Стивен Камарата "Воспитание без шаблонов: Научитесь слышать своего ребенка"
С рождением ребенка, и даже в момент планирования рождения ребенка, каждый родитель задумывается о том, как его воспитать? Стоить ли бить ребенка, наказывать, а может быть давать ему полную свободу в познании этого огромного мира? Многие родители по привычке стараются воспитывать детей в соответствии со своими взглядами на жизнь, предполагая, что они неразумны и ничего не знают о мире, поэтому права голоса не имеют. Огромное количество конфликтов вызывает это несоответствие в понимании родителей и ребенка. А кто-то позволяет себе не напрягать свой безграничный ум, и отдает воспитание своего чада в руки интуиции. И они правы. Как раз об этом новая книга Стивена Камарата "Воспитание без шаблонов: Научитесь слышать своего ребенка".
О книге
Сегодня на родителей обрушивается огромный поток информации о том, как именно они должны воспитывать своего ребенка. Развивающие методики, игрушки, детские центры, книги, «эксперты», приложения и устройства — все это преподносят нам как средства, необходимые для воспитания самых умных, здоровых и развитых детей. Родители хотят успеть все, в итоге мы видим вечно недовольных собой взрослых и нервных, лишенных детства, детей. Стивен Камарата, профессор психиатрии и отец семерых детей, уже 25 лет проводит исследования в области детского развития. Он разработал свой подход «интуитивного воспитания», в основе которого лежит внимание к ребенку, удовольствие от общения с ним и естественная реакция на его действия. В этой книге он расскажет о том, как вырастить любознательных и талантливых детей, не поддаваясь влиянию общества, а доверяясь своей родительской интуиции и любви.
Цитата
Прочитав книгу, вы избавитесь от неудовлетворенности и постоянного чувства вины. Вы перестанете думать, что вы никудышные родители, потому что ваш ребенок не записан в десять кружков одновременно, не говорит на нескольких иностранных языках, играет в старомодные мягкие игрушки, а вы понятия не имеете о последней «самой прогрессивной» методике обучения. Вы узнаете, что для правильного воспитания на самом деле требуется немного: любовь, внимание и здравый смысл.
Татьяна Гисич, редактор jv.ru
Почему книга «Воспитание без шаблонов: Научитесь слышать своего ребенка» достойна прочтения
Автор рассказывает родителям, что они уже обладают всеми современными ноу-хау, чтобы «настроить» мозг своего ребенка и на всю жизнь привить ему любовь к открытиям и учебе. И лучше всего они могут подготовить своего ребенка к школе и взрослой жизни с помощью естественного процесса, который он называет интуитивным воспитанием.
Стивен Камарата доказывает, что нельзя «ускорять» развитие своего ребенка, все дети индивидуальны, и их нельзя подогнать под определенные обществом шаблоны.
Из книги родители узнают, как заложить у ребенка основы взрослого мышления. Детский мозг настраивается на размышления и решение задач — а эти качества можно адаптировать к любым знаниям, которые появятся в будущем.
Автор, опираясь на знания из области нейробиологии, рассказывает, насколько естественное общение родителя и ребенка важнее и продуктивнее в плане развития, чем модные игрушки и компьютерные программы обучения.
В книге описаны главные принципы интуитивного воспитания, которые помогут родителям выработать свой гармоничный подход к воспитанию ребенка, основанный на его особенностях развития.
Кто автор
Стивен Камарата — профессор психиатрии в Школе медицины Университета Вандербильта. Он уже более 30 лет изучает языковые нарушения у детей и считается ведущим экспертом США по диагностике и лечению детских психических заболеваний. Как психиатр, Стивен Камарата знает, какой вред наносит детям стремление родителей сделать из них самых умных, самых сильных, самых успешных. Доктор Камарата, отец семерых детей, сторонник теории интуитивного воспитания, когда родители прислушиваются к своим детям, понимают их, а не записывают в десяток кружков и спортивных секций.
