Я б в художники пошел... Зачем детям рисование

Все дети рисуют. Но зачем ребенок берет в руки предложенный ему карандаш, что им движет, когда он просит дать ему рисовальные принадлежности снова и снова и с удовольствием с ними возится? Куда движется он сам, к чему хочет и может прийти? И, главное, что делать с этой страстью нам, взрослым?

Суть рисования

Дети начинают пробовать свои силы в рисовании в разном возрасте, обычно тогда, когда могут уже более или менее уверенно держать в руке кисточку, карандаш или фломастер. Обычно этот период приходится на возраст от года до трех лет, хотя изредка ребенок может оказаться равнодушным к предложенным ему краскам примерно лет до четырех, но не позже.

Первое время ребенок просто очень радуется тому, что карандашом или кисточкой можно оставлять какие‑то следы, превратить белую бумагу в разноцветную. До трех лет для него важнее всего возможность оставить свой отпечаток — авторский след, если говорить взрослым языком. Начинающему живописцу лучше выдавать по одной краске. Оптимально подойдет гуашь в банке: она дает очень яркие, насыщенные оттенки. У ребенка появляется возможность как следует рассмотреть, запомнить, прочувствовать один конкретный цвет. Постепенно можно давать ему по два, затем по три цвета, по‑разному их комбинируя.

В возрасте до трех лет очень полезны занятия с пальчиковыми красками, которыми нужно рисовать руками. Они развивают мелкую моторику рук, что положительно сказывается на развитии интеллекта и артикуляции.

После трех лет в творчестве появляется предметный рисунок: маленький автор уже ставит перед собой задачу изобразить какие‑то предметы окружающего мира и людей. На этом этапе и появляется рисунок человека, который является довольно достоверным показателем уровня интеллектуального развития ребенка.

Итак, зачем же самим детям нужно рисование? Известно, что человек около 80 % всей информации о мире получает посредством зрительного восприятия. Малыши еще плохо владеют речью, но в то же время должны усваивать много новых знаний об окружающем мире. Усвоенной информацией нужно делиться со старшими и сверстниками. В итоге дети выбирают рисование как способ не столько творчества в нашем, взрослом понимании этого слова, сколько как способ взаимодействия с миром. Рисующий ребенок создает зрительный образ. Этот образ и есть самый доступный для него способ передать свои мысли, отразить реальность и в процессе создания изображения переосмыслить ее.

По особенностям художественного творчества ребенка, особенно дошкольника, можно отследить его психическое состояние в настоящий момент. Например, насколько уверенно он ощущает себя в этом мире, есть ли тревожность, мучает ли малыша какой‑то страх? По изображению на рисунке семьи определяется, каким ребенок видит свое место в ней и какими — остальных ее членов. По картинкам можно также определить уровень его интеллектуального, эмоционального и психического развития. Увы, некоторые проблемы в этих сферах могут быть не очень очевидны для неспециалиста при простом наблюдении за поведением.

Другое традиционное художественное занятие для детей — это лепка из пластилина. Как и рисование, она развивает мелкую моторику, которая, в свою очередь, влияет на интеллект и артикуляцию. Нельзя забывать также и о том, что подобное развитие моторики является важным этапом подготовки рук к обучению письму в начальной школе.

Любой вид художественного творчества отлично развивает детскую фантазию. Большинство людей (около 70 %) визуалы, поэтому создание зрительных образов в раннем возрасте влияет на творческое начало в целом. При этом совершенно не имеет значения, в какой сфере потом юный творец найдет себе применение — в художественной, музыкальной или же в области изящной словесности.

Рисование разносторонне развивает ребенка, и в процессе создания картины он вынужден уточнять свойства окружающих предметов: что больше, а что меньше? Что расположено дальше от него, а что ближе, и как это передать? Какого цвета изображаемые предметы?Любая творческая деятельность связана с эмоциями. Если ребенку нравится результат, если он доволен получившимся, ему это приятно. Иногда он может огорчаться, если что‑то не выходит. Это заставляет его задумываться о причинах неудачи, делать выводы на будущее, искать способ сделать в следующий раз по‑другому.

