Детям потешки доставляют огромную радость, поэтому родители могут начинать их использовать с самого раннего возраста. Веками потешки помогали родителям в самых разных моментах воспитания ребенка. Если ребенок упрямится и не хочет что-то делать, потешка очень выручает в таких случаях. Потешки для самых маленьких детей помогают малышу настроиться на нужный лад и сделать в игровой форме то, что необходимо. Потешка может ободрить, утешить и развеселить ребенка практически в любой ситуации.
Не знаете чем развлечь ребенка? Попробуйте рассказать ему потешки, совмещая вместе с играми на коленках. Игры на коленках вместе с потешками помогут не только улучшить настроение малыша, но и развить моторику и мышление.
* * *
Подкидываем ребенка на коленках и напеваем, на последних словах: «Бух!»— «роняем» между коленями
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом... в яму!
Бух!
* * *
Указываем пальцем на части лица малыша и приговариваем:
Темный лес -- волосы
Чистое поле -- лоб
Две тополи -- брови
Два стекла --глаза
Трамбомболя -- нос
Лепетоля -- рот
Точка -- подбородок
* * *
По ровненькой дорожке --Шагом, повторять два-три раза
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два, раз-два...
По камешкам, по камешкам --Подпрыгивать, повторять 2-3 раза
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два, раз-два...
Вдруг в ямку бух!
* * *
Сел комарик под кусточек
На еловый на пенёчек
Свесил ножки на песочек
Сунул носик под листочек - спря-ятался
последнее проделываем вместе с ребёнком закрывая носик-лицо ручками.
* * *
Где часики?
Держу часы в руках, часы в руках.
Идут часы вот так: тик-так, тик-так. -- Приблизить к уху ребенка
Ты послушай, посмотри, как идут часы мои,
Идут часы вот так: тик-так, тик-так.
Где же, где же, где часы? -- Унести от часов, но оставить в поле зрения
Приговаривают, когда нянчась с маленьким ребенком, подбрасывают его на коленях, и при последних словах опускают между ног.
* * *
Скок,скок-поскок,
Молодой дроздок
По водичку ходил,
Коромысло носил.
Да неловко ступил,
Сапожок водой залил.
Зацепил ногой ведро —
Всё вокруг залило.
Испугался дроздок
И пустился наутек.
* * *
Три-та-туш-ки! Три-та-туш-ки!
Едет Маша на подушке!
На подушечке верхом!
Бух! С подушки кувырком!
* * *
подбрасываем ребёнка на коленях, изменяя амплитуду соответственно тексту
Поехали, поехали
С орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприприскочку
По кочкам, по кочкам —
Бултых в ямку!
Поехали, поехали
За грибами, за орехами.
Приехали, приехали
С грибами, с орехами.
В ямку бух!
* * *
(Сажаем малыша на коленки лицом к себе
и повторяем действия стишка.)
Зайка серенький сидит и ушами шевелит –
Вот так, вот так и ушами шевелит.
Заинька замерз сидеть - надо лапоньки погреть -
Вот так, вот так надо лапоньки погреть.
Заинька устал стоять - надо зайке поскакать -
Вот так, вот так надо зайке поскакать.
(свои ноги вверх-вниз)
Зайка волка увидал - быстро зайка убежал!
(развигаем коленки и малыш "падает" в ямку)
* * *
Качая ребенка на ноге, приговаривают:
Ехала барыня
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам -
Да бух!
* * *
Едем-едем на лошадке
По дорожке гладкой-гладкой.
В гости нас звала принцесса
Кушать пудинг сладкий.
Две собачки у порога
Нам сказали очень строго…
Как собачки говорят? Гав-гав!
(Повторять, изменяя зверей у порога,
пока ребенку не надоест:
(Два котенка – мяу-мяу!
Две собачки – гав-гав!
Два утенка – кря-кря!
Два цыпленка – пи-пи-пи!
Два теленка – Му! Му!
Две овечки – Бее! Бее!
Два козленка – Мее! Мее!
Две лягушки – ква-ква!)
* * *
Ехали, ехали,
К бабе за орехами,
В ямку - бух!
А там - петух.
* * *
подбрасываем ребёнка на коленях, изменяя амплитуду соответственно тексту
Поехали с орехами
На бочке, на бочке
По ровной дорожке,
По кочкам, по кочкам.
По оврагам, по оврагам,
По ухабам, по ухабам,
На высокую горку,
В ямку бух!
* * *
Мыли мылом ушки, -- изображаем, как мы моем ушки
Мыли мылом ножки, -- изображаем, как мы моем ножки
Ах, какие ладушки, -- ладошки поднимаем над головой
Ладушки – ладошки. -- крутим ладошками над головой
Наварили кашки,
Помешали ложкой, -- как в «сороке-вороне» пальчик крутим по ладошке
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Строили ладошки -- ладошки изображают домик над головой
Домик для матрешки.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Прилегли ладошки -- ладошки ложатся спать под щеку
Отдохнуть немножко.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
* * *
покачиваем малыша из стороны в сторону
Пришел медведь к броду, -- приподнимаем
Влез на колоду, -- роняем между коленями
Бултых в воду! -- подкидываем на коленках
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис!
Вымок, выкис,
Вылез, высох, -- приподнимаем
Встал на колоду… -- роняем
Бултых в воду!
Можно менять животных
Летел журавль, сел на колоду...
Летел ворон, сел на колоду...
* * *
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так - головой своей крутили
поворачиваем голову вправо и влево
Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так - дружно дерево качали
наклоны туловищем вправо и влево
И в развалочку ходили,
И из речки воду пили
Вот так, вот так - и из речки воду пили
наклоны в перёд
А ещё они плясали!
Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так - кверху лапы поднимали!
поднимаем ручки
Вот болотце на пути!
Как его нам перейти?
Прык да скок!
Прык да скок! Веселей скачи дружок!
* * *
Ваня-Ваня, простота,
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперед
И поехал в огород.
* * *
Ехал мальчик маленький
На лошадке серенькой –
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам,
Прямо в яму – бух!
* * *
Ехал пан, пан, пан,
Ехал сам, сам, сам
По ровной дорожке, по ровной дорожке,
По кочкам, по кочкам –
Бух в ямку!
* * *
По кочкам, по кочкам,
По маленьким дорожкам,
В яму бух - раздавили сорок мух!
* * *
Тюшка-тутушка.
Прыгала лягушка
На крутую горку,
Где живет Егорка
Бух! - покатилась!
С горки свалилась!
* * *
Хорошая дорога,
Хорошая дорога.
Вот стала что-то хуже,
Вот стала что-то хуже.
Шаляет, валяет,
Шаляет, валяет,
На мостике, под мостиком,
На мостике, под мостиком –
Бух в ямку!
Дразнилки
Дразнилку вполне можно рассказать так, чтобы не обидеть ребенка: просто надо это делать не насмешливым, оскорбительным тоном, а ласково, любя. Тогда малыш не будет чувствовать себя оскорбленным или униженным, а посмеется вместе с вами.
* * *
Васька-кисель, на лавку сел,
Все оладьи съел,
Сковородку уронил,
Кошке голову разбил.
* * *
Вор-воришка
Украл топоришко.
Полез в окошко,
Упал в лукошка,
Вылезти не может.
Кто ему поможет?
* * *
Егорушка-Егор
Полез через забор,
За гвоздь зацепился,
Висит – голосит:
Снимите с забора
Бедного Егора.
* * *
Дунька-пышка
На улицу вышла,
На кочку села.
Комарика съела.
* * *
Илья ехал на лопате,
Таракана раздавил.
И за это преступленье
Три копейки заплатил.
* * *
Лиза-подлиза
Упала с карниза.
Поделом этой Лизе –
Не сиди на карнизе.
* * *
Миронушка – Мирон,
Полна пазуха ворон.
Выглянул в окошко
Увидал там кошку.
Потянулся немножко –
Упал с окошка.
* * *
Ваня ехал, поспешал,
С удала коня упал.
Он упал, упал, лежит –
Никто к Ване не бежит.
Две девчушки увидали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
На коня Ваню сажали,
Путь – дорогу показали,
Да наказывали:
«Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам!»
* * *
Юрка-мошенник
Украл квашенник,
Бабка увидала,
Тестом закидала
* * *
Мы в поход вчера ходили,
Там из лужи напились.
В животе у нашей Лили
Три лягушки завелись.
* * *
Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй,
К тебе Сашенька придет,
Поцелует и уйдет.
* * *
Николай, Николай.
Сиди дома, не гуляй,
Сиди лапти ковыряй.
Всем девчонкам по лаптям,
Николашке - сапоги,
В воскресенье приходи.
* * *
Обманули простака
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зеленую лягушку.
* * *
Плакса, вакса,
Гуталин,
Проглотил
Горелый блин.
* * *
Рёва-корова,
Дай молочка!
Сколько стоит?
Три пятачка!
* * *
Уж ты, Васенька, дружок,
Ты не бегай на лужок,
На крутой на бережок.
Тебя мышка съест,
Либо ласточка,
Либо серенький волчок
Из-за кустичка,
Либо белая собачка
Из-под мостичка.
Играем с потешками
Напевайте потешки и повотряйте действия, о которых в них говорится. Малыши очень любят такие игры, просят повторять еще и еще.
Ребенок подрастает, и в его жизни появляются прибаутки и небылицы. Небылицы существуют в народе издавна, а ведь народное творчество сохраняет самое лучшее, постепенно отсеевая всё ненужное. Отличие небылиц от потешек и пестушек в том, что они не связаны с какими-либо движениями, но в ним присутствует какой-нибудь сказочный или фантастический сюжет. Это картинки из жизни животных или короткие сказочки, расширяющие познания ребенка об окружающем мире. Песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. Дети раннего возраста (до 3-х лет) воспринимают парадоксы как реальность. Небылицы предназначены для детей, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать парадоксальность описываемой ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное.. Вкладывая в знакомое новый смысл, переворачивая всё с ног на голову, ребёнок учится лучше оперировать понятиями, развивает свободу мышления, фантазию и что немаловажно, учится понимать юмор.
Для взрослого это нелепицы, а для ребёнка — смешные истории про то, чего не бывает. Когда ребёнок открывает для себя закономерности окружающего мира, новые понятия, он начинает играть этими понятиями, потому что через игру познаёт мир.
..., мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведет его за собой. Ритм стиха задает и ритм ходьбы: «топы-топы», «цапы-цапы» совпадают с шагами, переступающего ребенка.
Малыша можно водить и по-другому: взрослый придерживает... ...
Топ-топ-топ, топ — топ-топ!
Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
Занимательны для ребенка и пестушки, благодаря которым он учится делать ритмические похлопывания ладошками. Взрослый... ... играя ребенок научается при слове «ладушки» складывать ладошки и выполнять игровые движения руками в ритме песенки.
Потешки
Постепенно пестушки сменяются потешками — так называются песенки-приговоры,...
... их предметов. Поэтому они просто «экспериментируют» с любой вещью, получая удовольствие от своих действий и издаваемых ... ... С самого рождения
ребенка очень важно, чтобы он слышал от Вас потешки, пестушки, колыбельные. Это фундамент для дальнейшего полноценного ... ... книги. Это настоящее произведение искусства!
Мне очень нравятся и стихи Н. Пикулевой. Их часто публикуют в Интернете как «русский ... ... делать, если у нас потешки «не идут» — я их выучила, делаю все движения из них. А ребенок просто смотрит на меня и… всё....
... его душевную устойчивость, активность и успешность в отношениях с миром и другими людьми. И мы, взрослые, понимая это, как правило,... ... передающимися в семье приговорами, шутливыми и трогательными стишками, потешками, пестушками.
Одной из самых распространенных и любимых в этом возрасте ... ... указывающим жестом взрослого, у него самого появляется указательное движение взгляда и жеста. Раньше (месяцев до пяти) такое направленное ... ... действий и "разговора", слушании достаточно длинных детских стихов.
И вот на фоне этого общего эмоционального подъема особенно ...
... правильно выбрать книгу для ребенка первого года жизни?
Живое общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой — это ... ... возрасте (от 0 до 5-6 месяцев), и начинать его лучше с детских стихов и песенок: младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный ... ... двух-трех лет обожают так называемые малые фольклорные формы: потешки, песенки, прибаутки, которые обычно сопровождаются соответствующими движениями. Например: «Маленькие ножки шли по дорожке, большие ... ... до 3 лет
1. Малые формы фольклора: потешки, песенки, прибаутки, пестушки (такие маленькие стишки, сопровождающие жизнедеятельность ...
Дата обновления: 12.02.2014
Пожалуйста, проголосуйте если статья понравилась:
(без перезагрузки страницы)
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников.
Информация используется исключительно в некоммерческих целях.
Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию,
пожалуйста, сообщите об этом.