Книга Стивена Камарата «Воспитание без шаблонов» посвящена теме детства и воспитания. Автор критикует модные техники раннего развития детей и делает упор на фактор, который часто опускается в современных изданиях по детскому развитию – доверию к родительской интуиции. Автору книги есть что сказать по вопросу развития детей – он ученый, занимающийся данной темой более 25 лет, детский врач-практик и отец семи детей.
Максимальная естественность, и такие незамысловатые вещи как внимание к ребенку (а также подростку), получение удовольствия от процесса общения с ним, - все это С. Камарата называет интуитивным воспитанием. Подвергая критике существующие системы воспитания, которые предлагают один универсальный «рецепт» развития ребенка, автор особо подчеркивает, что интуитивное воспитание – не универсальный и не однобокий метод, а подход, в основу которого положены принципы внимания к ребенку и естественная реакция на его действия, при этом подчеркивается необходимость действовать в зависимости от особенностей ребенка и родителей, с упором на следование подсказкам ребенка. Методики, предлагаемые автором, подойдут и для строгих родителей и для сторонников мягкого подхода к воспитанию.
Всю систему воспитания автор выражает кратко – для оптимального развития его нервной системы нужно немного: любовь и забота, здравый смысл и позитивный взгляд на жизнь. Целью Стивена Камараты является успокоение родителей, озабоченных новомодными техниками раннего развития.
Книгу можно адресовать родителям, которые не хотят, чтобы их страхом за детей манипулировали производители разнообразных обучающихся программ (целью которых является навязывание своей продукции под любым предлогом), тем родителям, которые хотят вырастить физически и психически здоровых детей.
"Воспитание без шаблонов" - это пока что лучшая книга по воспитанию детей из всех, что я читала. Полностью поддерживаю автора, его метод естественного интуитивного воспитания детей.
Целыми днями нас окружает реклама о новых методах и дорогих игрушках, которые сделают нашего ребенка гением. Но вот что-то дети наоборот глупеют от всей этой техники, не уважают своих родителей и двух слов связать не могут. А ведь наши родители постоянно занимались с нами, общались. У нас была одна игрушка, но зато какая! И никто не отупел от того, что не сидел целыми днями в крутых компьютерных и телефонных программах. Мы развивались естественно, мы общались, мы придумывали сотни игр из ничего и постоянно смеялись!
Нет, я не виню технику, она многое упростила в нашей жизни и всегда нужно идти в ногу со временем. Но вот реклама тысячи ненужных вещей для детей меня раздражает. Нам навязывают не эффективные товары, нагло врут, что они помогут ребенку, а мы только успеваем за них платить и считаем, что свой родительский долг выполнили, они научат ребенка всему. Но мы не задумываемся над тем, что эти разрекламированные товары затормаживают развитие наших детей и вреда от них больше, чем пользы.
Так что же делать, как правильно воспитывать своих детей?
Ответ на этот вопрос вы найдете в книге Стивена Камараты "Воспитание без шаблонов". Это не просто книга, с множеством рассуждений. Нет, в этой книге множество доказательств и подтверждений ученых. Здесь нет воды, здесь выделено все самое важное и нужное. Стивен Камарата - психиатр и отец семерых детей! Ему есть о чем рассказать и чему научить.
Так что, дорогие родители, обязательно прочитайте эту книгу!
Как Вы думаете, что нужно для хорошего воспитания ребенка? На самом деле, не так уж и много: любовь, внимание и здравый смысл. Вы считаете себя никудышными родителями? Не понимаете, что Вы делаете не так? В таком случае, книга Стивена Камарата «Воспитание без шаблонов» откроет Вам глаза и научит слышать своего ребенка по-настоящему.
Современный мир обрушивает на родителей множество шаблонов. Всюду можно увидеть утверждения, что ребенок обязательно должен воспитываться по определенной методике, играть с определенными игрушками, посещать специальные детские центры, читать определенные книги, пользоваться конкретными приложениями и так далее. Сложилось мнение, что именно так можно воспитать идеальных детей. Но правильно ли это? А может кому-то все это просто выгодно с экономической точки зрения?
