Даже у самых маленьких ползунков есть огромный интерес к тому, что физики называют количеством и плотностью вещества. Это знает любая мама, которая хоть раз пробовала дать своему малышу есть пюре или кашу самостоятельно. Больше всего они любят возюкаться и размазывать все, что хоть как-то пригодно к размазыванию.
Как правило им это не разрешают, а если и разрешают, то без особого восторга. Только очень продвинутая мама отчетливо понимает, как это размазывание полезно для общего развития малыша в целом, и для интеллектуального развития в частности.
А материалы для лепки - это то, что официально разрешено размазывать.
У городского ребенка, растущего без личной песочницы, в нашем климате, где полгода на дворе слякоть, а полгода снежная крупа накапливается значительный сенсорный, осязательный голод. Ребенку мегаполиса страшно не хватает того, что можно щупать и перебирать, пересыпать и размазывать руками.
Поэтому я считаю, что лепить просто необходимо. И не менее полезно играть с крупой. Но об этом чуть позже.
Главное практическое препятствие для начала лепки простое - малыш ведь все тянет в рот. И сделать с этим ничего нельзя. Даже и пытаться отучить ребенка тянуть в рот все, что попало ему в руки вредно. Для его интеллектуального развития.
Дело в том, что начиная с 3,5-4 месяцев и фактически до 2 лет (т.е. до того времени, когда у ребенка сформируется фразовая речь) рот - это главный инструмент исследования и познания ребенком окружающего мира. Он не поймет, что это за вещь, если основательно ее не оближет и обсосет. Обычно после полутора лет, когда появляются отдельные слова, с этим становится чуть спокойней. Но тем не менее каждую новую и действительно интересную вещь малыш обязательно потянет в рот.
То есть, давая тесто, пластилин или глину вы должны быть абсолютно готовы к тому, что первым делом все это окажется во рту.
И этот факт не препятствие для начала лепки.
Вообще, маме полугодовалого младенца следует разобраться со своим отношением к «грязи». Маленькие детки от 6 месяцев до 3 лет - это маленькие поросятки. И то, что малыш обожает влезть руками во всякую бяку, совершенно не означает, что он вырастет неопрятным и неаккуратным.
Более того, существует закон в психологии развития.
Закон таков: если какая-либо базовая потребность развития ребенка полностью и вовремя удовлетворена - она проходит, не оставив следа. А вот если на пути удовлетворения этой базовой потребности были какие-то преграды - то она закрепится, останется и пойдет с человеком во взрослую жизнь. Либо может возникнуть травмирующий, невротизирующий страх запрещаемого.
Приведем примеры:
Если ребенка очень строго и настойчиво станет приучать к чистоте авторитарная бабушка или няня, и делать она это станет эмоционально, ругая и сетуя на малейшее пятнышко каши на столе и одежде - у малыша может возникнуть панический страх любых пятен (не только тех, которые сотворил он сам) и грязи.
Такой ребенок не станет с радостью лепить и рисовать.
Всегда по отношению малыша к своим ручкам, испачканным красками, можно судить о том, насколько строго ребенка приучают к чистоте.
Большая строгость - меньшая спонтанность и способность к творчеству.
Запомните, пожалуйста, что возраст приучения к чистоте, которая не во вред, а на пользу наступит позже - между 2 и 3 годами. Тогда ребенок легко и с радостью усвоит многие социальные нормы - и эту в частности - что нужно есть чисто и аккуратно, и вообще не пачкаться. В голове у него сформируется к тому времени соответствующая интеллектуальная категория, и ему вообще будет приятно и интересно многое делать как все.
В общем - «каждому овощу свое время».
В год вопрос собственной чистоты и аккуратности малышу еще не интересен и просто недоступен.
Хотите - верьте, хотите - нет.
