития, - кукла наиболее полно раскрывает и свой характер, и свои возможности.
Блог Аллы Ланцман
Вальдорфские куклы для разных возрастов. Куклы для самых маленьких.
Вальдорфская педагогика придерживается положения о том, что образ куклы должен помогать формированию образа самого себя и человека у ребенка, а не препятствовать ему. Причем формирование образа опирается прежде всего на чувственный опыт ребенка – на то, как он постепенно овладевает своим собственным телом. Как он его ощущает.
Овладение собственным телом происходит у ребенка очень постепенно, это чудесным образом похоже на росток, пробивающийся сквозь покров земли, разворачивающий свои первые листочки , которые все сильнее тянуться вверх, к солнцу… Сначала младенец приподнимает головку, поворачивает ее из стороны в сторону, потом он приподнимает плечики, опираясь на ручки, садится, ползает… Когда еще он пойдет! Потому кукла, которая предлагается ребенку в этом возрасте – очень проста. Основной акцент делается на красивую, круглую головку, на свободное расположение в пространстве тела и конечностей, движение которых очень пластично.
Лицо, как правило, без глаз и ротика.
Головка чаще всего покрыта шапочкой, иногда – с длинным хвостиком-ниточкой, словно связывающей еще ребенка определенным образом с тем миром, откуда он к нам пришел..
Куклы годовалых и чуть старше детей часто только присутствуют рядом с ним, или «играют» разговаривают, поют, - оживают в руках мамы. Это связано с характером игры детей самого младшего возраста. Их игра манипулятивна – кукла, как и любой другой предмет будет потащена в рот, брошена на пол. А потому самое место куклы в этом возрасте - сначала в постели малыша. Или в качестве подвески с колечком для режущихся зубов.
Вот несколько примеров таких кукол: куклы-уголки, узелковые, куклы-подушки, куклы-бабочки, куклы-пеленашки..
Блог Аллы Ланцман
Кукла-уголок - мастер-класс.
Для мам малышей всегда существует некоторая сложность при выборе куклы. Раз малыш - значит нужна кукла!
Но куклы для малышей имеют совсем иное значение, нежели для взрослых. Они ими еще не играют как с куклой , но как с любым предметом, которые окружают его. Игра в возрасте до 3-х лет носит, по выражению психологов, манипулятивный характер - ребенок трогая, пробуя "на зубок" вещи познает таким образом мир. И большее значение для его развития имеют не столько даже игрушки, сколько окружение в целом - его качество, цвет, запахи, фактура. И в этом смысле кукла как образ человека важна прежде всего с точки зрения своего присутствия вообще, доступностью для созерцания и здоровым качеством материала. Она должна быть проста (легко воспринимаема), экологична (выполнена из натуральных материалов), терапевтична по цвету ( ткань лучше брать пастельных тонов), приятна на ощупь (поэтому фланель и натуральный флис - наиболее подходящи).
Эти куклы, о которых сейчас пойдет речь, могут быть самыми первыми для ребенка. Играть он ими еще не будет, но закусывать ручки-узелки, хватать мягкое фланелевое тельце и радоваться тому, как мама сама придает встречный жест куколке - точно будет! Куклы - присутствующие...
Делаются они очень просто и быстро. Собственно, иголка нужна здесь только для обработки краев, которая в спонтанном домашнем варианте и необязательна.
Для розовой куклы берется кусок фланели 50х50 см, для желтой - 40х40 см. Тона выбираем пастельные, не раздражающие взгляд ребенка. Головка куклы-уголка высотой 7 см, для свивальной - 6 см.
Процесс изготовления хорошо виден на фото. Головки просто вкладываются в середину ткани и обвязываются, при этом складочки максимально стягиваются к затылочку. Низ у розовой куклы зашивается, а у желтой нет: уголки разводятся, формируя ножки. На всех концах завязываются прочные узелки. Розовой кукле добавляется шапочка в тон, а желтенькая свивается ленточкой или тесьмой.
Особенно хорошо, когда по низу куколки-уголка и по краю шапочки вышит простой орнамент, например, тамбурным швом... А ленточки не обязательны, здесь - для красоты. Впрочем, некоторые мамы кукле-уголку шьют и воротничок, и бубенчик в шапочку вкладывают. А свивальная куколка может сопровождать ребенка очень долго. Года в 4-5 ей может быть сшито даже простое платье.
И не рисуйте-не вышивайте куклам глазки и ротик! Не мешайте детскому воображению и не перегружайте деталями завершенность и цельность образа! Эти детали появятся позднее...
Блог Аллы Ланцман
Куклы для детей от 1,5 до 3-4 лет
Вслед за узелковыми куклами следуют куклы с боле оформленным телом. Это все те же куклы-подушки, с хорошо оформленными ручками и мягкой нижней частью – их еще называют «ласкательные куклы», и куклы в комбинезончике – в пришивной одежде. Пропорции? Как видно из схемы, остаются прежними.
