О чем могут рассказать детские рисунки?

Еще совсем недавно при виде детского рисунка родители и воспитатели просто радовались – ребенок творит, он занят интересным для него делом! Однако с тех пор, как «психология пошла в массы», каракули наших малышей находятся под пристальным вниманием: почему таким цветом? Почему такого размера? Что вообще означает выбранный сюжет?

Периодически на родительских форумах возникают темы вроде: «Помогите, мой ребенок изображает все черным!» или «Моя дочка рисует только цветы и животных, и никогда – людей»…

Мамы и папы вместо того, чтобы просто гордо вешать произведения своих чадушек на стенку в детской, штудируют работы психоаналитиков, а также специалистов, занимающихся проективными рисуночными тестами, и пытаются выяснить для себя, что же может означать любовь к оранжевому или отсутствие на рисунках младшего брата.

Чтобы не отсылать желающих к трудам объемным и зачастую понятным только подготовленным специалистам-психологам, попытаюсь систематизировать информацию, «закодированную» в детских рисунках, в сравнительно небольшом формате цикла статей.

Итак, о чем же в первую очередь рассказывают детские рисунки?

Конечно, о том, что важно для ребенка. Рисунок – всегда продукт не столько сознания, сколько «совместной работы» сознательного и бессознательного. Человек любого возраста, и в особенности человечек маленький, проецирует на изображение свои переживания и эмоции, поэтому рисунок – это рисованный «рассказ» (притом искренний!) о том, что его волнует и занимает. Изображая какой-либо объект, малыш так или иначе передает свое отношение к нему, а значит, обязательно «выдаст» в первую очередь то, что для него важно.

Поэтому, изображая что-либо, ребенок пытается рисовать в первую очередь значимых людей – то есть ярко эмоционально окрашенных, любимых (либо активно нелюбимых, однако об этом позже).

Иногда значимых людей ребенок изображает в виде животных. В любом случае в детских рисунках животные – существа персонифицированные. td267ti7.jpg

Те люди, которые занимают главное место в душе малыша, обязательно присутствуют на рисунках, причем выделяются яркими цветами, красивыми деталями, значительным размером, расположением на листке «выше всех».

Если же малыш «забывает» нарисовать кого-либо из членов семьи (в том числе порой и себя), либо рисует его крошечным, блеклым, невыразительным, в отдалении от других, много раз исправляет изображение либо вовсе его стирает («не получилось!») – это сигнал тревоги, о причинах которого необходимо задуматься. Вероятнее всего, даже вместе с детским психологом.

Кроме того, ребенок рисует значимые ситуации – то есть «прорабатывает» в своtм подсознании тот опыт, который ежедневно получает в семье и в ближайшем окружении. Либо тот, который отставил яркий след в душе, даже будучи мимолетным. Поэтому сюжет рисунков даст возможность понять то, как ребенок видит, к примеру, свою семью. А еще разобраться, не травмировало ли его какое-либо происшествие, ускользнувшее от внимания родителей.

Маленькие дети еще не умеют «проговаривать» свои проблемы и страхи, а вот нарисовать их – это им вполне по силам. Ну, а чутким родителям по силам вовремя обратить внимание на такие рисунки.

Что же еще мы можем «увидеть» в изображении?

По мнению А. Л. Венгера, Дж. Дилео, Ф. Гуденаф, М. З. Друкаревич и других исследователей рисуночных методов психодиагностики, это, как правило:

• уровень общего умственного развития (насколько «по возрасту» выполнен рисунок);

• активен ребенок или пассивен;

• каково его умение планировать свои действия и уровень самоконтроля, имеется ли импульсивность;

• что для него характерно – эмоциональная неустойчивость (лабильность) или, напротив, «косность» (ригидность);

• имеется ли тревожность (как личностная черта) и тревога (как состояние на момент обследования);

• наличие у ребенка страхов;

• есть ли депрессивные тенденции;

• каковы особенности его реакции на стресс (агрессия, уход в себя, что-то еще);

• каков у ребенка уровень агрессивности (а также каковы ее формы: физическая и вербальная, защитная и невротическая агрессия);

• что характерно для ребенка – направленность на общение (экстравертность) или, напротив, на свой внутренний мир (интровертность); преобладание рационального или эмоционального подхода к миру;

• есть ли склонность к демонстративности поведения;

• насколько удовлетворена потребность в общении, а также имеется ли, напротив, избегание общения;

• степень социализированности ребенка (адаптации к обществу) и конформности (умения приспосабливаться к людям);

• наличие антисоциальных тенденций;

• отношение ребенка к сексуальной сфере;

• отношение его к семье в целом и к отдельным членам семьи.