115269.jpg

Полезны и групповые занятия рисованием. Глядя на работы других, ребенок начинает обращать внимание на детали, подмеченные его ровесниками, но упущенные им самим, и таким образом обогащает свое представление о мире. Это тоже своего рода форма обмена информацией и впечатлениями между детьми, а совместное рисование и коллективный просмотр работ превращается в обмен мыслями.

Поскольку художественное творчество практически всегда означает занятия за столом и требует сосредоточенности в течение определенного периода времени, оно делает ребенка более усидчивым. Следовательно, рисование и лепку можно рекомендовать гиперактивным детям или тем, кто страдает дефицитом внимания.

Не только рисунки

Когда говорят о детском художественном творчестве, обычно подразумевают именно рисование, реже лепку из пластилина. Однако этим виды визуального творчества не исчерпываются. Сюда вполне можно отнести, например, создание поделок из природных и других подручных материалов, бумажные игрушки, аппликацию. Что касается лепки, то современные производители материалов для детского творчества предлагают в качестве материалов для нее не только традиционный пластилин, но и полимерную глину, в том числе и застывающую на воздухе, гипс для создания барельефов, которые потом нужно раскрашивать, разноцветный песок для картин. В последние годы в России набирают популярность такие виды творчества, как квиллинг (объемные аппликации из свернутых узких полосок разноцветной бумаги), оригами (национальное японское творчество, складывание бумажных игрушек), скрапбукинг (оформление фотоальбомов, блокнотов и открыток разного рода аппликациями). Конечно, детям непросто заниматься некоторыми из них. Например, для квиллинга очень важна отлично развитая мелкая моторика, и малышу может быть трудно удерживать в руках и правильно приклеивать эти свернутые улиткой узкие бумажные полоски, которые так и норовят развернуться в самый неподходящий момент… Но не спешите унывать: в некоторых видах творчества существуют направления для детей. Например, мастера скрапбукинга ведут специальные мастер-классы, рассчитанные именно на маленьких учеников. А чем старше ваш ребенок, тем больше видов художественного творчества становится ему доступно.

Конфликты поколений

Художественное творчество, увы, может оказаться причиной недопонимания в отношениях между родителями и детьми. Что же может чаще всего стать причиной недовольства старших?

Во-первых, негативную реакцию вызывает грязь в самом широком смысле слова — обрезки бумаги, клей, «бесхозные» кусочки пластилина, которые непросто потом отдирать от ковра или шерсти домашних животных. Рекомендуется с самого начала приучать ребенка аккуратно организовывать свое рабочее место. Обеспечьте чадо клеенкой или куском оргстекла, чтобы стол не оказался закапан клеем или красками, а также, если нужно, сухими и влажными салфетками. Для юных любителей акварели сейчас есть стаканы-непроливайки со специальной крышкой, через которую вода не выливается, даже если ребенок случайно опрокинет такой стакан.

Во-вторых, родителей может тревожить, что ребенок уделяет творчеству, как они считают, слишком много внимания. В таком случае давать советы непросто, потому что понятие «слишком много» очень размытое. Пожалуй, с уверенностью говорить о том, что ребенок чересчур много рисует, клеит или лепит, можно лишь тогда, когда он, увлекшись творчеством, не успевает или вообще забывает сделать уроки, вовремя лечь спать или выполнить свои нехитрые домашние обязанности. В таком случае родители должны не ругать, а помочь ему и подсказать, как оптимально организовать свое время, чтобы все успеть.

7858.jpg

В-третьих, проблемой может быть плохое, по мнению родителей, качество получающихся произведений. Здесь нужно быть очень осторожным и деликатным. Если вы сами не оканчивали художественную школу, никогда не занимались рисованием или лепкой сколько‑нибудь серьезно, не торопитесь с выводами и тем более с высказыванием их вслух. Обидеть ребенка, заставить его испытывать чувство вины за свое неумение рисовать, «как большие дети», легко. Гораздо сложнее потом исправить причиненный его психике ущерб и вернуть утраченное желание творить. Особенно обидно, если это произойдет не потому, что строгий критик указал на объективные недостатки произведения, а потому лишь, что он сам недостаточно компетентен в данном вопросе и раскритиковал то, что не соответствует его представлению о том, как правильно.