Что получается в результате? Родители недовольны собой и своим чадом. У ребенка несчастное детство и жизнь в сплошном непонимании.
Стивен Камарата написал книгу «Воспитание без шаблонов» как раз для таких случаев. Может быть, не стоит воспитывать своих детей так, как навязывает общество? К примеру, Стивен является отцом 7-ых детей. Он более 25 лет занимается исследованиями в области детского развития. Также, Стивен профессор психиатрии. Именно этот человек разработал понятие «интуитивного воспитания», которое основывается на любви к свои детям, понимании и умении естественно реагировать на все их действия. Стивен утверждает, что только в любви и в понимании можно вырастить воистину талантливую личность.
Книга «Воспитание без шаблонов» Стивена Камарата научит родителей прививать любовь к знаниям у своих детей. Если ребенку начнет нравиться получать новые знания, он будет стремиться делать это самостоятельно. То есть, его не придется принуждать.
Благодаря данной книге, каждый родитель поймет, как научить своего ребенка мыслить по-взрослому. Обычное общение родителей с детьми способно заменить все эти современные гаджеты и компьютерные программы. Интуитивное воспитание – вот настоящий залог успеха.
Отзыв
Современные родители прикладывают как никогда много усилий, чтобы как можно лучше воспитывать своих детей. Они посещают курсы, семинары, читают так много книг, что порой могли бы написать по меньшей мере дипломную работу по педагогике и психологии детского возраста. Однако, почему то проблем в отношениях детей и родителей не становится меньше! А развитие ребенка в итоге вызывает больше вопросов, чем дает ответов — развит не по годам, но в 6 лет все еще ходит в туалет с мамой; читает по-английски, но не умеет играть со сверстниками; решает сложные математические задачи, но невыносим и эмоционально-неустойчив в любом общении.
Почему так происходит? Растут физически их тела, прибавляется лет, развивается интеллект, но в чертах характера современных детей отчетливо видно психо-эмоциональное застревание где-то в промежутке между 1.5-2 годами! Любая неравномерность в развитии вызывает массу проблем! И если нарушения на физическом уровне мы легко видим и понимаем какой огромный дисбаланс они вносят в жизнь ребенка, то дисбаланс внутренний заметить бывает сложнее, особенно когда все большее количество детей имеют одни и те же проблемы, тогда маме кажется, раз у многих так, значит все нормально? Вот только отношения с ребенком все сложнее и конфликтнее, вот только почему-то теряется в них тепло и близость, уходит радость из материнства, уходит мотивация и детское любопытство у самого ребенка.
Информационная перегрузка, которой сегодня оказываются подвержены все дети, уже в первый год-два жизни получают такую массу информационного потока, с которым раньше ребенок не сталкивался и за 5-7 лет жизни. Поток обрушивается на незрелую нервную систему современного ребенка зачастую хаотично, ускоряя интеллектуальное развитие за счет стимуляции когнитивной (понимание) сферы. А вот энергии, опыта для эмоционально-личностного развития оказывается недостаточно. Я уж не говорю о случаях, когда родители активно используют с рождения методики раннего развития в любых их вариантах. Вот и получаем мы таких «головастиков» не умеющих регулировать свои эмоции, не понимающих себя и других, постоянно напряженных, утомленных, готовых сорваться в истерику от малейшего пустяка. А еще раннее интеллектуальное развитие, опережая психическое, создает у ребенка много тревоги и страха перед внешним миром.
Когда родители хотят сделать своего ребёнка самым умным, дать ему как можно больше знаний и ни в коем случае не упустить «критических периодов» в его развитии, это стремление часто ведёт их по ложному пути. Вместо того, чтобы прислушиваться к детским потребностям, они руководствуются отвлечёнными правилами и теориями.