Условия занятий и настрой мамы:
А для того, чтобы начать заниматься с ребенком лепкой или любым другим прикладным занятием нужно настроиться на то, что будет много грязюки. Если вы морально к этому не готовы - то можно и не начинать. Невротическая установка по отношению к чистоте может на многие годы отбить у ребенка охоту к творчеству. Уж лучше подождать, когда найдется какой-нибудь специалист по раннему развитию, спокойно относящийся к творческому беспорядку.
Даже нанимая няню к малышу от полугода до 3, очень рекомендую в точности узнать, какие у нее взгляды на чистоту. И если няня - сторонник стерильности- нужно очень хорошо подумать, чего от этой установки будет больше - вреда или пользы.
1) В общем, выбирая место для занятий с ребенком, нужно прежде всего думать о том, где вам будет проще всего устранять побочные последствия его творчества. В стандартной квартире лучше всего подходит кухня.
2) Все то, что вам может понадобиться при рисовании, лепке и других занятиях, а также то, что нужно для устранения последствий должно лежать под рукой, а не на десятой полке в пятом шкафу. Особенно всякие тряпки и влажные салфетки.
3) Очень важно с маленьким ребенком аккуратно встраивать все занятия и мероприятия в его режим дня. Тут правильно подобранный момент - половина успеха. Малыш должен быть сыт и не слишком утомлен. А что касается мамы - то она не должна никуда спешить и опаздывать. Если вам через 15 минут выходить на прогулку - то лучше ничего и не начинать, так как вы и сами станете дергаться, и ребенка задергаете.
4) Нельзя сердиться на малыша, если он по ходу занятий делает что-нибудь не то! Ребенок лучше всего воспринимает даже не содержание занятий, а настроение мамы. И если он запомнит, что когда мы лепим - мама сердится, он не будет любить лепку, так как это занятие станет ассоциироваться у него с плохим маминым настроением.
Очень важно с большим вниманием и благоговением относиться к работам малыша.
Понятно, что то, что малыш сотворил своими маленькими и не очень умелыми руками может не вызывать у родителей никакого восторга. Особенно папы по началу никак не могут включиться в специфику детских работ.
Могу вам сказать, что если родительского восторга не будет, то и успехов в творчестве у малыша будет немного.
Именно родительским восторгом движутся детские начинания.
Поэтому, если хотите, чтобы ребенок действительно любил рисовать и лепить - постарайтесь увлечься этим занятием сами. На своих семинарах я подбираю техники так, чтобы и малышу было доступно, а главное, чтобы маме нравилось.
Если какая-то из техник понравится маме - дело почти сделано. Такая мама обязательно дома захочет попробовать еще раз сделать ту же поделку, ну и конечно ребенка рядом с собой посадит.
Спокойное отношение к грязи: очень спокойное отношение к грязи! Да это и не грязь вовсе - это следствия творческого процесса. Ребенок познает мир руками - и чем , на взрослый взгляд, грязнее, тем ребенку интереснее и полезней для общего интеллектуального развития.
Если, понимая все сказанное выше, вы все равно переживаете с необъяснимой для самих себя силой - значит дело скорее всего в вашем собственном детстве, и отношении к грязи тех людей, которые вас воспитывали.
Если вы действительно очень расстраиваетесь, когда пачкается сам ребенок, или то, что на нем надето - попробуйте поработать со своими детскими воспоминаниями, а если ничего не вспомнится - лучше передоверьте рисование и лепку кому-нибудь более в этом отношении спокойному.
Для маленького ребенка без грязи нет творчества, и более всего годовалые дети уважают боди-арт.
Так что для занятий с ребенком точно не подойдет гостиная с белым ковром и кремовым диваном - ее ведь потом так сложно отмывать, что мама уж точно не будет спокойна.
Есть замечательный автор - Елена Макарова. В своих книгах «В начале было детство», «Освободите слона» она мастерски описала процесс детского творчества. Тем, кому действительно интересна данная тема, очень советую эти книги найти и прочитать.
