Как правило, занятия лепкой нравятся малышам с самого раннего возраста. Но примерно до 3 лет дети ещё не способны самостоятельно вылепить фигурку из пластилина, они только знакомятся со свойствами пластичных материалов и учатся с ними работать (отщипывать кусочек, размазывать его по поверхности, сминать в ладонях и т.д.). А вот на четвёртом году жизни малышу уже можно предложить попробовать слепить что-то посерьёзнее улитки и плоской тарелочки.
Сначала — сюжет
Итак, скатать из пластилина шарик или колбаску для вашего ребенка уже не проблема. Приёмы "отщипывания" и "примазывания" тоже освоены. Лепить "пятнышки" на божью коровку или пирожки для куклы ему стало неинтересно. Чем же заняться теперь?
Дети в этом возрасте, как правило, уже довольно понятно говорят, знают много сказок. С ними можно обсудить будущую поделку: "Что ты хочешь слепить сегодня? Фрукты? Овощи? Зайку из „Заюшкиной избушки“ или саму избушку? Или машинку?" Стоит только начать! Как только малыш включится в процесс, он сам подскажет, что лепить дальше.
Прелесть домашних занятий в том, что тема не определена заранее (как это бывает в группах на "развивалках"), она зависит только от желания ребёнка, и это помогает дольше сохранить у него интерес к лепке. Провести же дома "занятие по всем правилам", наоборот, совершенно нереально. Малыш не будет слушать маму молча и повторять за ней, как за учителем на уроке.
Так что родителям лучше сначала изучить ВСЕ техники, которым они хотели бы обучить ребенка, и иметь под рукой (но не обязательно на виду) все возможные инструменты для их выполнения, а потом уже звать малыша лепить. Тогда по ходу занятия мама не забудет, как только настанет подходящий момент, предложить сыну или дочке попробовать самостоятельно соединить между собой детали поделки, поработать стекой, печаткой или воспользоваться природным материалом.
Например, когда я лепила с 3-летним сыном, мы начинали почти всегда с того, что лепили (или вырезали формочкой из пластилина) машинку. Потом мы её всячески усовершенствовали (ставили "зимние шины", фары, лепили шофёра, торчащего из окна, делали к ней прицеп или багажник на крыше). Потом малыш решал, куда машинка поедет (на заправку, на рынок, на дачу), и мы лепили соответствующие дополнения (бензоколонку с длинным шлангом, рыночные прилавки с фруктами, сумки, которые нужно отвезти на дачу).
Дочка в том же возрасте больше любила лепить сцены из сказок или просто из жизни. Например, полянку, по которой катится колобок. Мы замазывали кусочек картона зелёным пластилином — это была полянка, сбоку уголок замазывали синим — это ручеёк. На полянке — пенёк для выступлений Колобка, травка, цветочки, деревья. Около ручья камыши, кувшинки. В ручье рыбки, на деревьях птички. Дальше шли сами герои сказки: лиса, заяц, волк, медведь.
Но что бы мы ни лепили, я не забывала обучать детей различным приёмам работы с пластилином.
Какие же приёмы способен освоить ребёнок 3-5 лет?
Лепка простых фигур (столбики, колбаски, шары, овальные формы). Столбики — это ножки грибов, лапы животных, ножки стола или стула. Колбаски — стволы деревьев, сосиски в магазине, стебли и листья (если приплюснуть) цветов, ботва овощей, хвосты животных. Шары — головы животных и людей, яблоки и другие фрукты (чуть вытянуть с одной стороны — груша, с двух — лимон), снеговик, основа для чайника, чашки. Овальные формы — тела людей и животных, овощи (огурец, морковка), рыбы.
Составление фигуры из частей. Первым делом малыш должен научиться выделять эти части. Например, хочет ребёнок слепить зайчика. Спрашиваем: "Что есть у зайчика?" И пусть малыш перечислит: "Голова, туловище, передние лапки, задние лапки, хвостик, ушки, глазки, носик, усы". Если что-то забудет, помогаем.
Дальше обсуждаем, из каких простых фигур будем лепить эти части (туловище — столбик, носик — маленький шарик, усики — тоненькие колбаски или искусственная щетина и т.п.). Можно усложнять поделку (на лапах коготки, ушки двухцветные, на животе "манишка"). Можно фигурку одеть (шапочка, ботинки, сумочка, корзинка, бантики и т.п.).