Конечная цель

И наконец, главный и самый сложный вопрос: что будет дальше с юным творцом и как родители могут ему помочь в дальнейшем развитии? При виде симпатично выполненных детских рисунков люди обычно заявляют, что у ребенка есть талант, который надо развивать, и рекомендуют родителям отдать маленького художника в студию или художественную школу. Действительно ли это нужно ребенку? По мнению педагогов, в большинстве случаев да. Для художественного творчества, которое приносит радость тем, что ты можешь передать на бумаге образ именно так, как хотелось, ребенку зачастую нужны знания, умения и навыки, которых у него нет и которые он не может освоить сам, без помощи взрослых. Поэтому студия — универсальный вариант практически для любого ребенка, которому интересно рисовать, лепить, делать поделки.

Художественная школа — более серьезное учебное заведение. В идеале конечная цель обучения в ней — подготовка к поступлению в художественное училище или вуз. Для поступления нужна подборка работ ребенка, сделанных дома, а также прохождение творческих экзаменов. Приемная комиссия оценивает навыки рисования в академической манере. Если у ребенка их нет, но явно присутствуют способности, вам могут предложить заниматься год в платной подготовительной группе, которая и выведет маленького ученика на нужный уровень.

Учиться в такой школе непросто. Даже если в младших классах детям часто дают свободные задания на развитие творческой мысли, со временем занятия все больше и больше приближаются к серьезной работе: не меньше стольких‑то зарисовок в неделю, объемные задания на каникулы…

Не все дети, окончившие художественную школу, в итоге решают идти в профильный вуз и вообще посвящать жизнь творчеству. Впрочем, если подросток решит стать профессиональным художником, а с поступлением в художественную школу вы опоздали, не спешите отчаиваться: ее диплом не является обязательным условием поступления, нужно, прежде всего, хорошо сдать творческие вступительные испытания. А сделать это можно, и имея за плечами занятия с индивидуальным преподавателем или в студии. От преподавателей высших учебных заведений можно услышать мнение, что из серьезных студий выходят абитуриенты с более высоким уровнем, чем из художественных школ. Это может объясняться тем, что в школе жесткая программа, в то время как в студии есть возможность не посвящать лишний месяц отработке приема, который у ученика и так на хорошем уровне, а двигаться дальше и больше времени уделить чему‑то сложному.

К сожалению, у серьезного обучения живописи, рисунку или скульптуре есть один подводный камень — очень большие финансовые вложения. Если для занятий в студии обычно хватает простенького набора акварельных красок, нескольких графитных карандашей и бумаги, то для серьезной работы, для отработки разных техник будет нужно все больше и больше профессиональных материалов, которые весьма недешевы.

Как разглядеть в детских «каляках-маляках» следы большого дарования, которое обязательно надо профессионально развивать? Если родители не имеют отношения к изобразительному искусству, сделать это им очень сложно, практически невозможно. В таком случае имеет смысл обратиться за консультацией к специалисту, но на этот раз не к психологу, а к педагогу-художнику.

Бывают случаи, однако, когда ребенка точно не стоит никуда отдавать — прежде всего, если вы уверены, что он быстро перегорит и потеряет интерес к работе на результат. Возможно, впрочем, что обучение рисованию нужно просто отложить на пару лет, чтобы будущий ученик дозрел до систематических занятий.

Могут ли родители сделать самостоятельно что‑либо для художественного воспитания своих детей? Конечно, могут. В этом деле вам помогут альбомы репродукций картин, особенно старой доброй классики — шедевров русских и европейских мастеров живописи. В наше время есть специальные издания репродукций, собранных для детей по тематическому признаку. Такое воспитание важно для любого ребенка, даже не отличающегося талантами в области искусства. Знакомя детей с шедеврами мировой живописи, мы расширяем их кругозор, показываем, как жили, что делали и во что одевались люди ушедших эпох, а также, что особенно важно, задаем им эталоны прекрасного.

Автор: Курская Вера

Журнал: №6 (56) 2013 г., http://www.vinograd.su/



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.






Яндекс цитирования