Итак:
• Спокойное отношение к грязи
• Удобное место для занятий
• Раздетый или одетый в то, что не жалко малыш
• Отсутствие нервозности и спешки со стороны мамы
• Живая заинтересованность в «продуктах творчества»
• Бережное отношение к поделкам
• Внимание со стороны других взрослых в семье.
• Помните, что ребенок в этом возрасте совсем не понимает критики.
• Настрой мамы.
Мамино отношение ко введению любых новшеств в жизнь годовалого и двухлетнего ребенка вообще должно быть очень спокойное - ребенку вполне может ваша затея не понравиться или показаться неинтересной. И это ничего не значит. Лучше всего попробовать снова через несколько дней.
Приступая к любым занятиям с ребенком младше 3 лет, не забывайте о том, как недолго он может оставаться сосредоточенным. Как правило, малыши в возрасте от года до полутора способны концентрировать внимание на 2-3 минуты. Всего на 2-3 минуты! Так что, если вы очень старательно готовились к тому, чтобы с ребенком порисовать или полепить, а он удостоил вас и ваши приготовления своим вниманием на 2-3 минуты - не расстраивайтесь - ваше занятие состоялось.
Чем старше будет ребенок, тем дольше сможет он заниматься одним и тем же делом.
Например, трехлетний ребенок вполне может с интересом чем-то заниматься 10-15 , а то и 20 минут.
Хотя, конечно же, существуют исключения. И бывают дети, которых просто невозможно оторвать от красок или лепки. Таких, как правило, не больше 10-15 процентов.
Крайне важно не удерживать ребенка силой.
Помните - убегая от стола с пластилином, ваш ребенок не капризничает и не вредничает. Он просто не может еще надолго концентрировать внимание.
И важно тут не принуждение, а тренировка способности сосредотачиваться на чем-то одном. Причем, желательно, чтобы тренировка эта была каждодневная.
Если вы стараетесь, а ребенок ваш все-таки убегает и решительно не желает втыкать крупу в пластилин , самый надежный способ продолжать заниматься этим полезным и развивающим делом самой. Дети так устроены, что им интересно все, во что действительно вовлечена мама.
Не надо перегружать. Дети быстро устают. Продолжительность занятий будет постепенно сама расти - когда нервная система малыша дозреет.
Основные принципы:
- Каждый ребенок выбирает из предложенного то, к чему он более способен. Кто то не любит лепить, зато от рисования не оторвешь.
- Для ребенка все его прикладные занятия, в хорошем случае, неотрывны от понимания мира и являются одним из главных средств (помимо игры) для отражения того, что он понял и прожил. Только в этом случае достигается цель. НО до появления фразовой речи во всех прикладных занятиях малыш только знакомится с материалом, так же как и со всем миром вокруг. Любое занятие в этом возрасте - развивающее.
- Ранний академизм вреден: дети склонны перенимать шаблоны, и на многое готовы ради маминого одобрения.
- Творческие способности развиваются, когда нет единственно заданного способа что-либо сделать, но сам материал подталкивает к экспериментированию.
- Нужно подчеркивать своеобразие работ ребенка, говорить: смотри, как у всех по-разному. Но потом, ближе к 4 годам наступает возраст, когда пора отдавать в ученики.
- Нужно хорошо представлять себе возрастные возможности ребенка и не требовать от него недостижимого.
Чего детки не могут в этом возрасте (как минимум до 3-х):
Долго фиксировать внимание.
Делать 2 дела одновременно (не сформировано 2-х канальное внимание)
Сидеть спокойно на месте, долго удерживать одну позу.
Понимать то, что непосредственно не относится к их личному опыту. Все должно быть наглядно.
Действовать полностью целенаправленно, достигать какого-то результата. Рисовать по замыслу.
Материалы, из которых можно лепить с маленьким ребенком :
Разные пластические материалы, их преимущества, особенности и трудности в обращении с ними .
Есть разные материалы для лепки.
Мы с вами, родители, по нашему детсадовскому детству, знакомы только с пластилином (может быть, кому-то и повезло, и был хороший педагог на студии, и лепили из глины).
