О книге
Новое издание мирового бестселлера о детской травме, переведенного на 26 языков.
Известный психиатр Брюс Перри рассказывает десять историй своих маленьких пациентов, которые пережили страшные потрясения: стали жертвами физического или сексуального насилия, свидетелями убийств, воспитывавшимися в секте или пережившими геноцид.
Случаи из его практики и многолетние научные исследования доказывают: психологические травмы имеют колоссальное влияние на развитие ребенка и его психику, и дети ничего не забывают, как считали специалисты раньше. Но своевременная и профессиональная помощь может вернуть таких детей к нормальной жизни и позволить им вырасти здоровыми взрослыми.
В своей книге доктор Перри раскрывает удивительные способности мозга и психики к восстановлению и дарит надежду на исцеление.
В 1996 году он основал «Академию детской травмы», где вместе с коллегами старается помочь детям, находящимся в группе риска. Профессионалы учат всех, кто соприкасается с пережившим травмирующий опыт ребенком – родителей, учителей, врачей, полицейских, судей, социальных работников, политиков, журналистов – как минимизировать причиненный психике ущерб, помочь маленькому человеку исцелиться и вернуться в мир без последствий причиненного ему зла.
Книгу, название которой дала одна из рассказанных в ней историй, доктор Перри написал вместе с писательницей Майей Салавиц, поэтому ее имя тоже есть на обложке.
«Мальчик, которого растили как собаку» — собрание реальных историй, с точно переданными деталями и диалогами, с наблюдениями и выводами доктора.
Как в человеке рождается эмпатия, человечность, умение чувствовать боль другого? Почему одни люди жестоки и равнодушны, а другие нет? Как влияет на детскую психику любая травма, даже кажущаяся незначительной на первый взгляд?
Ответы на эти вопросы дает доктор Перри в своей книге.
Вот история пятилетнего Джастина, который вырос в собачьей стае. В пять лет он не умел говорить, ходить, сидеть, был совершенно неуправляем и агрессивен. Но Брюс Перри, анализируя младенчество мальчика, все обстоятельства, приведшие Джастина в собачью будку, добирается до главного – той возможности, которая есть почти у каждого человека: выздороветь и стать вполне смышленым мальчишкой, который открыт людям. Джастину это удалось во многом благодаря тому, что самый первый год его жизни прошел с любящей бабушкой, и младенец получил опыт любви до того, как попал в клетку к собакам.
Но тут же история Леона, юного убийцы, которые не ведал ни жалости, ни раскаяния. Откуда это в нем взялось при отсутствии психиатрических заболеваний, на которые только и можно было бы списать те злодеяния, что он совершил? По мнению доктора Перри, это стало возможным из-за глубокой отчужденности родителей от Леона в самом раннем детстве, выражавшейся, прежде всего, в отсутствии тактильного контакта, прикосновений, которые и означают для младенца внимание и любовь.
В то время, когда мозг Леона должен был развить социальные навыки, мальчик был заброшен, и в его мозге не установилась связь между общением и удовольствием, общением и благодарностью.
В дальнейшем это привело к поведенческим проблемам и развитию негативных качеств Леона, которые стали проявляться у него уже в возрасте двух с половиной лет.
А вот история детей, которых заставляли врать и придумывать небылицы под воздействием странных психолого-педагогических методик, распространенных в свое время в некоторых штатах США. В результате таких методов почти целый американский городок «оказался» сатанинской сектой. Это история про массовую истерию, про насилие, про нежелание взрослых слушать и слышать детей.
Читателю из России особенно будет близка, наверное, история Питера, усыновленного русского сироты. У него тоже были большие проблемы в развитии – из-за того, что первые три года жизни он провел в своей кроватке, без взрослых и практически без каких бы то ни было впечатлений. Он не мог двигаться, разговаривать, играть с другими детьми. Удивительный финал этой истории говорит о том, что все возможно поменять, если окружить ребенка, пережившего такое, любовью и заботой.
Конечно, может возникнуть впечатление, что «Мальчик…» — это собрание каких-то страшилок для любителей пощекотать себе нервы. Но это не так. Работа доктора Перри – научно-популярный труд, написанный увлекательнейшим образом. Что происходит, когда травмирован мозг ребенка? Чем поведение солдата-афганца похоже на поведение ребенка, пережившего насилие? Что такое – стресс у двухмесячного младенца, как он развивается и к каким последствиям может привести?
Автор пишет в предисловии к книге: «Многие из этих мальчиков и девочек пережили гораздо более экстремальный опыт, чем тот, который когда-либо предстоит получить большинству семей (слава Богу!), и тем не менее, их истории могут послужить уроком для всех родителей, если они хотят научить своих детей лучше справляться с неизбежными трудностями и стрессами повседневной жизни».
