- Долгожданный и полный сюрпризов финал «Смертельного образования» – идеальная книга для фанатов темной академии, остроумного фэнтези и всех, кто вырос на историях о магических школах.
- Финалист самых известных литературных премий в жанре фэнтези Hugo и Locus, Национальный бестселлер в США, одна из лучших книг года по версии Publishers Weekly.
- Пора выйти за пределы Шоломанчи и увидеть магический мир во всей полноте!
- Интригующее чтение до последней страницы: кем окажется таинственный маг, уничтожающий анклавы?
- В книге раскроются тайны прошлого всех ключевых героев серии.
Об авторе
Автор цикла «Смертельное образование» Наоми Новик — признанная звезда фантастики. В ее активе три премии «Локус» (две за лучший фэнтези-роман и одна за лучший дебют), Британская премия фэнтези, «Небьюла» и множество номинаций. А еще она — удивительная личность, в которой гармонично сочетаются гуманитарий и технарь, поклонница Толкина и D&D и активистка, поддерживающая фикрайтеров.
Делимся интересными фактами из ее биографии.
У Наоми Новик восточно-европейские корни
Наоми Новик — американка во втором поколении. Она выросла на Лонг-Айленде, но ее корни уходят в Литву и Польшу. В одном из интервью она вспоминала, как мама читала ей в детстве польские сказки.
Сюжеты и образы из них впоследствии нашли отражение в романе «Чаща», который принес Новик сразу несколько премий и мировую популярность. А ее книга «Зимнее серебро» — это переосмысление популярной европейской легенды о Румпельштильцхене.
Наоми Новик — профессиональная программистка
Автор «Смертельного образования» из тех редких людей, кто одинаково хорошо справляется с техническими и гуманитарными дисциплинами. Так, Наоми Новик изучала английскую литературу в Университете Брауна и информатику в Колумбийском университете. Она долгое время трудилась программистом и участвовала в разработке дополнения к компьютерной игре Neverwinter Nights — Shadows of Undrentide. А в свободное от работы время с упоением писала фанфики, с которых и начался ее авторский путь.
Именно тогда она поняла, что сочинительство ей ближе, чем программирование, оставила Эдмонтон в Канаде, где тогда жила, и вернулась в Нью-Йорк, чтобы начать карьеру писателя. В каждой книге Новик нет случайных деталей, а все сюжетные линии рано или поздно выстреливают. Все благодаря умению структурировать информацию и логически мыслить.
«Любая форма творческой умственной игры помогает писать. Рисование помогает писать. Я заметила, что мои навыки письма значительно улучшились, когда я начала заниматься созданием видео для развлечения. Работа над компьютерной игрой и кодированием тоже помогали мне», — рассказала она в одном из интервью.
Прочитала «Властелина колец» в 6 лет
До того как стать известным писателем, Наоми Новик была увлеченной читательницей. Она рано освоила грамоту и уже в 6 лет открыла для себя мир «Властелина колец» Толкина. С тех пор она неоднократно перечитывала его — и каждый раз обнаруживала в любимой истории что-то новое.
В числе авторов, повлиявших на нее, Новик в своих интервью называет Джейн Остен и Урсулу Ле Гуин. Также она является большой поклонницей Робин Маккинли и считает, что вклад женщин в историю фэнтези часто недооценивают.
Наоми Новик — опытный фикрайтер
Наоми Новик начала писать задолго до того, как в 2006-м была опубликована ее первая книга «Его величество Дракон». С 1994 года она создает фанфики: на ее счету более 450 историй в 50 разных фандомах. Также она активно поддерживает сообщество фикрайтеров.
Так, она помогала некоммерческой организации OTW (Organization of Transformative Works), которая занимается поддержкой фанатского контента. В 2007 году Новик занимала должность одного из трех директоров организации, а также участвовала в создании онлайн-архива фанфиков Archive of Our Own. В 2019-м этот проект был удостоен премии «Хьюго».