Чтобы в полном объеме разобраться в том, как именно увидеть эти признаки, в чем они выражаются и как их интерпретировать, необходимо, безусловно, читать не статьи в Интернете, подобные данной, а проходить специальное обучение.

Однако некоторые моменты, на которые стоит обратить внимание внимательным и неравнодушным взрослым, мы, безусловно, рассмотрим. Потому что наша задача rebzi_17.JPG– постараться увидеть все важное и правильно его «прочесть», избегая категоричности.

Рисунок – это всегда «частный случай», и рассматривать его нужно только в «связке» с другими рисунками ребенка, с его пояснениями к изображенному и с его семейной ситуацией.

Рисунки – это искренние и неподдельные рассказы о жизни детской души, о ее благополучии или неблагополучии, о ее радостях и печалях. На что же нам необходимо обратить внимание, для того, чтобы правильно все это «прочитать»?

Традиционно считается, что в первую очередь необходимо оценить цветовую гамму рисунка. Во многих источниках мне встречались более или менее вольные интерпретации главным образом исследований Люшера о связи «цвета и характера» – то есть состояния психики и цветовых предпочтений. О значениях цветов написано чрезвычайно много и без меня, при желании в Интернете можно найти достаточное количество информации.

Например:

Желтый. Его выбирают мечтатели, фантазеры, шутники, дети, которые могут прекрасно занять сам себя, часами играя в одиночестве. Родители удивляются: у сына много дорогих развивающих игрушек, а кроха увлеченно играет камушками или веточками, принесенными с прогулки, или простыми кубинками вместо навороченной железной дороги. Эти дети – творческие натуры, оптимисты, но мало приучены к порядку и не способны принимать решения.

Красный цвет выбирают активные непоседы, довольно непослушные, но открытые всему новому. С этими малышами не оберешься хлопот: они много бегают, шалят, отнимают игрушки или ломают их, игнорируют запреты. В то же время для них очень важна похвала. Главная задача родителей – направить их энергию в созидательное русло, приучить к усидчивости, тогда им будет по силам любая цель. Успокоить их можно, добавив в их жизнь немного синего, например, покрасив стены детской в голубой оттенок.

Оранжевое солнце, оранжевое небо, оранжевая мама – это не очень хороший признак. Малыш темпераментный, однако его возбуждение не находит выхода. Нужно придумать, как избежать нервного срыва и истерики. Может, ребенка нужно отвести в спортивную секцию или позвать в гости других детей и пригласить клоуна?

Зеленый чаще всего фигурирует в рисунках детей, которым недостает материнской любви. Кроха чувствует себя заброшенным, никому не нужным, ему не хватает творчества и интереса к жизни. Такие дети обычно закрыты, излишне консервативны, очень боятся любых, даже мельчайших перемен в распорядке дня или интерьере детской комнаты. «Зеленые» рисунки ребенка фактически ставят мать перед дилеммой – работа, отнимающая все силы, или малыш, срочно требующий внимания и защиты.

Синий выбирают детишки медлительные, спокойные, обстоятельные. Они любят делать все не торопясь, размышляя, а на любое свое «почему» ждут обстоятельного и подробного ответа. Рано учатся читать и делают это с удовольствием, охотно делятся своими игрушками с другими детьми. Но если синими рисунки стали внезапно, возможно, ребенку не хватает покоя. Об особом напряжении свидетельствует сочетание синего и зеленого. Дети, рисующие только этими цветами, скорее всего, замучены родительскими запретами и ограничениями, которые боятся нарушить. Необходимо предоставить ребенку больше свободы, поощрять инициативу и хотя бы временно сменить кнут на пряник.