Об авторах
Брюс Перри - американский доктор медицины, старший научный сотрудник Академии детской травмы, профессор кафедры психиатрии и поведенческих наук Медицинской школы Северо-Западного университета Чикаго. Автор инновационных клинических программ для детей, подвергшихся жестокому обращению.
Майя Салавиц - писательница и журналистка, специализирующаяся на нейробиологии и борьбе с аддикцями. Колумнист и автор VICE, TIME.com, New York Times, Scientific American Mind, Nature, New York Magazine, Nautilus, The Verge. Обладательница наград Американской психологическаой ассоциации, Альянса по наркополитике и Американского колледжа нейропсихофармакологии.
Отзывы
Как давний поклонник подобной литературы. скажу: это книгу важно прочитать всем и каждому, кто собирается стать родителем. Читаю ее уже неделю - сам Перри так и говорит: не торопитесь, читайте постепенно. Это именно та книга, которую нельзя читать залпом. Ее нужно переваривать. Параллельно смотрю документалки про убийц и о боже мой какой эффект. Прямо теория-практика получается. Это блестящая работа. "Зачем читать подобное?" - спрашивают меня знакомые. Чтобы не косячить, друзья мои. Чтобы сильнее полюбить людей - взрослых и маленьких. Мы все родом из детства. И плохими не рождаются. Брюс Перри подробно объяснил, почему. На самом деле у меня столько эмоций, столько мыслей на счет этой книги, что в отзыв всего не уместится. Но я совершенно искренне вам это рекомендую.
Дарья
***
Ещё до того, как эта книга попала ко мне, я уже заочно была знакома с ней и очень хотела ее прочитать.
11 марта 2021 года я участвовала в первой в России конференции «Детская психологическая травма», организованной социально-просветительским проектом «Азбука семьи».
Спикерами в данной конференции были знакомые многим Людмила Петрановская, Стейси Ганьон, Нильс Питер Рюгаард, Диана Машкова, а также Брюс Перри - автор книги «Мальчик, которого растили как собаку».
Ещё во время прослушивания выступления Брюса Перри меня привлёк новый подход к детской психологической травме.
И вот такая долгожданная книга в моих руках...
Само название книги заставляет обратить на неё внимание.
Работая уже несколько лет с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации или в социально-опасном положении, с детьми, пережившими насилие, жестокое обращение, каждый день видя, как все это накладывает отпечаток на нынешнюю и дальнейшую жизнь детей, - возникает острое желание помочь изменить траекторию жизни, развития личности, сознания каждого травмированного ребёнка.
Эта книга - совершенно новый подход к понятию «детская психологическая травма» и к последствиям, которые она приносит в жизнь детей.
Часто возникают вопросы, когда ребёнок из деструктивной, опасной семьи попадал в комфортную, гармоничную среду, либо в новую семью; и, несмотря на хороший уход, адекватное воспитание, у большинства детей проявлялись острые проблемы в той или иной сфере жизни (не связанные с проблемами именно подросткового возраста; либо возрастные кризисы были излишне сенсибилизированы).
Интересно объяснение Брюсом Перри данного феномена с точки зрения развития мозга и влияния травмы на искаженное развитие мозга в посттравматическом периоде и в дальнейшей жизни ребёнка, а потом и взрослого человека. Как я поняла, если мозг ребёнка травмирован в раннем детстве, а у кого-то и во внутриутробном периоде, то развитие мозга в дальнейшем идёт уже по искаженной траектории. Вот в этом, по мнению Брюса Перри, - причина многих психологических и социальных проблем детей и взрослых, получивших в детстве травму.
Я согласна с автором, что таким детям нужен «особый» подход, «особая» помощь, особенно если самые близкие и родные люди по каким-либо причинам не в состоянии помочь своим беззащитным детям, которые не могут самостоятельно, без помощи справиться с травматическим переживанием.
Я рада, что эта книга попала мне в руки, рада, что прочитала ее.
Эта книга помогла мне задуматься о многом.
Теперь произведение Брюса Перри будет моей настольной книгой, таким своеобразным рабочим и жизненным инструментарием.
Рекомендую к прочтению!
Наталья Владимировна Денисова
***
Пожалуй, нет ни одного человека, который бы не имел травматичного опыта. Безусловно, такой опыт и выход из них разный. А описанные в книге случаи никак нельзя отнести к рядовым. Дети получили острые травмы. Однако, описанные в книге реальные случаи, разбор механизмов воздействия травмирующего опыта на последующее поведение ребёнка, способы преодоления последствий травм будут полезны как родителям, так приемными родителям, а также специалистам, работающим с детьми, оставшимися без попечения родителей, да даже просто любым специалистам, работающим с детьми.