Перечислим их: пластилин, мягкий пластилин, глина, соленое тесто, воск, пластика.
У каждого из этих материалов есть свои достоинства и недостатки, а вернее, у каждого материала своя специфика.
На мой взгляд, лучший материал для начала лепки с маленьким ребенком - соленое тесто.
Преимущества: данный материал абсолютно экологичен. Его спокойно можно брать в рот .
Кроме того, тесто - самый мягкий и пластичный материал. Ведь у годовалого ребенка ручки достаточно слабые, и твердый пластилин ему очень сложно разминать.
Соленое тесто:
Рецепт: 2 части муки, 1 часть мелкой соли, 2-4 столовые ложки растительного масла, горячая вода.
Соль растворить в минимальном количестве горячей воды. Замесить солевым раствором крутое тесто, положив муки «сколько тесто возьмет», добавить растительное масло.
Такое тесто может храниться в холодильнике в закрытом пластиковом контейнере до 3 недель. Но есть одна тонкость - после нескольких часов стояния оно становится более жидким, и муки соответственно надо добавить.
Очень важно, чтобы соленое тесто не прилипало к рукам. Испачканные ручки могут отбить охоту лепить.
После работы с соленым тестом нужно хорошо промыть руки ребенка водой или влажными салфетками. Тесто содержит большое количество соли, и следы соли на ладошках могут возбуждающе действовать на ребенка.
Детям-аллергикам соленое тесто может не подходить - на ладони большое количество рецепторов, и чувствительная кожа рук детей-аллергиков, скорее всего быстро раздражится. С такими детьми лучше начинать лепить из мягкого пластилина. Соленое тесто можно сделать и цветным, подкрасив его либо пищевыми красителями, либо, что еще лучше - фруктовыми или овощными соками.
Например, клюквенный сок дает приятный розовый цвет теста, свекольный сок - буроватый, вишневый сок (от мороженной вишни) - красный, а если добавить крепко заваренный чай каркадэ, то вы получите нежный сиреневый цвет.Желтый цвет лучше всего получается при добавлении в тесто шафрана или куркумы - это все пряности, для ребенка безвредные.Коричневый цвет получается при добавлении какао, при условии, что у малыша нет аллергии на данный продукт.
А можно просто подкрашивать тесто просто гуашевыми красками. Этот способ годится, если ваш малыш уже не очень тянет в рот все, что попадается ему под руку.
Пластилин:
Выбирая пластилин для самого маленького ребенка нужно учитывать несколько позиций:
Первое: пластилин должен быть максимально мягким
Второе: пластилин должен легко отлепляться от пола (иначе маме придется очень трудно).
Пластилин отечественного производства надо подогревать около батареи или класть на 5-10 минут в миску с горячей водой. Помните, пластилин должен быть мягким, как хорошее дрожжевое тесто, чтобы маленький ребенок мог с удовольствием из него лепить.
Лучше всего подбирать пластилин, цвета которого хотя бы немного похожи на цвета, встречающиеся в живой природе.
Занимаясь художественным творчеством с маленьким ребенком, мы формируем у него вкус. И если цвета пластилина будут неестественными, флюоресцирующими, малыш поймет, что мама считает такие цвета красивыми. Мягкий пластилин:
Мягкий пластилин продается в пластиковых контейнерах, и по своим качествам представляет нечто среднее между соленым тестом и обычным пластилином.
Пластилин для самых маленьких может даже обладать фруктовым запахом. Я считаю, что это лишнее, так как увеличивает вероятность того, что ребенок станет усердно пробовать этот яркий и вкусно пахнущий материал на вкус.
Мягкий пластилин нельзя использовать повторно - поделки, полежав на открытом воздухе . быстро засыхают.
Мягкий пластилин считается нетоксичным и гипоаллергенным материалом.
Глина:
Глину для детского творчества сейчас просто купить в магазине. Она бывает коричневая и голубая.