Фиолетовый. Сложный цвет, полученный из «противоположных» синего и красного свидетельствует и о сложном характере ребенка. Эти натуры артистичны, но очень чувствительны. Их совершенно нельзя ругать, потому что любое родительское недовольство сильно ранит.

Черный – очень мрачный цвет, и это пугает родителей. На самом деле, лет до 4-5 дети выбирают его потому, что он наиболее контрастен по отношению к белой бумаге, поэтому бояться его не следует. О серьезных проблемах предпочтение черного цвета начинает говорить гораздо позже. Но если дочь, раньше видевшая мир в розовом цвете, вдруг стала приносить из сада только черно-белые рисунки, стоит поинтересоваться, не поменялась ли у нее воспитательница? Психологи считают, что черный могут выбирать и дети, которые хотят донести что-то (не обязательно неприятное) до взрослых, но не могут понять, как это сделать. 00_209.jpg

Коричневый начинает преобладать в рисунках, если малышу неуютно или он болен (возможно, у него в принципе слабое здоровье). Этот цвет – поиск надежного и безопасного убежища при внутренних и внешних проблемах.

Серый. Любители этого цвета - незаметные, скрытные, замкнутые и стеснительные малыши. Этот цвет детишек, окружение которых взрослое: малыша ограждают от других детей, любо сами дети по каким-то причинам не принимают его в свою «стаю». Серый может появиться и в том случае, если кроха перегружен кружками и секциями: стоит подумать, так ли нужен чаду ежедневный английский в сочетании с уроками пения и игры на фортепиано.

Безусловно, цвет – это важно. Однако важно помнить и то, что нельзя категорично заявлять нечто вроде «если рисунок сделан черным – ребенок находится в состоянии депрессии, а если красным – он чрезмерно агрессивен».

Оценивая цветовую гамму детских картинок, следует обращать внимание вот на что:

 Есть ли у ребенка достаточный выбор цветов, которые можно использовать? (известны случаи, когда ребенок рисовал «мрачный» рисунок только потому, что коробка карандашей была на всех одна, и ему как раз достался черный или серый).

 Как часто использует какой-либо цвет ваш малыш? Всегда ли он выбирает преимущественно красный, к примеру, карандаш, или же это ситуационный выбор? С какими цветами он его комбинирует?

Так, согласно исследованиям А. Л. Венгера, темно-коричневые, серые и черные цвета в качестве преобладающих, постоянно выбираемых – признаки депрессивного состояния. Слишком много красного свидетельствует об актуальном (здесь и сейчас) состоянии тревоги, эмоциональной напряженности. Но если красный – постоянно предпочитаемый цвет, это может говорить о невротизации или повышенной конфликтности. Обилие красного в сочетании с темными тонами – возможная тревожная депрессия.

 Какие тона вообще преобладают в рисунке – теплые или холодные? Избыток темно-голубых и фиолетовых цветов может говорить о сниженном настроении или просто о высокой чувствительности. Выполнение почти всех работ «в пастельных тонах» также говорит о чувствительности либо о тревожности как личностной особенности.

 Использует ли ребенок всю палитру – либо его цветовая гамма обычно бедна и он ограничивается парой-тройкой цветов? Если это так, то можно говорить об астении, усталости, пассивности или даже о депрессии.

 Каким цветом кто нарисован? Постоянно ли ребенок выбирает именно этот цвет для данного члена семьи, животного? Сравните серию рисунков, выполненных ребенком в разное время. Появился ли вызывающий вопросы цвет только как тенденция последних дней, или так было всегда?

Следующий важный момент – нажим на карандаш. Это – показатель психомоторного тонуса ребенка.

Если нажим слабенький, легкий, неуверенный – это говорит о робости, пассивности, астении (истощенности психики) малыша.

Если линии постоянно стираются – это свидетельство неуверенности, эмоциональной неустойчивости, тревожности. А когда штрихи делаются как бы эскизными – сначала легонькими штришками, потом наводятся жирнее – это попытка контролировать свою тревогу, взять себя в руки.