Писательница играет в «Подземелья и Драконы»
Наоми Новик играет в популярную игру «Подземелья и Драконы» (Dungeons & Dragons) с десяти лет. И хотя она считает, что создание сюжета партии и написание книги — совершенно разные задачи, этот опыт все равно помогает ей в творчестве.
Ее школа магии Шоломанча вдохновлена «Титаником»
Школа магии Шоломанча выделяется на фоне других волшебных учебных заведений. Она похожа на сложный слаженный механизм, полностью изолирующий волшебников от внешнего мира.
В одном из интервью Наоми Новик призналась, что при создании она вдохновлялась легендарным лайнером «Титаник». Она увидела фото со строительства судна, где были снимки людей, стоящих рядом с его огромными винтами. Этот масштаб создал впечатление чего-то огромного, что способно перемолоть простого человека. Так и возник образ школы, представляющей смертельную опасность для учеников.
Наоми Новик называет себя писательницей-первооткрывателем
Говоря о собственном творческом методе, Новик называет себя писательницей-первооткрывателем: она узнает историю, которую рассказывает, уже по ходу дела. Вопрос, что будет дальше, мотивирует ее продолжать работу над книгой. Оценить это можно, открыв самое начало «Первого урока Шоломанчи», где героиня сходу заявляет: «Когда Орион спас меня во второй раз, я решила, что он заслуживает смерти...»
Следуя за историей, Новик не забывает при этом развешивать чеховские ружья и обязательно проверяет, чтобы к финалу каждое из них выстрелило. Это вместе с атмосферой книг и разнообразием тем выделяет ее среди современных авторов подростковой прозы.
Интервью
Интервью с Наоми Новик, знакомой российским читателям по хитам «Чаща» и «Зимнее серебро», а также с переводчицей Валентиной Сергеевой, благодаря которой история зазвучала на русском языке.
Наоми Новик, писательница
Правда ли, что учебное заведение под названием Шоломанча существовало в легендах?
Я впервые услышала легенду о Шоломанче, когда мне было 10 лет. Я нашла эту историю в библиотеке средней школы. С тех пор у меня в голове поселился невероятно яркий образ с иллюстрации, которая была в этой книге: фигуры в капюшонах в кромешной тьме. Сбоку была подпись: «Это школа магии, где у учеников не было учителей. Ответы на вопросы проступали огненными буквами на стенах, и последний ученик, закончивший эту школу, заплатил своей душой школьному учителю по имени Сатана».
Позже у своих тети и дяди я нашла роман о Дракуле. И там Ван Хельсинг говорил, что граф «посещал Шоломанчу и узнал там темные секреты». И была сноска: «Шоломанча — восточноевропейская легенда о школе в Карпатах, куда ученики отправлялись изучать темную магию. В конце обучения дьявол взял последнего из десяти выпускников в качестве платы за обучение. И он заставил этого ученика ездить на драконе и вызывать бури».
Все это захватило мое детское воображение, и название школы засело у меня в голове. Я стала думать о том, что заставляло кого-то идти в это ужасное место. Неужели магия? Но если бы все было так просто: выучил заклинание — и получил что хочешь! Но так не бывает. Я соединила эти размышления с легендой о Шоломанче. Так и появилась моя трилогия.
Чем интересна главная героиня истории?
Одна из отличительных черт Эль — ее гнев. Для меня это важно, потому что молодых женщин сейчас учат не злиться. Но у Эль есть причины для ярости, она переживает в Шоломанче кошмарный опыт. Ее способ защиты — это рассказывание историй самой себе. «Я собираюсь выбраться. Я собираюсь заключить союз с анклавом. Я собираюсь получить место в анклаве, когда закончу школу. Я собираюсь использовать свои темные силы». Она говорит себе это потому, что не видит другого способа выжить. Но чем больше времени вы проводите с ней, тем яснее видите, что это только слова.
Иллюстрация сгенерирована нейросетью Midjourney
Чтобы написать фэнтези, нужно быть мастером-исследователем. Как проходят ваши исследования?