Обращаем внимание малыша на пропорции фигур и объясняем, как их достигнуть. Например, ребенок хочет слепить поросёнка. Дошли до ножек. У поросёнка все ножки одинаковые, поэтому раскатываем одну длинную колбаску, делим её пополам, потом ещё раз пополам и так получаем четыре одинаковых столбика — ножки поросёнка. А вот у зайчика, например, передние лапки короче задних, поэтому сначала делим колбаску на две неравные части, а потом большую пополам — получаем задние лапы, меньшую пополам — получаем передние.
Одновременно учимся соединять части между собой "примазывая" их друг к другу пальцами или стекой.
Особое внимание следует уделить лепке фигурки человека. Сначала это может быть кукла в длинной шубке (шубка — большой конус, голова — шар, два шарика — кисти рук, две овальные формы — ступни ног, налеп — шапочка с шариком-помпоном). Куклу-мальчика можно слепить, взяв за основу большую овальную форму, на которой стекой нарисовать разделение на рубашку и брюки (штанины тоже прорисовать стекой). Остальные части у куклы-мальчика будут те же (голова, кисти рук, ступни ног, шапочка с помпоном).
Объясните малышу, как добиться устойчивости фигурки (ступни должны быть толстые, как будто в валенках), малыш должен научиться "ставить фигурку на ноги" самостоятельно. Лицо сначала можно прорисовывать стекой, потом лепить маленькие шарики — глаза и рот из тонкого жгутика.
Ещё учимся, вылепив основную форму руками, придавать ей чёткость и создавать мелкие части пальцами: прищипыванием (клюв у птицы, нос у человечка, пирожки, пельмени), вытягиванием (уши у мышки, ноги и уши у толстого поросёнка, голова матрёшки вытягивается из её туловища). Лепим различные полые формы (чашка, юбка, тарелка, колокольчик).
Дополняем различными деталями фигурки, вырезанные формочками для пластилина. При этом сначала обсуждаем с ребёнком, чего не хватает вырезанной фигурке (уточке — глазок, крыльев, ножек; домику — окошек, ёлочке — шишек, бабочке — усиков и головы) и как её можно украсить (бабочке — украсить крылья узорами или налепами; машине — сделать колёса другого цвета и диски на них; звёздочку — украсить, как будто это пирожное). Налепами можно сделать пятна на теле коровы, чешую на рыбе.
Очень важно также научить ребёнка смешивать пластилин, объяснить, в каких пропорциях брать цвета для смешивания, чтобы получались нужные оттенки. Не забудьте отдельно показать, как смешивать цвета, чтобы получились мраморные разводы (для этого пластилин нужно скручивать и растягивать, а не разминать).
Специальные средства
Очень нравится детям, как правило, работать со стеками и другими "инструментами" для лепки. Но этому тоже надо учиться. Соберите свой собственный арсенал, в который кроме покупных наборов стеков полезно включить:
- чеснокодавилку. С её помощью получаются замечательные волосы и бороды для фигурок из солёного теста и глины. Для этого надо просто пропустить кусочек выбранного материала для лепки через чеснокодавилку. Из полученных "макарон" можно делать травку, плести вылепленным куколкам косички или выкладывать причёски из завитков. Стволы деревьев из сплетений «макаронин" тоже получаются очень красивыми и правдоподобными.
А если протереть солёное тесто (или любую другую нелипучую массу для лепки) через сито, то получается совсем мелкая крошка, которая может изображать короткие мужские причёски, серединки ромашек и других цветов, пушистую шёрстку животных (овечек и т.п.), иголочки у ёжика или просто использоваться для декорирования (например, пирожных и тортов). Интересные детали можно получить из солёного теста и с помощью кондитерского шприца с набором насадок.
- различные штампики, с помощью которых вы сможете нанести на поверхность вашей поделки фактурный рисунок. С этой же целью можно использовать рельефные пуговицы (в любом швейном магазине их можно покупать поштучно, так что собрать интересную коллекцию совсем не трудно). Используя штампы, можно украсить узорами платья и другую одежду, изобразить диковинную рыбью чешую или панцирь дракона (динозавра), сделать орнамент на посуде, декорировать поверхность колокольчиков.
- зубочистки, расчёски, трубочки для коктейлей разных диаметров, портновское колёсико для перевода выкроек, колпачки от фломастеров различных диаметров и т.д. Постепенно у вас накопится множество предметов, оставляющих самые разные отпечатки. Зубочистками удобно намечать зёрнышки на ягодах (клубника), моделировать поверхность лимона и морковки, наносить чёрточки на ножки грибов (подберёзовик, подосиновик), рисовать лица людей, мордочки животных, пёрышки, узоры на панцире черепахи. Колпачками от фломастеров удобно рисовать чешую рыб и динозавров. Трубочками для коктейлей — вырезать отверстия в кулонах.