Если контуры изображений жирные, сильно продавливают бумагу, это может быть свидетельством эмоциональной напряженности, импульсивности. Ну а если карандаш рвет лист – это признак возможной конфликтности, агрессивности, либо просто возбужденного состояния или гиперактивности.

rebzi_05.JPGРазмер рисунков также немаловажен. В норме самый крупный объект рисунка занимает примерно 2/3 листа формата А4. Если рисунок человека или животного очень велик, занимает весь лист или даже выходит за его пределы (иногда ребенок переворачивает лист или приклеивает сбоку еще один, чтоб дорисовать то, что «не поместилось») – это может навести на мысль о тревожном или стрессовом состоянии малыша в данный момент (а еще такие рисунки характерны для импульсивных и гиперактивных деток). А вот малюсенький рисунок часто говорит о низкой самооценке или депрессии. Если же размер рисунков непостоянен – ребенок эмоционально нестабилен.

Задуматься заставит и расположение рисунка на листе. Рисунок в верхней части листа свидетельствует о высокой самооценке (либо о склонности к «витанию в облаках»), а вот мелкий размер в сочетании с расположением «внизу» может говорить об эмоциональном неблагополучии. Помните рисунок «очень одинокого петуха», который нарисовал Карлсон? Крошечное нечто в нижнем уголочке листа – и больше ничего…

Обратите внимание также на то, насколько тщательно нарисовано изображение, насколько оно детализировано. Если подробностей много – у ребенка, скорее всего, живое воображение, творческая направленность (хотя возможно, он просто демонстративен). Однако всмотритесь, какого рода все эти детали – если они однотипны и количество их велико (к примеру, ребенок не поленился нарисовать 39 пуговиц на мундире солдата или 154 чешуйки на рыбе) – это может быть свидетельством тревожности, ригидности, перфекционизма.

Важен и темп работы ребенка: если малыш рисует медленно, но старательно – значит, таковы особенности его темперамента, а вот медленное и вялое, без интереса рисование – признак пассивности, истощенности нервной системы или депрессивного состояния. Высокий темп говорит о том, что перед нами активный живчик. Если же при этом рисунок размашист и неаккуратен – ребенок, скорее всего, гиперактивен (либо негативно настроен и стремится поскорей «отвязаться» от вас и сделать все побыстрее и кое-как).

Подсказкой будут реплики ребенка во время работы. Если малыш делится в процессе создания сюжета своими мыслями, рассказывает о том, что рисовать любит – он настроен положительно и, скорее всего, психологически благополучен. Если малыш постоянно уточняет, что и как «правильно» надо делать – это маленький перфекционист, и/или он тревожен и не уверен в себе. Ну а если просьба нарисовать что-либо вообще воспринимается «в штыки», либо сопровождается нытьем вроде «скучно», «надоело», – это может объясняться и робостью, и усталостью, и негативизмом, и неумелостью в общении, и стремлением уйти от трудностей.

Еще раз хотелось бы предостеречь от скоропалительных выводов о состоянии ребенка на основе одного признака: только если вы видите «симптомы» тревожности или депрессии в нескольких элементах сразу, и тем более – в разных рисунках, можно делать какие-либо выводы. Однако и в этом случае надо воспринимать ситуацию в общем контексте: к примеру, если нарисованное существо тщательно заштриховано – это, конечно, может быть признаком тревожности и неуверенности. Но может быть также и свидетельством того, что ребенок посещает художественную школу и его там уже научили, «как рисовать правильно», т.е. передавать штриховкой оттенок и объем.

Чрезвычайно важным в рисунке является сюжет и то общее впечатление, которое он производит. Конечно, впечатление – дело тонкое: маму, допустим, картинка чем-то расстроит, а папу – вполне устроит. Однако есть такие рисунки, которые безусловно производят тягостное впечатление на любого зрителя: изображения сцен насилия, ран, крови, асоциальных сюжетов, агрессивных, «вооруженных изо всех сил» персонажей или же существ совершенно непропорциональных, с грубыми искажениям формы и пропорций (явно не по возрасту). Все это, по утверждениям признанных мастеров исследования детского рисунка Дж. Дилео и А. Л. Венгера, – признаки неблагополучия. Однако, повторюсь, – лишь признаки, и об истинном положении вещей следует судить, только тщательно проанализировав множество факторов.