По-разному. Когда я писала фэнтезийный цикл о драконах во времена наполеоновских войн, я изучала много исторических документов: мне было важно, чтобы читатели поверили в эту историю. Я гуглила, есть ли в Эдинбурге тротуары. Для меня была важна каждая деталь.
С романами «Чаща» и «Зимнее серебро» все было совсем иначе. Я не хотела быть привязанной к какому-то историческому месту. Польния в «Чаще» и Литвас в «Зимнем серебре» не являются реальными местами. Они существовали в моем пятилетнем сознании, их образ основан на историях, которые рассказывали мои родители, на сказках, которые читала мне моя мать, и на колыбельных, которые она пела. Я просто пыталась получить доступ к своим воспоминаниям.
Если говорить о Шоломанче, то я пыталась понять, откуда родом мои герои, подобрать им верные имена, языки, на которых они будут говорить. Заклинание для мытья пола — это не то, что можно найти в Гугле.
Сначала образ Шоломанчи был немного расплывчатым. Это была классическая школа магии, что-то вроде средневекового замка, похожего на Хогвартс. А потом один из моих бета-ридеров задал мне вопрос о том, как устроено художественное пространство, и мне пришлось разобраться в этом. И я поняла форму и масштаб. Вспомнила фотографии «Титаника», где крошечный человек стоит рядом с гигантским пропеллером, который может его перемолоть. Этот образ настолько подходил моей истории, что я буквально переписала все заново.
Иллюстрация сгенерирована нейросетью Midjourney
Как вообще можно охарактеризовать ваш писательский метод?
Это похоже на то, как будто вы стоите, смотрите на тропу, по которой хотите пойти, и говорите: «Я собираюсь взобраться на вершину этой горы, увижу ту башню, потом дойду до водопада, а затем вернусь мимо вон тех руин». Так и у меня: я знаю, куда иду, но пока не вижу всех шагов. Дорога может петлять. Я могу пройти полпути к башне, и там могут оказаться развилка и указатель к озеру. И если мне захочется, я сверну к озеру. А если путь размыт, я обойду его другой дорогой. Но даже если у меня есть точный план, я всегда пожертвую им ради реалистичности персонажей и мира. И это самая захватывающая часть писательства для меня. Чтобы сюжет имел значение, персонажи должны быть настоящими.
Источник
Валентина Сергеева, переводчица
Не могли бы вы немного рассказать про название школы Шоломанча?
Вообще легенда о Шоломанче, школе колдунов и чернокнижников, сама по себе достаточно древняя. Она якобы находилась в Трансильвании, и, согласно преданию, ее выпускником был сам Дракула. Поэтому при переводе, конечно, хотелось сохранить эту отсылку, раз писательница явно решила продолжить традицию. Северный «аналог» Шоломанчи, по легенде, находился в Исландии, и сказка про эту школу даже вошла в известный сборник «Сказки народов мира» (как мы видим, некоторые черты этой школы вполне соответствуют тому, что описано у Наоми Новик).
Какие интересные с точки зрения перевода понятия вы встречали в тексте? Как вы решили эти задачи?
Например, maleficaria — совокупное обозначение всяких злых существ и чар, которые приносят вред волшебникам и стремятся высосать из них ману. Если для англоязычного читателя корень с обозначением чего-то вредоносного, злого («mal») может быть здесь очевиден (тем более что в английском языке есть другие похожие слова, например maleficent — преступный, злонамеренный), то для русскоязычного это менее очевидно, в переводе пришлось выкручиваться. При этом темных магов, носящих название maleficers, я решила оставить как есть, отчасти по аналогии с известным киноперсонажем — Малефисентой.
Карта Шоломанчи
Еще одно интересное понятие — mundane (обыкновенные люди, не волшебники, в принципе все то, что находится за пределами магического мира). Это те, кто у Джоан Роулинг названы «маглами», — и это слово из мира «Гарри Поттера» уже само по себе вошло в язык. С mundane, конечно, так не получится, оставить их без перевода было нельзя, и они стали «заурядами» (по одному из значений слова mundane).