Пока ребенок не в состоянии одеть куклу, лучше, если одежка будет неснимаемой. Возможен простой фартушек на резинке или легко снимаемая жилеточка. Такая кукла может уже быть персонажем игры, которая перерастает в сюжетную – для нее требуются различные персонажи. В этот момент хороши маленькие игровые куколки – их легко «превращать» в любое действующее лицо игры.. Куклы набиты довольно плотно, так чтобы тело имело определенную ориентацию в пространстве, но в то же время кукла могла сидеть и сгибать ручки – «управляться» ее обладателем. Вот несколько примеров кукол для детей, не достигших возраста ролевой игры (лет до 4-5):
Еще несколько замечаний. Лицо у куклы теперь прорабатывается сильнее. Обозначаются глазные впадины, вышиваются глазки и ротик. Черты лица носят условный характер, чтобы эмоции куклы ребенок мог вообразить сам – тем самым мы даем пищу для его фантазии. Волосы у куклы еще необязательны, и даже излишни. Поэтому лучше, если кукла будет в пришитой шапочке. Но кукол приобретают чаще всего мамы, а они прежде всего полагаются на свой вкус и симпатии, а потому иногда приходится идти на компромиссный вариант – волосы вышиваются, но на головке еще надета шапочка. К тому времени, когда ребенок научится причесывать или заплетать волосы у куклы, шапочка снимается.
Еще на фото видно, что ножки у кукол тоже оформлены по-разному. Иногда они просто заканчиваются естественными округлостями, иногда - слегка сгибаются и в таком положении закрепляются . А порой они вшиваются отдельно, будучи выполненными из трикотажа телесного цвета.. Эти нюансы связаны с особенностями каждого ребенка и со степенью освоения-овладения им собственными движениями.
Возможно, эти нюансы кому-то кажутся излишними, но воспитание ребенка штука очень тонкая.
Блог Аллы Ланцман
Вальдорфские куклы для детей от 4,5 - 5 лет
Этот возраст отмечен началом сюжетно-ролевой игры. Ребенок охотно принимает какую-нибудь роль и с удовольствием ее разыгрывает, "живет" в ней. Наиболее распространенный сюжет игр - в семью. И здесь кукла становится главным персонажем игры и объектом ухода. Сама кукла становится сложнее: у нее может быть намечен большой пальчик, сформированы ступни, свободнее двигаются ножки и ручки. На схеме видны пропорции кукол и усложнение в проработке тела. Волосы у таких куколок в большинстве случаев делаются с расчетом, что их можно расчесывать и укладывать в прическу. Разнообразной становится и одежка - ведь теперь пальчики ребенка настолько ловкие, что им под силу и застегнуть пуговичку, и завязать тесемки, и натянуть штанишки, и заправить рубашечку! Кукла в этом возрасте может дать импульс и к началу самостоятельного шитья одежки для куклы!
Хорошо, когда кукла несколько похожа на ребенка. В идеале это достигается тем, что куклу шьет мама. Никто, как она, не чувствует своего ребенка, не знает его особенностей - все это чудесным образом обязательно передается и кукле. Мастерица, которая делает куклу ребенку по просьбе родителей, может постараться выразить пожелания родителей и вложить в куклу свое теплое отношение к будущему хозяину или хозяйке куклы! Насколько многообразны могут быть куклы-голыши, или куклы-для-одевания, как их еще называют, можно судить по фото, здесь представленным. Вот куколки, который сшили мамы из жж самостоятельно. Мне очень хочется их показать -для некоторых это был первый опыт. Но посмотрите, какие чудесные куклы!
Блог Аллы Ланцман
Нужны ли куклы мальчикам?
Конечно, нужны. Только они играют в них несколько иначе, чем девочки. И их игра с куклой может быть не такой выраженной, что ли, как у девочек. Здесь многое зависит от внимания и организации игрового уголка родителями. Первая кукла - спальная - универсальна. Кукла побольше - часто посредник между родителями и ребенком ("Будет твоя кукла с нами историю слушать? А смотреть, как мы рисуем?"). Большая, голыш, требующая ухода - одевания, укладывания спать - может быть не так интересна мальчику, в зависимости от поведения папы в семье. Но даже ее присутствие рядом с кроватью, с рабочим столом ребенка, обращение к ней время-от-времени мама как к другу сына - действует благотворно. Игра мальчиков более интенциональна - им больше нравится самим проявлять активность, чем имитировать активности кукол. Но игровые куколки - пассажиры машин, путешествующие человечки (вспомните солдатиков), как действующие персонажи, мальчиков привлекают часто. Мужское - больше волевое, женское - душевное, это и данность и направление гармонизации. Правильно вписанная в игру мальчика кукла (правильное обращение с куклой! как с человеком, а не объектом) делает его более чутким социально, душевно. Акцент же на машинки делает мальчика более сведущим. адаптированным к миру техническому, не человеческому. Но навязывать куклу мальчику, безусловно, нельзя.
Это очень распространенная среди современных мальчишек "беда" (хотя здесь кавычки можно смело опустить) - захваченность игрой в машинки. Более остро переживающие движение, мальчики, особенно городские, испытывают серьезный дефицит и реального движения (речь идет не о спортивных секциях, но о возможности именно свободного движения - бегать , прыгать, лазать по деревьям, взбираться на горки и проч). Да и игрушек с простым механическим движением в детской комнате мальчиков встречаются редко - все больше - на пультах управления , кнопках, заводные. Это отдельная, серьезная тема разговора. Но в контексте данной заметки можно с определенностью сказать еще раз - правильно культивируемая в детском пространстве кукла для мальчиков - совершенно необходимый персонаж!!
Блог Аллы Ланцман
Статья подготовлена на основе материала, любезно предоставленного автором.
Источник: Ярмарка Мастеров
Задать вопросы и пообщаться на эту тему можно здесь