Но лучшее воспитание в младшем возрасте — то, которое обходится безо всяких теорий. Это убедительно доказывает профессор психиатрии Стивен Камарата, который считается одним из ведущих специалистов США по диагностике и лечению детских психических заболеваний. В своей книге «Воспитание без шаблонов: Научитесь слышать своего ребёнка» он утверждает:
"Основная задача родителей — проявлять внимание к ребенку и адекватно реагировать на его запросы. Занимаясь повседневными делами и следуя за подсказками своего малыша, вы даете его мозгу всё необходимое для развития."
Не нужно заботиться о «правильности» воспитания согласно придуманным кем-то критериям. Хорошим родителем может быть любой, кто прислушивается к потребностям своего ребёнка и уделяет ему достаточно времени. Наиболее естественное воспитание и будет наиболее эффективным.
Очень понравилась статья на Мел: "5 заповедей интуитивного воспитания. Почему не нужно пытаться вложить в ребёнка как можно больше знаний в раннем возрасте"
Иногда воспитание детей похоже на соревнование: «Мой ребёнок заговорил в год и два месяца!» — «А мой в год!». Стивен Камарата, профессор психиатрии из Университета Вандербильта, в своей книге «Воспитание без шаблонов: Научитесь слышать своего ребёнка» опровергает связь между ранним развитием и умом. Опираясь на последние открытия нейробиологов, Камарата доказывает: простые и бесполезные занятия с ребёнком — самые полезные для его мозга. Это и называется интуитивным воспитанием.
Родители склонны переживать, если ребёнок не научился ходить, говорить или читать к определённому критическому возрасту — и это якобы признак отсталости. Однако границы нормы гораздо шире, чем кажется. Отставание — это диагноз, который может поставить только грамотный врач. Иногда задержка развития речи даже свидетельствует о неординарных способностях.
«Многие гении не говорили до двух лет или даже дольше, начиная с того же Альберта Эйнштейна, который не говорил по крайней мере до трех лет, — пишет Камарата. — Среди других высокоинтеллектуальных и одарённых личностей, поздно начавших говорить, можно назвать лауреата Нобелевской премии по экономике Гэри Бекмана, знаменитого математика Джулию Робинсон и физика Эдварда Теллера».
Есть и обратный пример. Вундеркинд Уильям Сайдис. Он родился в Нью-Йорке в 1898 году. В два с половиной года Сайдис читал газеты, в 11 лет поступил в Гарвард, а в 12 — уже читал лекции по высшей математике. Но великим учёным он так и не стал, всю жизнь бегал от репортёров и полиции и умер в безвестности в 46 лет. Так что между ранним развитием и интеллектом во взрослом возрасте связи нет. И уж тем более её нет между ранним развитием и счастливой жизнью.
Мифы о критическом периоде в развитии ребёнка
Всем известно, что мозг ребёнка развивается только до определённого возраста. Нужно успеть до трёх (пяти, десяти) лет впихнуть в детей как можно больше навыков пока не поздно. Это полная ерунда. За десятилетия повального увлечения ранним развитием количество гениев на Земле не увеличилось. Выдающиеся люди, такие как Стив Джобс и Билл Гейтс, не раз критиковали образование, заставляющее заучивать всё больше фактов и решать всё больше однообразных задач.
Далеко не у каждого навыка есть критический срок появления. Развивать слух и зрение нужно действительно с первых дней жизни ребёнка, а вот решать математические задачи можно научиться и во взрослом возрасте.
Попытки искусственно ускорить развитие ребёнка ведут к нарушению естественного развития
Ещё 40 лет назад профессор педагогики Луи Нельсон доказала, что попытки ускорить развитие приводят к краткосрочным преимуществам, не сохраняющимся надолго. А дети, которых раньше времени пытались чему-нибудь научить, быстро теряют интерес к учёбе.
Как пишет Стивен Камарата, развитие ребёнка устроено идеально последовательно. «Воспитывая детей, мы должны стремиться, чтобы их мозг стал взрослым к окончанию школы, примерно в 17 лет. Но обучение будет успешно продолжаться и дальше. Нет абсолютно никаких причин для паники, если развитие ребёнка не завершится к трём годам. Наука нейробиология подтверждает: у мозга будут все возможности для развития в следующие десять и более лет».
