О книге
Действие этого увлекательного дебютного романа происходит в пчелином улье. Родившись в низшем классе общества, пчела Флора 717 всю свою жизнь трудится уборщицей улья во фруктовом саду. Смысл её существования – повиноваться и служить, она готова принести себя в жертву ради любимой благодетельницы, Пчелиной Королевы.
Но Флора отличается от других пчёл. Несмотря на уродство, она обладает особыми талантами. Хотя пчёл-мутантов обычно сразу убивают, Флоре удается выжить; из уборщиц её переводят в кормилицы новорожденных, потом она становится сборщицей пыльцы. Ей даже удается попасть в покои Королевы, где она узнает великую страшную тайну.
Её повсюду окружают враги, от свирепых трутней-полицейских до верховной жрицы, охраняющей Разум Улья. Когда улью грозит опасность, Флора, неожиданно для себя самой, совершает один храбрый поступок за другим, поднимая свой статус и узнавая зловещие секреты, на которых держится устройство улья.
А когда Флора нарушает священный закон, её инстинкт служить уступает место более сильному чувству: всепоглощающей любви, которая приведёт её к невообразимым последствиям…
Пугающий, но в то же время наполненный ликованием роман Лалин Полл раскрывает перед нами чуждый и одновременно странно знакомый яркий мир. The Bees — захватывающая история о героине, которая отчаянно пытается выжить, а в итоге меняет свою судьбу.
"Пчелы" — это гремящий дебют в духе "Рассказа Служанки" и "Голодных игр", который потрясет ваше воображение.
Книга выходит в формате «Европокет» (формат Paperback, который пользуется популярностью у международных издателей почти 100 лет). Такая книга удобна и функциональна. Она компактнее аналога в твердом переплете и долговечнее «покета»: её мягкая, но прочная обложка разворачивается на 360 градусов и не расклеивается. Кроме того, «Европокет» упрощает взаимодействие с текстом: на широких полях можно делать заметки, крупный шрифт и качественная бумага не напрягают зрение, а клапаны на обложке работают как закладки.
Об авторе
Дебютный роман Лалин Полл "The Bees" («Пчёлы») попал в короткий список премии Baileys Women’s Prize и удостоился американской награды Orion Book Award в 2015 году. Отрывок из него предложен на Всероссийском конкурсе художественного перевода, организованном Британский Советом. Вторую книгу Лалин, где действие разворачивается в Англии, а также Арктике в прошлом и будущем, в 2017 году опубликует издательство 4th Estate.
Дочь индийских иммигрантов, Лалин Полл родилась в Англии. Она изучала английскую литературу в Оксфорде, сценарное мастерство в Лос-Анджелесе, драматургию в Лондоне, и училась на журналиста в Нью-Йорке. Ее пьесы ставили в Королевском национальном театре, а в концертном зале Roundhouse под руководством Лалин прошёл 18-часовой молодежный театральный марафон. Лалин приходилось работать шеф-поваром, помощником фермера и ветеринаром. Она живет с мужем и детьми на южном побережье Англии и пишет в домике в саду.
Пять причин купить
- Роман был номинирован на престижную премию Bailey's.
- Роман сравнивают с «1984» Оруэлла.
- Критики назвали роман одной из важных утопий XXI века.
- Жизнь улья еще страшнее, чем жизнь тоталитарного общества.
- Даже обычная пчела может стать королевой.
Литературный критик «Медузы» Галина Юзефович рассказывает о переводном романе, недавно вышедшем на русском языке.
Фэнтези из жизни антропоморфных животных, прямо скажем, не редкость: героями масштабных саг регулярно оказываются то кролики (как в «Обитателях холмов» Ричарда Адамса), то коты (как в бесконечном подростковом сериале «Коты-воители»), то мыши, белки и прочие мелкие грызуны (как в «Хрониках Рэдволла» Брайана Джейкса). Даже коллективным насекомым уже выпадала честь становиться литературными протагонистами — так, француз Бернар Вербер посвятил целую трилогию муравьям и муравейникам.
Иными словами, поместив в центр своего повествования пчелиный улей, молодая англичанка Лалин Полл не сделала, на первый взгляд, ничего принципиально нового. Тем не менее, «Пчелы» — совершенно оригинальное высказывание, не похожее ни на одну из перечисленных книг. Отказываясь «очеловечивать» своих героев и достаточно вольно интерпретируя научные данные, Лалин Полл создает мир цельный, обманчиво реалистичный и в то же время завораживающе инаковый, а после конструирует внутри этого мира безукоризненно логичную историю.
Флора 717 принадлежит к презренной касте неприкасаемых — и она, и все ее сестры-флоры родились уборщицами. Флоры никогда не покидают улей; в случае опасности ими жертвуют в первую очередь; их роль — выносить отходы, таиться в темноте, довольствоваться самой грубой пищей и терпеть унижения. Однако Флора 717 отличается от своих товарок — она очень крупная, выносливая и уродливая, а еще у нее есть тайна, способная как погубить родной улей, так и спасти его от бед. Начав с самого низа социальной иерархии, Флора делает головокружительную карьеру: становится сначала пчелой-нянькой, а потом и вовсе переходит в элитное подразделение полевок — вольных летуний, снабжающих улей пропитанием. Однако в глубине улья зреет скрытое до поры зло, единство сестер нарушено, и теперь только от Флоры — то ли избранной, то ли проклятой — зависит, выживет их род или погибнет.