Потому как описанный опыт можно переломить не только в работе с острой детской травмой.
Написана книга доступным языком. В предисловии сказано, что первое издание используется в США как учебник для детских психотерапевтов. Не знаю. На учебник, мне кажется, не тянет, но то, что будет полезна довольно широкому кругу людей - это точно!
Подобные книги делают нас более осознанными и внимательными в своих действиях и словах. А внимание и осознанность - это то, что нужно людям, имеющим дело с самым ценным - с ребенком (в том числе его здоровье, в частности хрупкая психика).
Марина
***
Прочитала книгу «Мальчик, которого растили как собаку» авторов известного психотерапевта Брюса Перри и удостоенной наград журналистки Майи Салавиц. После прочтения нахожусь под глубоким впечатлением. Чтение книги очень захватывает. Автор рассказывает о том, как детские психологические травмы сказываются на состоянии детского организма, в особенности — на мозге. Как мозг и психика меняются, чтобы организм выжил после чудовищного стресса. Что необходимо, чтобы искореженная душа снова нашла в себе потенциал выпрямиться. В книге описывается много тяжелых и даже шокирующих моментов, читать ее нужно вдумчиво и медленно, не все сразу (это примечание авторов).
Главная цель работы доктора Перри – это анализ того, как пережитая травма влияет на детей и разработка инновационных методов терапии, помогающих им справится с последствиями. Каждая глава – это судьба ребенка и особенностей (иногда очень тяжких) его жизни в раннем детстве. Автор книги призывает работать с каждым ребенком индивидуально, глубоко изучать его детские проблемы и медленно-медленно двигаться к их исправлению. Он подчеркивает, что широко распространенная практика помещения травмированных детей в одном месте (приют, детдом и т.п.) наносят гигантский ущерб психическому здоровью нации. В будущем негативный детский опыт увеличивает риск онкологии, сердечно-сосудистых, аутоиммунных заболеваний, а также различных зависимостей, криминального поведения и суицидов. Ценность книги в том, что все истории в ней являются подлинными, но, по мнению авторов, это крошечная часть того, что они могли бы рассказать.
Спасибо огромное издательству за эту книгу!
Алеся
***
Такие люди как Брюс Перри неизменно вызывают у меня восхищение и желание на них равняться: несмотря на сложность и длительность работы, результат, который может быть не столь впечатляющим и прогрессивным как хотелось бы, человек не становится равнодушным, циничным и черствым, он продолжает любить свою работу, развиваться и узнавать новое.
Работая с детьми, пережившими травму, жестокое обращение, Брюс Перри не только помогает им и их близким пережить трудные времена, рассказывает им о том, как устроен их мозг и почему дети реагируют так, как реагируют, но и сам учится у своих пациентов, иногда бывает не уверен, какую именно стратегию стоит выбрать и действует по наитию. И здорово, что в описанных случаях Перри сталкивался с понимающими и инициативными родителями и опекунами. К сожалению, часто бывает так, что взрослые не готовы на длительную кропотливую работу, им хочется получить максимальный результат в кратчайшие сроки, не говоря уж о том, что у многих специалист, который на занятиях лежит рядом с ребенком на полу и что-то раскрашивает, вызовет сомнения в его компетентности.
На основе своего профессионального опыта Брюс Перри с коллегами разработали нейропоследовательный подход в работе с детьми. С рождения до трех лет мозг человека развивается очень активно, и если в этот период ребенок переживает какую-то стрессовую ситуацию, жестокое обращение, если его потребностями пренебрегают, это неизбежно сказывается на развитии определенных зон мозга. Рано или поздно эти особенности дадут о себе знать, и важно соответствующие зоны мозга развивать и восполнить то, что в свое время ребенок недополучил.
Автор акцентирует внимание и на том, как в поведении детей могут проявляться последствия травмы. Он объясняет, что эти поведенческие особенности могут значить и как на них правильно реагировать, развенчивает некоторые мифы, и книга обязательно окажется полезной для тех, кто работает с детьми с психотравмой, для тех, кто этих детей воспитывает. Да и в целом эту книгу полезно прочитать, потому что она покажет многих детей, которых воспринимают как вредных, неисправимых, неблагополучных, с другой стороны, как детей, которые в своей короткой, только начинающейся жизни видели и пережили слишком много, гораздо больше, чем можно выдержать. И главная мысль и призыв, который красной нитью проходит через всю книгу Перри, который высказала одна из замечательных и мудрых мам, - что этих детей нужно просто любить.