Сегодня сотни производителей выпускают обучающие программы, видео, игрушки для ускорения развития мозга. Якобы их действие основано на открытиях нейробиологов, а эффективность доказана экспериментально. Камарата описывает, как производители не раз признавали в суде, что всё это не более чем рекламные уловки.
В 2010 году Ассоциация психологических наук (Association for Psychological Science) провела исследование, в котором обучение с помощью DVD сравнивали с естественным обучением. Результаты были опубликованы в статье «Действительно ли дети учатся с развивающими программами?» (Do Babies Learn From Baby Media?). Выяснилось, что «дети, которые в течение месяца смотрели DVD, выучили столько же новых слов, сколько дети из контрольной группы». Лучшие результаты в обучении были достигнуты без всяких развивающих видео: когда родители учили детей новым словам во время повседневной деятельности.
Любая игра, разговор или чтение с ребёнком развивают способности гораздо лучше, чем умные программы
Даже улыбка матери и объятия правильно настраивают мозг. Например, когда мать держит грудного ребёнка на руках и ласково разговаривает с ним, её слова, которые малыш пока даже не понимает, закладывают восприятие речи. Одновременно мозг ребёнка настраивается на специфические интонации родного языка.
Другой пример: отец строит пирамиду, ребёнок её разрушает. Выглядит скучно и бессмысленно, однако эта простая игра закладывает основы эмоциональных связей между отцом и ребёнком. К тому же, когда отец изображает испуг и хватается за голову, ребёнок учится понимать юмор.
В этом и есть суть интуитивного воспитания: прислушиваться к своему внутреннему голосу, тратить на ребёнка больше времени, чем денег, и больше нежных чувств, чем наставлений.
5 заповедей интуитивного воспитания
1. Родители должны знать: не существует универсального стиля воспитания или обучения. Даже у родных братьев и сестёр бывают разные темпераменты и потребности. Родители должны придерживаться своей системы ценностей, но уважать индивидуальность ребёнка.
2. Родители должны быть терпеливыми и знать: в их распоряжении 18 (или даже больше) лет, чтобы направлять развитие ребёнка. Не надо поддаваться желанию ускорить развитие или впихнуть «знания» в голову ребёнка, до того, как он будет готов к этому.
3. Родители должны закладывать у ребёнка основы взрослого мышления. Им надо научить детей избегать обманных схем «быстрого обогащения». Детский мозг настраивается на размышления и решение задач, а эти качества можно адаптировать к любым знаниям, которые появятся в будущем.
4. Родители знают: ребёнок должен ошибаться, чтобы научиться чему-либо.
5. Родители гордятся своим ребёнком и с удовольствием общаются с ним, независимо от его темперамента и стиля обучения. Девочки и мальчики понимают: их мамы и папы помогут им, если надо. Но вообще-то, от них ждут самостоятельного решения проблем.
Источник: http://mel.fm/
Современные родители очень образованы и кажется, знают все об интеллектуальном развитии ребенка. Мамы в поликлинике, в песочнице, в социальных сетях постоянно обсуждают кто уже…научился считать, писать, читать, кто еще не… и когда уже давно пора, а то… Летают цитаты, ссылаются на источники, блещут методологией развивающих методик! Но, оказывается, что практически ничего не известно о фазах развития личности.
Если Вы хотите восполнить этот пробел и узнать больше о природных фазах развития личности ребенка, о задачах мамы и папы на каждом из этих этапов, об ошибках и сложностях, с которыми нам приходится сталкиваться на этом пути, а так же о возможностях все же помочь нашим детям выйти в самостоятельность и построить с ребенком работающие, теплые и здоровые отношения, прочитайте книгу Стивена Камарата "Воспитание без шаблонов: Научитесь слышать своего ребенка".
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников.
Информация используется исключительно в некоммерческих целях.
Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию,
пожалуйста, сообщите об этом.