Расположенные на стыке социальной антиутопии, прикладной энтомологии, детектива и научной фантастики «Пчелы» — книга, которую начинаешь читать с недоверием, читаешь с нарастающим восхищением, а заканчиваешь, чуть ли не приплясывая от волнения. Героини Лалин Полл (большая часть персонажей — недоразвитые самки), остаются пугающе другими и не похожими на нас, но в то же время вызывают острейшее, почти болезненное сопереживание. Неплохое достижение, учитывая, что речь в «Пчелах» идет о чешуекрылых существах с фасетчатыми глазами и шестью лапками, живущих лишь несколько месяцев и разговаривающих посредством запахов и танцев.
Галина Юзефович, https://meduza.io/
Елена Кузнецова в обзоре «Что мы читали в июле» («Фонтанка.ру») говорит о «Пчелах» как о метафоре тоталитарного общества: «Улей в “Пчёлах” — тоталитарная структура. Покой Королевы-матери охраняют бдительные полицейские, им ничего не стоит уничтожить десяток полёвок зараз или разорвать беззащитную личинку на глазах у свидетелей. У улья есть общий разум, который диктует: “Смиряться, подчиняться и служить”. Ну а тем, кто готов быть послушным, голову кружит наркотический запах Королевы: “Флора глубоко вдохнула аромат, и смятение в ее мозгу сменилось покоем. Тело расслабилось, а сердце наполнилось радостью, ведь это благоухание сказало ей со всей ясностью, что она, Флора-717, любима”.
Пчёл Лалин Полл описывает, хорошо разобравшись в зоологической стороне вопроса. Если вы даже не очень сильны в энтомологии, то узнаете, что у этих насекомых имеются грудные мышцы и головной мозг, что они, как и люди, реагируют на запах феромонов. Но описания выполнены отлично и с художественной точки зрения: “Все ее члены горели, голова вжалась в грудь, а лапки свела судорога, так неистово она пыталась выбраться из темницы, и усилия не пропали даром — одна стенка подалась. Она стала толкаться лапками изо всех сил и почувствовала, как что-то треснуло и разломилось. Она поднатужилась и продолжила скрести, пока не образовалась небольшая дыра, через которую проник свежий воздух”».
Булат Вафин в рецензии «Занимательная апиология, или Взбунтовавшаяся Золушка» («Иностранная литература») отмечает антропоморфность героев «Пчел»: «Полл удалось создать мир, одновременно чуждый нашим человеческим представлениям и узнаваемый. Общение с помощью вибраций, запахов и прикосновений, танцы, указывающие, куда лететь за нектаром, избавление от трутней ради выживания всей колонии зимой, феромоны Королевы, дающие рабочим пчелам энергию, но делающие их неспособными откладывать яйца, — все элементы жизни пчел имеют под собой реальную биологическую основу. При этом насекомые испытывают вполне человеческие эмоции, делая все происходящее на страницах романа еще более убедительным. Пчелы в произведении Лалин Полл антропоморфны ровно настолько, насколько это необходимо, чтобы заставить нас сопереживать им, во всем остальном автор старается следовать научной достоверности (кубки для нектара и напомаженный мех трутней не в счет — общей картины они не меняют).
Впрочем, время от времени граница между реальностью и художественным вымыслом все же угрожающе истончается (действительно ли пчелиная иерархия настолько сложна? Правда ли, что вышки сотовой связи губительно влияют на пчел?), но лихо закрученный сюжет увлекает все больше, не оставляя времени на вопросы. <...>
Роман Лалин Полл заставляет посмотреть на пчел если не с любовью, то, по крайней мере, с любопытством. За политическими интригами и неурядицами улья просматривается наш собственный мир, и удивительная схожесть таких внешне разных сообществ — человеческого и пчелиного — ощущается особенно остро. И в этом, пожалуй, главная заслуга романа».
Валерия Петухова в рецензии «Медовая дистопия» («ПРОчтение») подчеркивает, что роман Лалин Полл отлично вписываются в феминистическую повестку дня: «Больше всего писательницу волнует место женщин в этом обществе. Здесь, в улье, они выполняют лишь обслуживающие функции: приносят нектар, следят за детьми, ублажают трутней. При этом именно они защищают свой дом, рискуют жизнями. Но прав у них нет. И даже самого главного пчелы оказываются лишены — радости материнства. Но что же в этом случае их (кроме половых признаков) отличает от трутней? Есть ли у женщины цель, если она не может иметь детей? И может ли она осознать себя в этом случае? На эти вопросы читателю предстоит ответить самому. <...>
Главной проблемой романа оказывается его вторичность. Темы, поднимаемые Полл, ранее уже оказывались в поле зрения не одного десятка писателей, начиная с Замятина и заканчивая вышеупомянутой Этвуд.
Тем не менее, сказочный нарратив, смысловая многослойность, яркость описаний и простой язык придают тексту легкость, которая позволяет полностью погрузиться в удивительный, пугающий и столь похожий на человеческий мир улья».
Анастасия Завозова в обзоре «20 главных переводных романов 2018 года» («Esquire») находит неожиданные литературные параллели: «Скандалы, интриги, расследования, заговоры, перевороты, религиозный фанатизм, гендерное и классовое неравенство, целование лапок и мед — и это еще не все страшно животрепещущие темы, о которых в своем дебютном романе написала британская драматургесса Лалин Полл. Антиутопию Полл часто сравнивают то с “Голодными играми”, то с “1984”, но она, скорее, понравится тем, кто остался в восторге от “Обитателей холмов» Ричарда Адамса — недоброй истории о том, как кроликам пережить лето и сберечь свой ценный мех. Главная героиня “Пчел” — Флора 717, огромная и — по меркам улья — уродливая санитарная пчела внезапно получает шанс выбиться из своей касты в пахнущие нектаром и маточным молочком высшие круги, но, как выясняется, пчелиный гламур больно жалит, а мед его горек».
Источник: https://krupaspb.ru/