Кроме того, конечно, были интересны аллюзии на «Властелина колец», хотелось узнать, как они у автора «сыграют». Иногда нужно было сделать их чуть более заметными для русского читателя: например, если в оригинале мышку-фамильяра у главной героини зовут Precious («Прелесть»), то в переводе я назвала ее «Моя Прелесть», потому что эта фраза звучит гораздо более узнаваемо.
С какими еще трудностями вы столкнулись при переводе трилогии?
Например, переводить ли заклинания, данные в тексте на французском или латинском языке. А еще порой сталкиваешься с трудностями при переводе реалий, которые понятны англоязычному читателю, но в русской культуре не имеют аналогов, например названия классов — freshman, sophomore, junior и senior. Это нормальные обозначения классов в американской старшей школе (high school), однако при переводе приходится как-то выкручиваться. В принципе, это касается и других школьных реалий, той же организации учебы (специализированные предметы, семинары и т.д.). Вообще изображение школьной жизни в англоязычной литературе нередко удивляет читателей, потому что совсем не похоже на нашу привычную школу, но, с другой стороны, так интересно их с этим непохожим знакомить.
Почему из «Смертельного образования» получилось бы классное аниме
Смертельно опасная школа волшебников, подростки, изолированные от внешнего мира и предоставленные сами себе, необычная система магии, запоминающиеся герои и инфернальные твари в духе Лавкрафта — все это атмосфера трилогии Наоми Новик о Шоломанче. Цикл «Смертельное образование» привлек внимание кинематографистов сразу после выхода. Права на его экранизацию купила компания Universal, а режиссером должна стать Мира Менон, работавшая над отдельными эпизодами «Ходячих мертвецов», «Чужестранки» и «Мира Дикого Запада».
Мы же уверены, что из книг о Шоломанче получилось бы отличное аниме. Объясняем, почему.
Колоритный сеттинг
Шоломанча — уникальная школа волшебников. Она была сконструирована посреди пустоты, чтобы на время подросткового возраста оградить юных магов от всевозможного вида монстров. Именно в период с 13 до 18 лет они являются для чудовищ самым лакомым кусочком, и те буквально открывают на них охоту.
Это огромное многоэтажное здание с механизмами, работающими за счет магии. Учителей тут нет, школа сама раздает задания и проверяет их. Но, к сожалению, монстры пробираются даже в защищенную Шоломанчу и то и дело атакуют учеников в мастерских, библиотеке, столовой и даже спальнях. Но самую большую опасность представляет выпускной зал, поэтому за годы учебы юные маги не только штудируют учебники, но и выстраивают стратегию поведения на выпускном, создают союзы и мощные артефакты, чтобы сражаться с тварями.
Сгенерировано с помощью нейросети Midjourney
Атмосфера закрытой современной школы с элементами стимпанка и магией хороша сама по себе. А иногда своей замысловатой конструкцией напоминает увеличенный во много раз «Ходячий замок». Но к третьей части «Золотые анклавы» герои получают долгожданную свободу, география цикла и окружающие виды становятся разнообразнее.
Команда ярких героев
Эль Хиггинс, сгенерировано с помощью нейросети Midjourney
В центре повествования трилогии двое главных героев. Галадриэль — девушка, от рождения наделенная способностями к разрушению. Даже когда в школе она пытается выучить невинные заклинания уборки, на выходе получается оружие массового поражения. По этой причине многие однокурсники сторонятся девушки, да и сама она с мрачным видом и резкими ответами не тянет на душу компании. При этом Эль целеустремленная, умная и саркастичная, а еще, как выясняется, преданный друг.
Орион Лейк, сгенерировано с помощью нейросети Midjourney
Светловолосый лохматый Орион Лейк — ее полная противоположность. Окружающие восхищаются им, он — настоящий герой, то и дело спасающий всех от монстров. В том числе и Галадриэль. Юноша виртуозно расправляется с самыми страшными чудовищами и практически одержим ими. Это такая же машина для уничтожения тварей, как капитан Леви из «Атаки титанов». С поправкой, что это подросток, страдающий от того, что за статусом героя никому не интересна его личность.