Для этого существуют специальные проективные тесты – так называемые «рисуночные методики», с помощью которых специалисты могут составить представление о состоянии ребенка.

Тест «Нарисуй человека»

Сейчас, увы, уже невозможно назвать исследователя, который первым предложил использовать рисунки для анализа психики человека, но первыми попытками создать систематизированные методики можно считать работы Ф. Гуденаф, создавшей первый стандартизированный тест – «Нарисуй человека». rebzi_03.JPG

Этот метод прост и естественен. В самом деле, люди вокруг и собственная личность настолько значимы для малыша, что рисовать человека – одно из наиболее органичных для него занятий.

Тест «Рисунок человека» позволяет определить уровень развития интеллекта ребенка, а также выявить немаловажные характеристики его психики: эмоциональное состояние, наличие тревожности и страхов, уровень самооценки и психологического благополучия, социальную направленность личности, уровень агрессивности, умения общаться, степень эмоциональной устойчивости.

Подробно условия выполнения этого теста будут описаны в следующей статье, а пока определимся, на что же нам нужно будет обратить внимание, чтобы выяснить все то, что нас интересует?

Детальный анализ был проведен в исследовании А. Л. Венгер «Психологические рисуночные тесты», а также Джоном Дилео в работе «Детский рисунок». Обобщив опыт этих ученых и их последователей, можно сказать, что прежде всего надо прислушаться к своему общему впечатлению от рисунка и оценить выражение лица изображенного человека. Лицо – прямая проекция эмоционального настроя ребенка: радостное свидетельствует о благополучии, грустное говорит о печальном настроении, растерянное – о неуверенности и тревоге, отстраненное – о погруженности в себя, злое – об агрессии, неприятное, отталкивающее – о негативизме, асоциальности.

Важна также поза изображенного человека. Подростки в стадии острого кризиса рисуют людей со спины или в профиль; лежащие персонажи характерны для пассивного ребенка или при истощении нервной системы, а бегущие или занятые каким-либо делом – напротив, для ребят с высокой активностью и творческой направленностью.

Если нарисован некий определенный персонаж – это зачастую говорит о демонстративности.

Изображение высокопоставленной особы – президента, монарха – говорит о высоком уровне притязаний, а акцентирование на финансовой стороне (нарисован богач или, наоборот, явный бедняк) – о неудовлетворенности своим материальным положением или о неуверенности в нем.

Военный или просто хорошо вооруженный персонаж говорит о тенденции к агрессивности.

Клоунов рисуют дети с заниженной самооценкой и негативной самопрезентацией. Асоциальных типов (злых сказочных героев, криминальных элементов, алкоголиков, наркоманов) рисуют дети с асоциальной (пассивный вариант) или антисоциальной (активный вариант) направленностью поведения, со склонностью к негативизму.

Роботы и инопланетяне чаще всего появляются в рисунках детей, погруженных в себя или одиноких.

Далее следует обратить внимание на то, как нарисованы отдельные части тела.

Голова должна быть обязательно, ее отсутствие или сильная деформация размеров и пропорций – тревожный признак. getBlogImage.ashx.jpeg

Лет с 7 по размеру головы можно определить ценность интеллекта для ребенка: слишком маленькая голова говорит о том, что она невысока, очень большой же размер говорит о высокой значимости интеллекта для ребенка.

Не слишком хорошим знаком является также отсутствие глаз или нетипичное их изображение – в виде точек, в виде пустого кружка (без зрачка), полностью зачерненные или (после 7 лет) с явной асимметрией, когда нарисован лишь один глаз либо имеет место разительная разница пропорций – все это признаки нервного истощения, импульсивности, негативизма либо страхов.

