Лейла Сазонтова "Жизнь без школы. Как организовать семейное обучение для вашего ребенка"

Формат семейного обучения позволяет ребенку получать знания в своем темпе, с учетом личных интересов и особенностей характера. Но все же не каждому школьнику и не всякой семье такой образ жизни подходит. Выбор школы или образовательного подхода особенно актуален сейчас, перед началом нового учебного года.
Журналист Лейла Сазонтова в своей книге "Жизнь без школы: Как организовать семейное обучение для вашего ребенка" от издательства "Альпина. Дети" рассказывает, как перевести ребенка на семейное обучение и выстроить учебный процесс, как проходить аттестацию и почему нынешняя школа не способствует социализации личности.

О чем

Книга "Жизнь без школы" будет интересна тем, кто только присматривается к пути хоумскулинга или же уже радостно идёт по нему.

Книга "Жизнь без школы" будет интересна тем, кто только присматривается к пути хоумскулинга или же уже радостно идёт по нему. В книге подробно рассматриваются самые животрепещущие вопросы: как перевести ребёнка на СО, решить вопросы социализации, выстроить учебный процесс, сдать аттестации и при необходимости — вернуться в школу.

«Жизнь без школы» — это не скучная теория: автор делится личным примером (сын Лейлы стал хоумскулером во 2 классе) и историями десятков людей, выбравших свободное образование.

Для кого

Книга будет интересна всем, кто присматривается к пути хоумскулинга или радостно идёт по нему.

Об авторе

Сазонтова Лейла - член Союза журналистов России, автор статей о семейном образовании и консультант по хоумскулингу. Лейла забрала своего сына Льва из школы, когда тот учился во втором классе. С тех пор прошло больше трех лет, а их жизнь без школы продолжается.

— Лейла, вы пишете, что программу обучения дома вы скорректировали таким образом, что каждый день занимаетесь каким-то одним предметом, но задания по математике сын выполняет каждый день. По-вашему, это наиболее сложный предмет? Или математика такая важная, чтобы воспитывать ум, тренировать извилины?

— Наша программа меняется в соответствии с запросами ребенка и классами. Например, во 2-4 классах вообще не было необходимости толком сидеть над какими-то предметами, все было очень просто и быстро. Затем темп снизился, потому что изучаемого материала стало больше (на ту же историю и литературу, к примеру, требуется время, чтобы прочитать книгу, обсудить, осмыслить). Что касается математики (теперь уже алгебры), стараюсь, чтобы сын изучал ее перманентно, чтобы не позабыть. К тому же по этому предмету действительно объемная программа, и чтобы успеть пройти ее, нужно заниматься постоянно.

— Каковы итоги вашего хоумскулинга, что показали экзамены – сын сдал их успешно? Вы прошли несколько вариантов: школа в Питере, продвинутая школа в Перми. Где будете сдавать ОГЭ и ЕГЭ или еще не думали об этом?

— Для меня главный показатель — психологический комфорт ребенка. Сверяясь по этому ориентиру, я вижу, что наш хоумскулинг успешен. Оценки — дело очень второстепенное, но и они радуют. Да, мы пробовали разные варианты аттестаций, но до сих пор не нашли оптимальный. Со временем я пришла к выводу, что хоумскулеры для любой школы неудобны. Не знаю, где сын будет сдавать экзамены в 9 и 11 классе. Недавно я написала, что наш путь семейного образования — это такое ночное плавание на лодке с налобным фонариком. Мы то сбиваемся с курса, то находим фарватер, при этом стараемся ничего особо не загадывать, поскольку двигаемся на ощупь.

— У вас сейчас 7-й класс. Как много репетиторов у вас?

— Буквально месяц назад появился репетитор по алгебре и геометрии. Он спокойно относится к хоумскулингу и при этом нравится ребенку. Плюс сын занимается иностранным языком в классическом университете в нашем городе, в Перми. Но я не могу сказать, что этот набор неизменный: в любое время количество репетиторов может увеличиться при необходимости. Случиться это может в двух случаях: если поймем, что какой-то предмет дается сложно или если глубокое знание (не в рамках школьного курса) какого-то предмета понадобится для поступления в вуз.

— Последовали ли какие-то ваши друзья и знакомые вашему примеру?

Есть ли жизнь без школы?— Да, у меня есть знакомые, которые перешли на семейное образование после нас. Кроме того, спустя год после нашего перехода я начала понемногу консультировать семьи, которые думали о хоумскулинге. Сейчас среди них есть те, кто решился на жизнь без школы. Хотя с большинством знакомых все несколько сложнее. Многие друзья моего сына или дети наших друзей просят у родителей “не учиться, как Лев”, но их родители отказывают им в такой “блажи”. Причины они называют разные: не хватит времени, нужно много денег, нет педагогического образования. Хотя на самом-то деле причина одна: у семьи нет достаточного желания. В своей книге я четко отвечаю на вопрос “Кому не подходит семейное образование?”. Ответ прост: не подходит оно тем родителям (не детям, заметьте!), кто не готов взять полную ответственность за воспитание и образование своего ребенка.