Детям-аккуратистам может больше понравиться голубая глина.
По мягкости и ковкости глина не уступает соленому тесту, но она не цветная.
В принципе, хорошо если в хозяйстве имеются и тесто и глина. Тогда эти материалы можно чередовать.
Хранить глину можно в холодильнике, завернув во влажную ткань и положив в пакет.
Чтобы лепка из глины доставляла малышу удовольствие, ее должно быть много - не менее 2-3 килограмм. Очень рекомендую использовать глину зимой, когда на улице невозможно играть с песком.
Занятия с глиной хорошо сочетаются с добавлением природных материалов - веточек, камней, шишек, листочков.
Если руки, испачканные глиной тревожат малыша - присмотритесь, не слишком ли строго вы приучаете его к чистоте.
Нужно спокойно объяснять, что глина - это не кака.
Воск:
Воск для лепки - интересный материал, но он достаточно быстро затвердевает, и потому детям младше 3-3,5 лет с ним работать достаточно трудно.
С этим материалом можно просто познакомить ребенка, что называется, для общего развития.
Перед тем, как лепить, воск согревают в миске горячей воды.
Приемы лепки: чему мы учим малыша в первую очередь.
Самое первое - это знакомство с материалом.
Кусок теста или глины должен быть достаточно большим, не умещаться в ладошках.
Помните, что начиная лепить, ребенок прежде всего знакомится с объемом и количеством вещества.
Первый прием: мять и отрывать большие куски.
• Далее - хлопать ладошкой и стучать кулачком по этому большому куску теста
• Тыкать в большой кусок пальчиками, оставляя дырки-отверстия.
• Можно тыкать незаточенным карандашом или любой другой палочкой
• В образовавшиеся отверстия можно вставлять крупную крупу или сырые макароны, или любой другой природный материал.
• Отщипывать от большого кусочка маленькие:
Это упражнение как нельзя лучше развивает так называемый «пинцетный захват» ребенка - согласованное движение большого и указательного пальцев. Это первое упражнение, на котором проверяется сила рук ребенка.
Обязательно каждому действию ребенка в лепке надо давать названиие, звуковую опору. Причем слово это должно быть короткое и достаточно легко произносимое. Для данного действия лучше всего подходит словечко «щип»
- Отрывать маленькие комочки, сплющивать их ладошками.
- Катать палочки (конфетки )
- Сильно хлопать ладошкой по большому куску теста или пластилина: это называется «хлоп»
- Стучать кулачком по большому куску пластилина: это называется «шлеп»
- Расплющивание маленьких кусочков: «плющим-плющим-плющим»
- Размазывать по твердой основе: «мажь»
- Отверстия в большом куске теста или пластилина: «Тык»
- Втыкание «инородных тел» в тесто: начало смешанной техники: это тоже называется «тык».
Возможна ли лепка по замыслу и в каком возрасте:
Замысел сам по себе появляется, не раньше, чем у малыша созревает функция предвидения и планирования. Средний возраст появления такой возможности - 3 года.
А до 2 лет, до появления фразовой речи, ребенок вообще целиком находится под влиянием
текущего момента.
Даже в речи будущее время появляется позже настоящего и прошедшего времени
Так что лепить по замыслу наш малыш сможет еще не скоро.
Итак, лепка по замыслу невозможна, до сюжетной лепки тоже еще далековато… Так что же все-таки можно делать?
А можно научить ребенка самой, может быть, важной вещи в творчестве: получать удовольствие от процесса, а не от результата.
Ребенок сам. Стихийно, может получить огромное удовольствие - и не разовое, а каждодневное - от процесса лепки. Ему нужно только дать подходящий материал и посадить рядом маму, которой бы все это было не только что не противно - а интересно.
Как правило , все дети в возрасте до 3 лет проходят через несколько периодов «запойной» лепки. И если плоды в виде поделок остаются далеко не у всех - так как дели не меньше любят ломать слепленное, чем его создавать, то навыки , приобретенные при занятиях с тестом и пластилином, очень пригодятся ребенку в дальнейшем.