Слишком тщательно прорисованная голова с детализированной прической, ресницами и множеством дополнительных деталей говорит о демонстративности ребенка.

Рот – тоже элемент показательный. Оскаленная зубастая пасть – признак вербальной агрессии (ребенок склонен поругаться); рот перекошенный – свидетельство негативизма или проблем развития; подчеркнутые, полные губы (особенно в рисунках подростков) – свидетельство внимания к сексуальной сфере; отсутствующий рот – также признак негативизма, отказа от общения или истощенности нервной системы.

Подчеркнуто большие органы чувств – уши или глаза – признак тревожности, а слишком большой нос порой свидетельствует также и о недовольстве собственным внешним обликом. Если же фигурка без ушей – ребенок старается «не слышать» окружающий мир.

Очертания тела тоже говорят о том, как ощущает себя автор рисунка. Если изображена худощавая, долговязая фигура на рисунке ребенка старше 7 лет – это может быть признаком астении, погруженности в себя (интроверсии), а у девочек-подростков – признаком анорексии.

Слишком толстый человек на рисунке говорит о недовольстве ребенка своей внешностью.

Иногда ребенок как бы лишь намечает очертания, рисует неуверенными, неопределенными штрихами – это признак тревожности.

Угловатая, неприятная фигура свидетельствует о проблемах в общении, а нарочито уродливая, с грубо искаженной формой и пропорциями – признак асоциальности, негативизма или психических проблем.

Руки – «индикатор» сферы общения. Это показатель экстраверсии, контактности (в случае открытой, «обнимающей» позы с разведенными в стороны руками) или, напротив, интроверсии, погруженности в свой внутренний мир (если они прижаты к телу или спрятаны за спиной).

Отсутствующие или слишком маленькие руки – свидетельство проблем в общении, ухода от него.

Если руки, напротив, слишком велики – коммуникационные «аппетиты» ребенка не вполне удовлетворены.

Петух - детский рисунок.jpg

Ну а большие кулаки с острыми ногтями-когтями также говорят сами за себя – это агрессия, притом агрессия физическая: автор рисунка – не дурак подраться.

Ноги свидетельствуют о «прочности положения» ребенка в мире, о степени его бытовой ориентации – чем они меньше, тем неуверенней себя чувствует малыш. Слишком длинные и худые ноги – признак истощенности и слабости, слишком большие ступни – свидетельство потребности в надежной опоре.

Признаки пола также важны. Интерес к сексуальной сфере и его отражение характерно для подросткового возраста, лет с 12 – это норма. Если они отсутствуют у подростка – это говорит об его отставании в психосексуальном развитии, но если появляются в рисунках слишком рано – лет с 5-6 – и сюжеты более чем «опережают возраст», это свидетельство негативизма, асоциальности и антисоциальности – неприятия или вызова обществу.

Если подросток рисует фигуру неопределенного пола – он, возможно, еще не определился с собственной половой идентификацией.

А если мальчик рисует подчеркнуто маскулинную фигуру – очевидна значимость для него мужественности и культа силы. Это типично для подростка, но говорит о повышенном уровне агрессии у маленького ребенка или о его сомнении в своих возможностях соответствовать мужской роли в случае не слишком благополучного «прохождения» так называемой эдиповой фазы – возраста конкуренции с отцом (5-6 лет).

И последнее, на что стоит обратить внимание – детали рисунка:

– так, оружие в любой модификации, включая палку в руке – признак агрессивности;

– сигареты, бутылки, шприцы, татуировки – свидетельство асоциальности;

игрушки, воздушные шарики на рисунке подростка говорят об инфантильности;

– украшения и повышенное внимание, уделенное в рисунке одежде, прическе и прочим «фантикам», скажут о демонстративности рисовавшего;

– ну а раны, шрамы, уродства – показатели невротического состояния, невроза и вообще любого неблагополучия психической сферы.