— Наш опыт с дочкой показывает, что после хорошей подготовки сдать ЕГЭ на высокий балл «семейникам» не составляет труда. Те школы, которые знают таких учеников, охотно принимают их сдавать экзамен. Могут ли отказать в школе принять ребенка-хоумскулера, отказаться аттестовывать его и как действовать в этом случае?

— Первыми двумя предложениями вы меня вдохновили: нам это только предстоит, и я планирую через год серьезно озаботиться выпускными экзаменами. По закону ребенка должны принять, попросив предварительно подтвердить компетенцию (как правило, это наличие аттестации за предыдущий класс). По идее сложности в этом не должно возникнуть: школа при проведении экзаменов играет номинативную функцию посредника. Однако в случае возникновения проблем всегда можно обратиться за помощью в местный департамент или отдел образования.

— Кто был вашим примером, когда вы приняли решение о семейном обучении? Было страшно?

— Я такой человек, который если хочет чего-то, пробьет стену головой и не будет искать себе пример или помощника. Но было страшно, не скрою. Несколько недель я ходила и раздумывала о семейном образовании. Потом как-то сидели с подругой в кафе, и я ей говорю: “Даш, а я Леву из школы забираю”. И как только произнесла эти слова, я для себя поняла: вот, окончательное решение только что принято. А дальше все уже было делом техники: написать заявление, подписать договор со школой, сходить в департамент образования…

— Ребенок не просился обратно в школу?

— Нет, не просился. Я периодически спрашиваю его, возвращается ли он в школу. Ответ пока однозначный: не собирается. Но если он передумает, то мы сменим траекторию, и я верну его документы в школу. Однако он привык жить в своем темпе, никуда не торопиться, ни от кого не зависеть, и перспектива все поменять его не очень-то радует.

— Все жалуются, что дети просиживают день напролет в гаджетах. У вас не так?

— У нас тоже так. Другое дело, что на семейном образовании свободного времени куда больше, и часок-другой гаджетов не так сильно пугают. Я изо всех сил стараюсь искать положительные аспекты в использовании гаджетов, компьютеров. Понимаю, что это будущее, в котором жить нашим детям. И запрещать сегодня подросткам пользоваться гаджетами — это значит усложнять ребенку общение с миром и отрубать доступ к информации. То есть представьте. На дворе 2019 год. Детям в школе задают написать реферат. Сейчас в интернете столько информации, что этот реферат можно максимум за час подготовить. Но некоторым детям родители запрещают это делать, и они вынуждены, к примеру, плестись до библиотеки, искать книги, переписывать предложения… Так, собственно, мы и убиваем жажду знаний и мотивацию. Я против такого. Хотя, не скрою, и у нас бывают ссоры из-за бесконтрольного использования гаджетов.

— Традиционный вопрос, который всегда задают родителям хоумскулеров: хватает ли вашему сыну общения, откуда у него берутся друзья?

— Вопрос не очень традиционный. Обычно спрашивают: “А как же социализация?” И тогда я рассказываю, о том, что социализация — это не общение, а процесс передачи ценностей, что школа с этим едва ли справляется и т.д. А что касается общения, недостатка не ощущаю. Он занимается в секциях, клубах, гуляет — везде ему есть, с кем общаться. Сын очень коммуникабельный, при этом я вижу, что он растет настолько целостным человеком, что ему и в компании с самим собой вполне уютно. Мы его никогда не учили ходить строем или оглядываться на толпу, поэтому все, что ему нужно, он делает и достигает сам.

Текст: Маргарита Кобеляцкая, журналист, журнал «Читаем вместе»

Цитаты

Сначала пишите планы вместе, а когда ребенок привыкнет к этому, то ваша задача будет лишь напоминать, причем делать это дружеским тоном.

***

Составляйте план на день Здесь принцип такой же, только план на день включает список более мелких дел (прочитать 10 страниц книги, вынести мусор, позвонить бабушке и т.п.).

***

В комнате у моего сына висит большая пробковая доска, на которой наклеены стикеры со всеми днями недели и обязательными заданиями на каждый день.

***

Важно, чтобы ребенок ориентировался, в какой день у него тренировка или музыкальная школа, а когда можно спокойно гулять с друзьями и без зазрения совести проводить время перед гаджетом.