Glenda
***
В книге автор описал реальные истории детей, которые получили ранний травматичный опыт взаимодействия с миром. Встречаясь с ребенком как психиатр, он понимает и объясняет всем как важно, чтобы рядом с таким ребёнком был понимающий, любящий взрослый, который поможет ему справится, учитывая особенности развития детской психики и мозга, не торопясь, медленно и бережно.
Книга будет полезна родителям, настоящим и будущим, специалистам, которые работают с детьми и неравнодушным к детским судьбам читателям.
Разумова Екатерина
***
Я опытный родитель. Но на прочтение и осмысление книги потребовалось больше времени, чем обычно. Каждая история в каждой главе требовала от нескольких дней до недели, чтобы осмыслить и проработать те события, что случились с этими детьми. Да, это может быть написано ужасно, на первый взгляд, однако первое, что захотелось сделать после прочтения этой книги – сделать так, чтобы больше таких травм у детей не было никогда.
Денис Салтеев
***
Читала книгу как специалист по клинической психологии. Некоторые моменты даже для меня были тяжёлыми. Хорошо, что это автор поделился и теми способами помощи, которая помогла детям преодолеть травму и описал как сейчас живут его пациенты. Благодаря этому появляется надежда на то, что даже в самых тяжёлых случаях мы сможем помочь ребенку.
Анна Кленова
***
С этой книгой я познакомилась случайно. Детские травмы в силу ряда причин никогда не входили в сферу моих интересов, но, взяв книгу в руки, я очнулась только тогда, когда прочитала большую часть историй. Конечно, их тяжело воспринимать (не каждому взрослому под силу перенести то, что перенесли дети), но из тяжелых историй можно вынести множество важных жизненных уроков.
Отдельно порадовали вставки, объясняющие работу мозга. Сейчас, когда нейронауки развиваются стремительно, очень важно, чтобы находились люди, объясняющие сложные вещи простым языком. Такой подход располагает читателя к принятию позиции авторов книги. В конце концов, после прочтения не остается сомнений в прочности связей между обстоятельствами внешней среды и работой мозга.
Я рекомендую прочитать эту книгу каждому, кто хочет лучше понимать детей (и неважно, своих или чужих), да и людей в целом.
Несмотря на то что книга достаточно тяжела, ее большой плюс в том, что она дает надежду: мозг удивителен, он способен на исцеление. Значит, никогда не стоит опускать руки, если в жизни близкого человека произошел травмирующий эпизод.
Атаманова Наталья
***
Книга, которая оставляет сильное впечатление. Я считаю, что она обязательна к прочтению не только для психологов и специалистов, работающих с травмой, но и для будущих и состоявшихся родителей, для себя лично. Подобные книги делают нас более осознанными и внимательными в своих действиях и словах. А внимание и осознанность - это то, что нужно людям, имеющим дело с самым ценным - с ребенком. Мне же после прочтения книги с большей силой захотелось окутать любовью своего ребенка.
Зубова Наталия
***
Книга не для «лёгкого» чтения, рассказывающая о тяжёлых детских травмах, полученных вследствие физического, сексуального насилия и др. Однако ее точно стоит прочитать. В книге используется научная терминология, что делает её несколько сложной для восприятия, но в принципе никакой подготовки для её прочтения не требуется. Автор максимально корректен и уважителен по отношению к героям книги, использует в работе с ребёнком различные виды «глубинной» терапии и человеческое доброе отношение.
Важной мыслью (для меня подтверждение моей профессиональной позиции) стало, что эмоциональные проявления по отношению к ребёнку и его социальные связи играют большое значение в регулировании и реализации процесса развития ребёнка. Книга заставляет задуматься и переосмыслить не только профессиональную деятельность, но и поразмышлять относительно своей личной истории, помогает сделать ещё один шаг к зрелости и осознанности. Благодарю всех, кто сделал эту книгу доступной для чтения!
Radmila Kokchieva
***
Книга помогла понять не только глубинную суть травматичного опыта детей, но самое главное дала инструмент помощи. Понимая, как устроена травма, как она проявляется, с чем связана, как влияет на повседневную жизнь и будущее, мы можем грамотно выстраивать «особые» отношения с ребенком на пути к его «исцелению». Надо признать, что книга не для чтения на день или выходные. Необходимо время и готовность видеть шире, чем иногда хочется видеть.
Светлана Блинова
"Учебник" по детской травме, настольная книга для взрослых (родителей, педагогов, психологов), которые так или иначе взаимодействуют с травмированными детьми. Те реакции таких детей, которые кажутся, на первый взгляд, ненормальными, извращенными, тем самым пугая и гласные, объяснены Брюсом Перри тонко, профессионально, с любовью и сочувствием к детям. Очень ценны для меня, как для специалиста по семейному устройству, комментарии для руководителей групп.
Замяткина Ирина