Идеи
Детям очень нравится составлять из вылепленных фигурок композиции: большие объёмные (лужайка, аквариум) и маленькие (бабочка на цветке, тарелка с фруктами). Для этого объединяем разные работы, или повторяем одну и ту же с изменением размера (утка с утятами, кошка с котятами, снеговички водят хоровод), или дополняем (заяц с морковкой, котёнок с клубком, щенок с косточкой).
Подставка для такой композиции может быть плоской (полянка, пруд) или двухмерной (например, горизонтальная поверхность — лужайка с цветами и насекомыми, вертикальная — небо с бабочками).
Продолжайте осваивать технику изготовления плоских панно. Но теперь каждый элемент изображения (голова, крыло, дерево) — это отдельная деталь, а не мозаика из налепов, как в работах малышей 2-3 лет.
Научите малыша сочетать лепку из пластилина и другой материал: у пластилиновой птички может быть хвостик из настоящих пёрышек, у витязя — щит и меч из фольги. Домик на плоском пластилиновом панно может быть выложен из спичек, а чашечки цветов на полянке можно насадить на спичечные ножки.
Девочки обычно с удовольствием лепят украшения (бусы, кулоны, брошки). Мальчику предложите слепить украшения для мамы, сестры или подружки.
Бусины можно лепить разной величины и формы (круглые, квадратные, в виде капли и т.д.). Готовые бусины украсьте стекой и штампами, палочкой проделайте отверстие для ленточки. Если вылепить их из солёного теста или отвердевающей на воздухе массы для лепки и после просушки собрать на нитку, они будут как настоящие!
Объясните ребёнку, как правильно создавать кулон: из шара или овоида, сплющив исходную форму. Можно вырезать кулоны и брошки из пласта теста специальными формочками для пластилина или приготовления печенья. Поверхность кулона украсьте стеками (можно нарисовать солнышко, цветок, рыбку), штампами или налепами (ягодки, цветы) и не забудьте проделать дырочку для ленточки, на которой будет висеть кулон.
Развивайте фантазию малыша. Предложите ему слепить фантастический торт с кучей украшений или космический корабль инопланетян и фигурки самих пришельцев. Летающие тарелки можно украсить кусочками трубочек для коктейлей, скрепками, пуговицами, бисером и бусинами. Пофантазируйте, какие деревья могут расти на других планетах, какие животные — бродить по лесам из этих деревьев. Мальчики также обычно с огромным удовольствием лепят роботов и фантастические машины.
Немного о мотивации
Если ребёнок быстро теряет интерес к занятиям, возможно, оно слишком простое или, наоборот, сложное для него. Поймите причину и усложните или облегчите задание. Например, малыш лепит груши для фруктового дерева или чтобы угостить кукол. Если это для него слишком просто, предложите дополнить каждый плод черенком с листиком. Если вытягивать из шара грушу — сложновато, пусть лепит пока яблоки, но добавляет им румянца налепом из красного пластилина.
Не стоит забывать и о том, что дети 3-4 лет часто неохотно лепят ради самого процесса, их обязательно нужно мотивировать. Предварите занятие рассказом, побуждающим к лепке. Например: "Жила была одна бабочка, она не смогла уснуть зимой. Все цветы покрыл снег, и ей нечего стало есть. Давай слепим цветочную полянку — вдруг она прилетит к нам?" Предложите малышу слепить подарок для любимой игрушки, а она в конце обязательно порадуется.
Еще один прием: взрослый может вылепить первого персонажа самостоятельно, а потом начать играть в него вместе с ребёнком. Для развития сюжета обязательно потребуются ещё предметы, и в процессе игры малыш с удовольствием поможет их слепить.
Всегда ищите способы мотивировать ребёнка доделать поделку до конца (например: "Без иголок ёжик может попасться на обед лисе!" или "У зайчика большая семья. Давай слепим ему корзиночку и наполним её морковками, чтобы всем хватило!").
Занятия лепкой очень полезны для развития мелкой моторики малышей. Они развивают у детей художественный вкус и пространственное воображение. Помогите своему ребёнку полюбить этот вид творчества!
Чубченко Ольга
Источник: http://www.ourbaby.ru/