***

Только не перестарайтесь: для закрепления любой новой привычки нужно время. Не стремитесь сделать все и сразу: вводите новшества не чаще одного раза в неделю.

***

Список задач тоже лучше прописать и повесить рядом с визуализированными целями — так они будут чаще напоминать о себе, что очень важно при особенностях кратковременной памяти детей. И не забывайте оценивать прогресс: раз в неделю обсуждайте с ребенком, насколько вы приблизились к намеченной цели.

О серии

Серия «Академия Альпина.Дети» — это бестселлеры для родителей в карманном формате. В серию вошли книги, которые отвечают на конкретные родительские запросы: воспитание, тайм-менеджмент, жизненные навыки и другие. А еще их удобно носить с собой, читать в метро или на детской площадке во время прогулки с ребенком.

Отрывок из книги Лейлы Сазонтовой «Жизнь без школы. Как организовать семейное обучение для вашего ребенка»

Семейное образование предусматривает освоение общеобразовательной программы вне школы. Ребенок занимается дома, а в учебном заведении, к которому прикреплен, проходит промежуточные аттестации (зачеты, диктанты, контрольные), а также государственную итоговую аттестацию. Такой образ жизни называется хоумскулингом (от англ. homeschooling — домашнее обучение).

В определенном смысле такое образование — это одни сплошные каникулы. Не потому, что можно ничего не делать, а потому, что и ребенок, и родители вырабатывают собственный распорядок и ритм. Уроки, перемены и звонки становятся неким атавизмом. Кому такая форма обучения подойдет в первую очередь?

  1. Детям, отстающим от программы. По сути, это те дети, к которым учителя (и родители!) не нашли верного подхода. Хоумскулинг, предполагающий индивидуальный подход, при должном старании поможет найти этот самый подход и — в качестве бонуса — повысить успеваемость.
  2. Одаренным детям. Бывает, что ребенку смертельно скучно в школе: он и по математике давно дроби освоил вместо положенного сложения в столбик, и вместо изучения простых тем по окружающему миру давно готов ставить опыты по химии и эксперименты по физике. Семейное образование не загоняет в подобные рамки, позволяя учиться в комфортном темпе, обгонять программу или чуть-чуть от нее отставать.
  3. Детям, имеющим проблемы со здоровьем. У хоумскулеров нагрузка по определению меньше: экономится время на дорогу до школы, не нужно носить тяжелый рюкзак (а он действительно очень тяжелый!), не нужно вставать в 6:45 после того, как накануне допоздна учил уроки. И если выбор стоит между сохранением здоровья ребенка и школьной социализацией, то он очевиден.
  4. Детям без мотивации. Переход на семейное обучение не гарантирует появления мотивации. Но у родителей, по крайней мере, будет гораздо больше возможностей пробудить у ребенка интерес, показав, как знания о мире складываются в огромную целостную картину и как полученные навыки могут пригодиться в жизни, а не только на контрольных и при подготовке к ЕГЭ.
  5. Путешественникам. Сегодня все больше людей работают удаленно. Если вы относитесь к их числу, то почему бы вам не позволить и ребенку быть независимым и свободным? В конце концов, школа представляет собой куда меньшую ценность, чем опыт, который может получить ребенок, путешествуя вместе с родителями.
  6. Тем, кто точно знает, чего хочет. Некоторые дети очень рано понимают, кем они хотят быть или чем заниматься. Семейное образование для таких детей — настоящая находка: в этом случае можно направить максимум усилий на то, что нравится, а не брести годами по программе вместе с ровесниками. Это касается и детей, серьезно занимающихся музыкой или спортом. Когда тренировки, репетиции, выступления и соревнования занимают бóльшую часть жизни, гораздо проще осваивать школьную программу по индивидуальному графику, а не разрываться на части.

Есть ли те, кому семейное образование противопоказано?

Есть. Но не дети, а родители. Точно могу сказать, что пробовать хоумскулинг ни в коем случае не стоит равнодушным родителям, которые привыкли отдавать образование своих детей «на аутсорсинг». Отныне у вас не будет возможности обвинить в чем-то школу. Согласитесь, очень удобно говорить: «Мой Боренька по-английски и двух слов связать не может, чему его только в этой школе учат!» Или: «С таким учителем неудивительно, что Ксюша не может запомнить таблицу умножения». Я знаю, потому что сама работала в школе и паломничество недовольных родителей не прекращалось.

В общем, если вы сомневаетесь в том, что готовы взять на себя полную ответственность за образование и воспитание ребенка, наверное, хоумскулинг на данном жизненном этапе не для вас.

Семейное образование подходит внутренне активным и любознательным родителям. Освободив ребенка от школы, вы заново окунетесь в мир знаний, в уравнения, опыты и правописание падежных окончаний. А еще откроете для себя много нового и интересного. Если чувствуете, что справитесь, то стоит попробовать.