Автор: Наталья Проценко

Источник: интернет-журнал «ШколаЖизни.ру» Shkolazhizni.ru

http://www.papinbag.ru

Теги:    
Число голосов: 39

Рекомендуем посмотреть
Чу Чугуй "Перемирие"

... он возник, как рос, напрямую влияет на сюжет комикса и добавляет ему особую атмосферу. Иногда, зная все детали, кажется, что это не фэнтези, а фантастика! Нельзя не упомянуть, также, стиль автора. Мне посчастливилось наблюдать за историей ее мира и развитием рисовки еще с предыдущего проекта - "Шэдроу". Но не буду спойлерить, это нужно видеть и читать самому! Кстати о рисовке. Как человек, тоже питающий любовь к рисованию, хочу обратить внимание на дизайн персонажей. Они не вычурные, не увешаны тонной каких-то деталей. Они выполнены с чувством стиля, они запоминающиеся, они приятные глазу, они живые. Фон, окружение, и эффекты, к слову, не лишены таких же качеств....

Дата обновления: 16.01.2024

Артемова Наталья, Артемова Ольга "Мальчики, прославившие Россию"

... девочки поведении, может вырасти общественный деятель, которая изменит судьбу женщин целой страны. Из тихого мальчика, увлеченного рисованием, — знаменитый живописец. А девочка, подхватывающая одну простуду за другой, однажды станет олимпийской чемпионкой. ... ... детям от 5 до 9 лет, пойдёт как вариант подарка. Марина Петрунина *** Важно знать ребенку о великих людях России, и для общего развития и в целом каждый должен знать историю своего государства и о людях которые прославили её. Написано интересно, легко, ...

Дата обновления: 15.01.2024

Артемова Наталья, Артемова Ольга "Девочки, прославившие Россию"

... силы, стойкости, любви, преданности делу, Родине — великими людьми России, которые сделали огромный вклад в ее процветание и развитие. Именно их судьбы могут воодушевить мальчишек и девчонок, которые с горящими глазами захотят так же, как и эти герои,... ... поведении, может вырасти общественный деятель, которая изменит судьбу женщин целой страны. Из тихого мальчика, увлеченного рисование м, — знаменитый живописец. А девочка, подхватывающая одну простуду за другой, однажды станет олимпийской чемпионкой....

Дата обновления: 15.01.2024

Эндрю Питерсон "Сага о семье Игиби. Король-волк". Книга 4

... когда-то была другой, и не знают настоящей свободы. Они растут с мамой и дедом Подо, похожим на старого пирата, шалят, учатся рисованию и музыке и много читают (слово, форма и мелодия в этом мире называются Старинным Набором Обязательных Предметов, или ... ... себе и классические правила жанра, и современные потребности юных читателей. История написана для современных детей, поэтому развитие сюжета не заставляет себя ждать, сразу есть динамика, которая цепляет подростков. Нет долгих и больших описаний, больше ...

Дата обновления: 08.11.2023

Эндрю Питерсон "Сага о семье Игиби. Чудовище лощин". Книга 3

... когда-то была другой, и не знают настоящей свободы. Они растут с мамой и дедом Подо, похожим на старого пирата, шалят, учатся рисованию и музыке и много читают (слово, форма и мелодия в этом мире называются Старинным Набором Обязательных Предметов, или ... ... себе и классические правила жанра, и современные потребности юных читателей. История написана для современных детей, поэтому развитие сюжета не заставляет себя ждать, сразу есть динамика, которая цепляет подростков. Нет долгих и больших описаний, больше ...

Дата обновления: 07.09.2023


Код для вставки на форуме:
Цитировать Имя
Настя, 12.07.2014 14:44:10
Все смайлики. :) :) :) ;) ;) ;) :D :D :D 8) 8) 8) :( :( :( :| :| :| :cry: :cry: :cry: :evil: :evil: :evil: :o :o :o :oops: :oops: :oops: :{} :{} :{} :king: :king: :king: :blind: :blind: :blind: :niger: :niger: :niger: :asian: :asian: :asian: :green: :green: :green: :sick: :sick: :sick: :megafon: :megafon: :megafon: :queen: :queen: :queen: :ok: :ok: :ok: :yellow: :yellow: :yellow: :cat: :cat: :cat: :hard: :hard: :hard:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования