Время это абстрактное понятие, его нельзя пощупать, увидеть, мы его можем только осознать, почувствовать через протяженность действий. Для ребенка время всегда связано с чем-то, с каким-то времяпрепровождением, событием. И это время, закладывающееся чрез места, где он был, и через события, происходившие с ним, остается только в его прошлом или же совершится в будущем.
Ведь, например, ребенок никогда не скажет: «Это было в июне». Он скажет: «Это было тогда, когда я был на даче» или «Когда мы ходили в зоопарк». А о будущем он скажет, например: «Это будет, когда я пойду в школу».
В детском настоящем времени нет, т.е. малыш его еще не осознает так, как осознают его взрослые. Но малыш постепенно постигает время, а начинается этот нужный и важный процесс еще в период пребывания в утробе матери. Основы восприятия времени закладываются у ребенка через ритмическую деятельность. Еще внутриутробно ребенок в качестве своего основного ритма воспринимает сердцебиение матери. По ритм сердца матери подстраивается и формируется биоритм ребенка.
После рождения для малыша очень важно все, что связано с ритмом, с обязательными повторениями: с режимом кормления, со сменой дня и ночи, а также все ритмичное, что ребенок воспринимает на слух, например песенки, стишки и т.д. Кроме того, малыши и сами ищут ритмы для себя, например, сосут палец, качают головой и другое. Таким образом происходит закладывание первых кирпичиков пространственно-временной ориентации, которая является базовой характеристикой мышления.
Научить ребенка определять время по часам возможно еще до школы. Но до семи лет он вряд ли воспримет это адекватно. Ведь до семи лет ребенок еще не созревает до абстрактного мышления, необходимого для постижения времени, да и детям до школы знать точное время просто не нужно, так как ими управляют взрослые. Так как ребенок живет всегда в настоящем и у него всегда – сейчас, то он не может осознавать причинность событий, а следовательно и строить свое поведение. Первым шагом в осознании событий является понятие о природных сезонах, о месяцах и днях недели. Собственно говоря, это все, что ребенок к семи годам должен знать о времени.
У времени есть два свойства, которые можно понять на примере традиционных часов с циферблатом и электронных часов с четырьмя цифрами. Первое – все возвращается на круги своя и нет ничего нового под солнцем, а циферблат в виде круга – лучшее этому подтверждение. Циферблат позволяет в дальнейшем лучше понять дроби: четверть часа, половина часа, а также на нем сразу видно и прошлое, и будущее. На электронных же часах мы видим только настоящее, которое неумолимо бежит вперед, а это указывает на второе свойство времени – неповторяемость, т.е. все изменяется.
Ребенку полезно знать обо всех свойствах времени, а значит, иметь представление не только об обычных, но и об электронных часах. Сначала дошкольнику нужно дать начальные понятия о времени, которые в дальнейшем помогут лучше воспринять его как абстрактное понятие. Для этого вы можете выполнить со своим ребенком некоторые упражнения. Например, поговорите с ним о его возрасте, сколько ему было три года назад, сколько будет через 2 года и т.д.; Обсудите с малышом его умения раньше, сейчас и в будущем.
Очень важно познакомить ребенка с такими понятиями, как минута, секунда, час. Это лучше сделать с помощью игры, например «что можно сделать за секунду?» - хлопнуть в ладоши или ударить по мячу. Затем поговорите с ним о том, что можно сделать за минуту, за час, за день.
Как научить ребенка разбираться с часами и определять время?
Как известно, дети дошкольного возраста, в силу особенностей мышления (оно у дошкольников наглядно-образное), с трудом оперируют абстактными понятиями. Время относится именно к этой категории — его нельзя увидеть или потрогать, тем не менее все мы ощущаем его ход.
Как же научить дошкольника определять время? И возможно ли это?
Даже маленькому ребенку необходимо самостоятельно учиться планировать свое время и ориентироваться в нем. Тем не менее, и для 6-7 летнего ребенка очень сложно научиться определять время по стрелкам часов. У маленьких детей восприятие времени очень субъективно, впрочем и взрослым известен этот момент — когда мы заняты интересным и приятным занятием (для ребенка это, конечно же, игра или интересная прогулка), время ускоряется, проходит быстро — малышу может казаться, что он только начал играть, вошел во вкус, а на самом деле прошло уже несколько часов. Если же ребенок ждет, когда его заберут из детского сада или занят неинтересным для себя занятием, и 10 минут могут показаться несколькими часами.
С чего же начать обучение ребенка определению времени?
Последовательность событий
Совсем не обязательно и даже не нужно при объяснять ребенку где на часах какая стрелка и что она означает. Начинать
обучение ребенка определению времени следует с самого простого и понятного дошкольнику — с последовательности событий, что легко сделать в процессе игр и повседневных занятий. Ребенок видит что за днем наступает вечер, потом ночь (надо ложиться спать), утром вставать и идти в
детский сад, за утром следует день. Так малыша формируется первичное представление о времени, как о некой последовательности событий. Для закрепления этого представления, обращайте внимание малыша на любую последовательность событий, например в сказках - сначала мама испекла пирожки, потом отправила Красную шапочку к бабушке, потом Красная шапочка повстречала Серого волка... Игры -
Все о времени,
Время суток,
Знакомим с прошлым, настоящим и будущим
Прежде чем начать учить малыша пользоваться календарем, рассказывать ему, что такое сутки, неделя, месяц, год, надо познакомиться с понятиями «сначала», «потом», «сейчас», «до того», «после того», «скоро» и другими, связанными с течением времени.
Общаясь с ребенком в течение дня, играя, занимаясь с ним, комментируйте свои действия словами.
В будущем времени:
- сначала мы умоемся, потом будем завтракать,
- сначала надо убрать со стола игру, а потом уже садится обедать,
- сначала мы поиграем в лото, потом ту будешь рисовать,
- сначала надо нарисовать кружочек, потом квадратик.
В настоящем времени:
- сейчас мы идем мыться, а потом будем укладываться спать,
- сейчас весна, потом будет лето.
В прошедшем времени:
- сначала мы сходили погулять, потом сели обедать,
- сначала надо было надеть рубашку, а потом свитер, а не наоборот,
- сначала ты не умел рисовать человечка, потом научился и так далее.
Для ознакомления с этими понятиями можно также использовать картинки с изображениями каких-либо последовательных действий или явлений: рост и развитие растения или животного; последовательные действия по изготовлению чего-либо (сначала строят фундамент, потом первый этаж и все последующие, потом крышу).
Рассматривайте картинки, рассказывайте ребенку о том, что нарисовано, потом просите его рассказать, что бывает сначала, а что потом в том или ином случае. После прочтения сказок вместе с ребенком разыгрывайте их, используя игрушки, следя за тем, чтобы ребенок не путал порядок действия.
Купите тоненькие книжки с простейшими сказками, вырежьте иллюстрации и наклейте на картонки. Их можно использовать для разыгрывания сказки (вместо игрушек) или просто раскладывать в нужном порядке.
Игры - Короткие истории, Временная последовательность (пазл), До и после (пазл)
Определяем времена года
Следующий шаг – это выработать понимание у ребенка времен года. Нужно не просто объяснить ему, что существует 12 месяцев и 4 времени года, но и наглядно объяснить ему те перемены, которые происходят с погодой и природой осенью, летом, зимой и весной. Для этого, выйдите на улицу – понаблюдайте, покажите малышу, что происходит с деревьями, небом, травой, во что одеты люди. Можно делать фотографии того или иного уголка на улице в разные времена года, или даже каждый месяц и сравнивать их между собой. Кроме того, в продаже можно приобрести много учебных книжек, которые помогут познокомиться вашему малышу со временами года. Рекомендуется также прочесть сказку "Двенадцать месяцев" С. Маршака и "Синичкин календарь" В. Бианки.
Календари бывают разные – отрывные, где каждый лист это один день, перекидные, по одному дню или месяцу на каждой странице, календари–плакаты, где целый год на одном листе.
Начиная заниматься с малышом, удобнее пользовать календарем, на котором весь год расположен на одной странице. Тогда он наглядно сможет увидеть и весь год, и отдельно месяцы и дни. Увидит соотношение между частями года – что больше месяц или неделя, месяц или год.
Начинать заниматься по календарю можно в любой момент года, но интереснее, все-таки с самого начала.
Покупая малышу календарь, обратите внимание на то, чтобы цифры и надписи были как можно крупнее и располагались на однотонной поверхности, а не на фоне фотографии или картинки. По возможности, вообще отрежьте картинку, чтобы она не мешала ребенку.
Не покупайте модные пластиковые календари, где изображены отдельно цифры от 1 до 31, отдельно надписи, а точнее сокращения на английском языке, изображающие дни недели и месяцы. К таким календарям прилагаются пластиковые колечки, которые надо переставлять каждый день и месяц. Это выглядит заманчиво, так как сильно похоже на игру, но на таком календаре ребенок не увидит целый год, не сможет сам находить названия. Этот тип календаря больше подходит школьникам.
Если вам не удалось найти хорошего календаря с крупными цифрами, купите календарь-книжку, где на каждом развороте – большая картинка сверху и один месяц снизу. Цифры в таком календаре обычно крупные, каждая расположена в отдельном квадратике, в котором довольно много свободного места (оно может вам пригодиться). Разделите такую книжку на листы и склейте их, как на карманном календарике – в четыре ряда по три месяца в каждом.
Важно, чтобы дни недели обозначались не сокращениями, а целыми словами.
Повесьте купленный или изготовленный вами календарь-плакат в комнате ребенка, или на кухне, или в коридоре. Коротко расскажите, что это такое, покажите, какие еще в доме есть календари. Объясните, что хоть на вид они все разные, но предназначены для одного и того же. Здесь будет нелишним прочитать или рассказать ребенку историю календаря. Детям старше пяти лет можно показать в энциклопедии картинки, иллюстрирующие смену дня и ночи и смену времен года.
Рассмотрите ваш календарь, как на нем изображаются дни, недели и месяцы – дней очень много (можете назвать число дней в году), они объединяются в недели, а недели – в месяцы. Конечно, с первого же раза ребенок не запомнит всю информацию, но на это у него будет целый год, и не один.
Каждое утро называйте, какой сегодня день недели, какое число, какого месяца. Можете дополнительно писать это все буквами и цифрами от магнитной азбуки прямо на холодильнике.
Скажите, что день, который наступил, кроме своего «имени» (вторник, суббота…) имеет еще и название «сегодня». А день, который кончился, называется «вчера» и т.д Ну, а день, который наступит, пока называется «завтра». Через некоторое время расскажете, что такое позавчера и послезавтра. Потренируетесь определять по календарю, какой день недели был позавчера или наступит завтра.
В конце дня зачеркните или обведите цифру или закрасьте клетку, обозначающую прошедший день. Так делайте всю неделю (начинать лучше, все-таки, с понедельника). Когда она закончится, обратите внимание ребенка, что прошло семь дней, которые составляли одну строчку (или столбик). Значит, неделя закончилась, а завтра начнется не только новый день, но еще и новая неделя.
Если вы пользуетесь календарем с клеточками (о котором говорилось выше), можете рисовать в них простые пиктограммы, иллюстрирующие прошедшие за день события – зверушку после посещения зоопарка, скрипку после концерта, тарелку с пирожками после визита к бабушке и так далее. Отметьте на календаре дни рождения членов своей семьи (можно наклеить рядом крошечные фотографии).
Или наоборот, планируйте предстоящие события таким же способом. Особенно удобно это, если вы с ребенком регулярно посещаете кружки или секции. Ребенок научится ждать предстоящие события, готовиться к ним. Поймет, что такое еженедельные события - будет обращать внимание, что неделя, это не только срок от понедельника до понедельника, но и отрезок времени размером в семь дней.
Когда пройдет четыре недели с того момента, как вы начали вычеркивать дни, скажите малышу, что месяц скоро заканчивается. Добавьте, что месяц это четыре недели с небольшим «хвостиком» (это хорошо видно на календаре). «Хвостик» это составляет два или три дня, но бывает месяц в году совсем без «хвостика». Рассмотрите все месяцы и измеряйте «хвостики» (сосчитайте количество дней, добавленных к четырем неделям в каждом из месяцев).
Весь год на одном листе
Еще один плакат, помогающий ребенку увидеть весь год целиком, сравнить месяцы по количеству дней, запомнить расположение праздников и памятных дат.
Возьмите лист ватмана, простой карандаш и длинную линейку. Расположите лист по горизонтали. В верхней части листа напишите порядковый номер текущего года. Расчертите лист на тринадцать строк и тридцать два столбца. Самый левый столбец должен получится длиннее остальных, в нем, начиная со второй строки, напишите названия месяцев. Если ребенок еще учится читать или только научился, пишите заглавными буквами.
В верхней строчке, начиная со второй клетки, напишите цифры от 1 до 31.
В клетках нарисуйте пиктограммы, символизирующие общенациональные или семейные праздники, наклейте маленькие фотографии родственников с клеточки, соответствующие их дням рождения.
Игры - Времена года, Времена года (обучающие пазлы), Круглый год,
И, наконец, учим ребенка определять время по часам.
Когда малыш понял, что такое временная последовательность событий, что события и явления растянуты в прошлом-настоящем-будущем, что существует сезонная смена времен года, можно начинать знакомство ребенка с часами. Лучше всего для этого подойдут большие игрушечные часы с легко двигающимися стрелками и четкими большими цифрами. Для начала расскажите ребенку, что на часах две стрелки короткая (часовая) — она движется медленно, и длинная (минутная) — она проходит путь по циферблату гораздо быстрее.
«Выбросите» минутную стрелку и деление циферблата на минуты. Остается 12 цифр и деление времени на, например, четыре, чуть больше четырех, половина пятого, около пяти, пять, чуть больше пяти. Такого грубого дробления времени для ребенка предостаточно, и этому можно учить, начиная с четырех- четырех с половиной лет. Пусть на это уйдет ГОД. Не торопитесь с четвертями (четверть и без четверти), не торопитесь с «без пяти», «без десяти» и т.д. К этому следует переходить на следующем, отдельном этапе. Не форсируйте события.
Можно нарисовать плакат, на котором будут нарисованы большие часы с обозначением определенного часа и события из жизни ребенка, которое этому событию соответствует. Например, в 8 часов ребенок встает - на картинке изобразите часы со стрелкой на 8 часах и изображением утреннего подъема. Для начала достаточно будет 4 — 5 событий, повторяющихся каждый день в одно и то же время. Для начала их можно определять как «до обеда», «после тихого часа», «после ужина», постепенно привязывая событие к положению стрелки на часах.
Когда ребенок освоится с часовой стрелкой, можно начинать знакомство с минутной — на нашем плакате добавятся события (опять же повторяющиеся каждый день в определенное время) и изображения часов как с часовой, так и с минутной стрелкой. Не забывайте спрашивать ребенка, во сколько он идет в детский сад, во сколько ложится спать и т. д. Игры - Мои первые часы, Точное время, Тик-так, Часы, Который час, Что такое время
Начинать лучше не с настоящих часов, а с самодельного макета часов, на котором минутные черточки мы оставляем голыми, не определяя количество минут и минутную стрелку просто не делаем – только часовую, короткую.
Скажите ребенку, что стрелка, которая показывает, сколько часов, называется «часовая».
Пусть сначала время делится на: ровно час,
- чуть больше часа,
- половина второго (или час с половиной),
- около двух,
- два,
- чуть больше двух и так далее.
Обязательно покажите правильное направление движения стрелки. Попросите ребенка покрутить ее в нужном направлении.
Расскажите, что часовая стрелка за час проходит расстояние от одной цифры до другой. Выставьте на циферблате то или иное время (ровно). Попросите ребенка изобразить положение часовой стрелки через час (два, три и т.д.) или наоборот, час назад (два, три и т.д.)
Когда ребенок будет легко называть или выставлять на циферблате «время» в таком упрощенном виде, пришейте на ваш циферблат вторую стрелку – длинную, минутную.
Уточните, какая стрелка показывает часы, а какая минуты. Скажите, что они называются «часовая» и «минутная». Закрепите эти знания:
- попросите показать, где какая стрелка,
- спрашивайте, какая стрелка короче или длиннее другой.
Объясните, что когда часовая стрелка показывает «ровно» час, два три и так далее, минутная стрелка всегда бывает поднятой вверх, на отметку «12». Попросите ребенка поставить ее в это положение и попробовать покрутить часовую стрелку по кругу, вставив то или иное время «ровно», изображая реальное время, глядя на настоящие часы, или по заранее подготовленным рисункам, или произвольно.
Объясните малышу, что для того, чтобы ориентироваться внутри каждого часа люди придумали минутную стрелку. И за один час эта стрелка проходит целый круг. Спросите ребенка, где, по его мнению, будет минутная стрелка, если пройдет не целый час, а половина. Если малыш затрудняется ответить, покажите ему сами.
Затем изобразите на макете часов половину того или иного часа, не забывая переставлять часовую стрелку. Попросите ребенка самостоятельно выполнить подобное задание.
Давайте ребенку разные задания, исходя из уже полученных знаний. Изобразите на циферблате то или иное время (ровно или половина какого-нибудь часа). Попросите передвинуть стрелки, чтобы изобразить время, которое будет:
- через полчаса;
- через час и еще полчаса (введите понятие полтора);
- через два (три и т.д.) часа;
- через два с половиной (три с половиной и т.д.)
или было:
- полтора часа назад;
- полчаса назад;
- два (три и т.д.) с половиной часа назад.
Изобразите то или иное время на циферблате, спросите у ребенка:
- сколько времени прошло, если было….
- сколько времени пройдет, если будет….
- сколько времени осталось до….
Напишите около цифр, изображающих количество часов, цифры, изображающие количество минут (они должны быть немного меньше по размеру). Расскажите ребенку, что в каждом часе 60 минут и от одного деления до другого – 5 минут. Покажите ребенку, как изображается стрелками 5, 10, 15 и т.д. минут того или иного часа. Попросите выполнить подобные задания самостоятельно.
Установите стрелки в то или иное положение. Попросите ребенка показать положение стрелок, которое будет:
- через 5 (10, 15, 20, 35 и т.д.) минут;
- через полчаса (не забудьте сказать, что полчаса – это 30 минут, и что полчаса – всегда ровно полкруга);
- через час (два, три и т.д.);
- через полтора часа (два, три с половиной часа назад и т.д.);
- через час и 5 (15, 35 и т.д.) минут.
которое было:
- 5 (10, 15, 25 и т.д.) минут назад;
- полчаса назад;
- час назад (два, три и т.д. часа назад);
- полтора (два, три с половиной и т.д.) часа назад;
- час и 5, 10, 15 и т.д. минут назад.
Познакомьте ребенка с понятием «четверть часа».
После этого покажите ребенку, что каждое деление (от одной цифры до другой) тоже делится - на маленькие деления – по одной минуте. Покажите малышу, как будет выглядеть 6 минут того или иного часа или 18 и т.д. Придумайте упражнения, аналогичные тем, что описаны выше на закрепление новых знаний.
Расскажите ребенку, что если минутная стрелка не дошла до получасовой отметки, принято говорить «столько-то минут такого-то часа (следующего за цифрой, которую только что миновала часовая стрелка)», например, «восемь часов, двенадцать минут» – это то же самое, что «двенадцать минут девятого». Потренируйтесь называть время, изображенное на циферблате, этими обоими способами.
Расскажите малышу также, что принято говорить, если минутная стрелка пересекла получасовую отметку. Потренируйтесь правильно называть время этими двумя способами.
Давайте ребенку задания по установке времени на циферблате, давая задание каждый раз другим способом.
Не забывайте обращать внимание ребенка на время, изображенное на реальных часах. Просите его сказать, сколько сейчас времени (исходя из полученных на данный момент знаний), изобразить такое же время на игровых часах. Давайте задания типа:
- изобрази стрелками, сколько будет времени, когда пройдет два часа (или любой другой отрезок времени);
- изобрази на циферблате реальное время, сколько пройдет времени, когда на часах будет …
- и т.д.
Составьте вместе с ребенком его распорядок дня. Там, где вы будете писать время, в которое происходит то или иное событие, нарисуйте циферблат с изображнием именно этого времени.
Как оказывается не так трудно научиться и понять, что показывают стрелки на часах, как осознать, что означает протяженность времени. По-настоящему ощутить время дети могут только с возрастом. Задача родителей – помочь им понять этот сложный процесс, но только не нужно торопить их.
Источник: http://www.rebenok.com, http://www.fun4child.ru, http://www.detiseti.ru, http://www.danilova.ru/