Как распорядиться свободой?

Семейное обучение предоставляет ребенку много свободного времени, и потребуется определенная сноровка, чтобы использовать его во благо: для получения знаний и развития навыков и талантов, а не только для игр и гаджетов. Чем раньше ребенок начнет грамотно организовывать свое время, тем спокойнее и эффективнее пройдут его школьные годы.

Вот несколько советов по детскому тайм-менеджменту. Выбирайте те, что вам больше подходят, и пробуйте применять их в повседневной жизни.

1. Научите ребенка планировать свою неделю.

Важно, чтобы он ориентировался, в какой день у него тренировка или музыкальная школа, а когда можно спокойно гулять с друзьями и без зазрения совести проводить время перед гаджетом. В комнате у моего сына, например, висит большая пробковая доска, на которой наклеены стикеры со всеми днями недели и обязательными заданиями на каждый день. Ребенок, подходя к доске или пробегая мимо, видит, что, к примеру, в понедельник у него занятия в музыкальной школе, шахматы и математические задачи. В этом случае забыть о делах гораздо сложнее.

2. Составляйте план на день.

Здесь принцип такой же, только план на день включает список более мелких дел (прочитать 10 страниц книги, вынести мусор, позвонить бабушке и т. п.). Составлять такой план лучше с вечера, чтобы ребенок утром его перечитал и представлял, какие дела его ждут в течение дня. Сначала пишите планы вместе, а когда ребенок привыкнет к этому, то ваша задача будет лишь напоминать, причем делать это дружеским тоном: «Давай посмотрим, что ждет тебя завтра!»

Только, пожалуйста, удержитесь от соблазна упрекать его в забывчивости: «Ты что, опять забыл? А план тебе на что?» Так вы отобьете все желание планировать. А нам это не нужно, сами понимаете.

3. Мотивируйте ребенка.

Покажите ребенку как бы между прочим свой ежедневник: он увидит, что и для вас составление списка дел — важная задача. Предложите за каждое выполненное задание ставить галочку — наглядность очень мотивирует. Договоритесь, что закажете пиццу или сходите в развлекательный центр, когда наберете определенное количество галочек.

Если говорить о нашем семейном опыте, то план есть и у меня, и у сына. Конечно, в этом списке нет пунктов «пообедать», «умыться», «поиграть» и т. п. Но вот главные мероприятия и дела дня там всегда присутствуют.

4. Научите ребенка определять приоритеты.

Объясните: есть задачи, которые требуют больше внимания и/или времени, а есть те, которые и выполняются легче, и времени займут совсем немного. Поэтому в списке дел лучше всего отмечать другим цветом самые важные дела, которые нужно сделать первыми.

5. Дробите сложные задачи.

Чем сложнее задача, тем непосильнее она кажется. И это касается не только детей, но и взрослых (вспомните, как трудно приступить к новому большому рабочему проекту!). Помогите ребенку разделить объемную сложную задачу на несколько мелких, с которыми ему легче будет справиться. При этом они должны быть четкими и конкретными. Например, я не прошу своего ребенка «много читать» — такая задача абстрактна и не имеет точных границ, которые удовлетворяли бы и меня, и его.

Вместо этого мы договорились, что каждый месяц будем прочитывать минимум четыре книги. А это одна книга в неделю, или 20–30 страниц (в зависимости от объема книги) ежедневно. Что получаем в итоге? 52 книги за год — этим может похвастаться далеко не каждый взрослый.

6. Никакого навязывания.

Многие дети школьного возраста любят взрослые лайфхаки. Поэтому идея введения тайм-менеджмента обычно воспринимается на ура. Однако не навязывайте ребенку новые привычки и уж ни в коем случае не ругайте, если что-то пошло не так. Гораздо полезнее договариваться и, может, даже выполнять задачи на спор. И тогда тайм-менеджмент станет тем инструментом, который не только помогает эффективно использовать свое время и достигать любых целей, но и сплачивает семью, делая ее одной командой.

Отзыв

Эта книга бесспорно будет полезна не только начинающим хоумскулерам, но и тем родителям, которые в принципе интересуются темой альтернативного образования. С одной стороны, это очень личная история о том, как найти и выстроить по-настоящему индивидуальную образовательную траекторию для своего ребенка за рамками обычной школы, преодолев все страхи и сомнения. С другой – отличное и понятное руководство к действию, отвечающее на самые важные вопросы, которые возникают при выборе семейного образования.

Шароватова Юлия, руководитель проектов «Онлайн-школы “Фоксфорд”

Alpina-Kids.png



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :sick: :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.






Яндекс цитирования