Варианты сюжетных заданий для лепки (годятся для детей, старше 2,5 лет):
- Палочки (конфетки): отщипывать небольшие кусочки, раскатывать их между ладонями, класть готовое на доску. Возможно, каждую конфетку заворачивать в фольгу или кусочки гофрированной бумаги.
- Разные цветные мелки (тут вообще основная идея, что реальные предметы можно слепить и с ними играть).
- Бублики: свертывать палочку в кольцо, соединять концы, плотно прижимая.
- Баранки (потоньше).
- Крендельки (с перекрещенными концами).
- Шарики: катать между ладонями круговыми движениями.
- Орешки (разные).
- Печенье: сплющивать шарик.
- Лепешки большие и маленькие.
- Мандарины и апельсины.
Возможные варианты заданий для детей, старше 2,5 лет:
- Пирамидка: располагать лепешки в порядке убывания величины. Предмет составляется из частей.
- Пряники.
- Маленькая куколка, состоящая из головы и тела разной величины.
- Самолет: из двух частей неодинаковой формы.
- Неваляшка: из двух шаров + украшения.
- Угощение для игрушек: лепить то, что нужно для игры.
- Мишка-неваляшка (с ушами).
- Кролик: длинные уши.
- Птичка: хвост, клювик.
- Миски для трех медведей: сплющивать, оттягивать края вверх.
- Утенок и др. звери: передавать характерные признаки животного, прищипывание, соединение частей .
- Яблоки и ягоды, большие и маленькие морковки.
- Огурец и свекла: разная форма овощей.
Потом можно побеседовать.
Для детей, старше 2,5-3 лет, которые уже говорят и хорошо понимают сказки очень хорошо, если занятия лепкой вписаны в игровой сюжет:
Сюжет может быть, например, такой:
- Разговор по телефону "Здравствуйте, игрушки, я вас слушаю" появились цветные палочки, они не знают, что с этими палочками делать.
- Трава для зайчат. Как можно больше травки. Ровная трава вкуснее. Трава и кусты: медведь пожаловал, всю траву вытоптал, весь двор разорил.
- Пририсовывать ворс к щетке - основа изображена.(зайчатам понравились щетки, надо каждому нарисовать).
- Пластилин пришел: я не хочу быть просто пищащим комочком!
- Колбаски на тарелочках, а то собака утащит.
Перспективы
То, чего вы сможете достигнуть через несколько недель каждодневных занятий - это возникновение у вашего малыша устойчивого интереса к лепке.
Малыш поймет, в каком месте квартиры вы с ним занимаетесь, как это происходит, и то, что результат его работы вечером обязательно показывают папе или бабушке.
Кроме того, ребенок сообразит, что маме тоже интересно возиться с глиной или тестом. Что маме тоже это нравится. А для маленького ребенка крайне важно то, что нравится маме.
Психологи говорят, что нужно довести до сознания ребенка социальную значимость того или иного занятия. Социальная значимость - это важность и нужность, серьезность занятия для самых главных людей - родителей.
Хорошо бы еще хотя бы раз в неделю приводить ребенка на занятия в творческие студии - чтобы он видел, что и другие дети тоже лепят и рисуют. Что вообще это у людей принято.
Но занятия в студиях и клубах не заменяют занятий дома с мамой.
Во-первых, потому, что недельный перерыв между занятиями - это слишком большое для малыша время, а во-вторых - потому что именно мамины уроки усваиваются надежнее всего.
И вообще, если вы хотите насыщенных отношений со своим подросшим , выросшим и совсем взрослым ребенком - будьте от него поблизости (не только физически, но и психологически) все раннее и дошкольное детство. Будьте рядом и живо участвуйте в том, что ему интересно.
Для того, чтобы лепка малышу не наскучила, техники и варианты занятий должны быть разнообразны.
Источник: http://www.semya-rastet.ru