Но и другие ученики Шоломанчи заслуживают внимания и просятся, чтобы их нарисовали. Например, подруги Эль Аадхья и Лю. Аадхья — талантливая мастерица, способная создавать уникальные магические артефакты, а еще она мастер социального взаимодействия. Поначалу именно она становится мостиком между нелюдимой Эль и другими учениками. А Лю — девочка-загадка, которая поначалу встает на темный путь малифицера — мага, убивающего других, чтобы увеличить свою силу за счет энергии малии. Для этого она даже берет с собой в школу мышей, чтобы на протяжении всего обучения получать из них малию, но впоследствии отказывается от своих намерений.
Нкойо, сгенерировано с помощью нейросети Midjourney
Красавица Хлоя, одна из лидеров Нью-Йоркского анклава, поначалу кажется заносчивой и избалованной интриганкой, но впоследствии проявляет себя с неожиданной стороны. А неоднозначная Лизель, с которой Эль сталкивается в «Последнем выпуске», наверняка найдет преданных фанатов. Как и серьезная целеустремленная Нкойо. У большинства героев второго плана есть своя изюминка и бэкграунд, которые вполне можно было бы расширить в формате аниме-сериала.
Жуткие монстры и яркие экшн-сцены
Ученики Шоломанчи рискуют стать жертвами монстров разного размера и силы. Это и мимики, способные принимать вид обычных предметов, и гигантские сиренопауки, издающие парализующий звук, и огромные червороты — гигантские растекающиеся мешки слизи, щупальцами хватающие свою добычу и проглатывающие ее целиком. Глаза и рты съеденных навеки становятся частью тела черворотов, которые увеличиваются в размерах с каждой новой жертвой.
Черворот, сгенерировано с помощью нейросети Midjourney
На страницах трилогии встречаются десятки разных видов монстров, и многих из них Наоми Новик описывает лишь в общих чертах, а значит, воображению художников есть где разгуляться. Это относится и к экшн-сценам. Нападения монстров часто внезапны и стремительны, и ученикам приходится постоянно быть начеку. А в третьей части выпускники Шоломанчи сталкиваются с новым опасным врагом, с появлением которого захватывающих эпизодов становится еще больше.
Твисты и идеи
Те, кто знаком с творчеством Новик по книгам «Чаща» и «Зимнее серебро», знают, как умело она выстраивает сюжет, развешивает чеховские ружья и выдает сюжетные твисты в самый неожиданный момент. Все это есть и в трилогии «Смертельное образование». При этом, при всей плотности действий и событий, она глубже, чем может показаться на первый взгляд. Идеи из этой истории отзовутся в сердцах и подростков, которым адресована книга, и взрослых.
Лю, сгенерировано с помощью нейросети Midjourney
Чтобы пережить выпускной, ученики занимаются на износ, и в этом можно увидеть метафору современных высоких требований к подрастающему поколению. Тут нет деления на добрых и злых волшебников, но маги могут получить силу для своих заклинаний двумя способами. Первый — добыть с помощью насилия малию. Но, однажды связавшись с ней и выбрав путь малифицера, волшебники рискуют потерять все человеческое, что есть в них. Второй — накопить ману, для получения которой придется в прямом смысле потрудиться. При этом маной можно делиться с другими. А еще в истории много рассуждений о дружбе, любви и выборе — все как в лучших тайтлах аниме.
Отношения героев и «стекло»
В мире волшебников из «Смертельного образования» действует жесткая иерархия. Есть элита, осевшая в защищенных анклавах больших городов (Нью-Йорк, Лондон, Шанхай, Мюнхен), и есть одиночки, готовые на все, чтобы туда попасть. Ведь это существенно повышает шансы их детей на выживание, когда те оказываются в Шоломанче. Правила, существующие в большом мире, отражаются на отношениях внутри школы и становятся источником личных драм и больших трагедий.
В прошлом главных и многих второстепенных героев тоже есть свои тайны, о которых им больно вспоминать и говорить. Но когда правда открывается, удержаться от слез очень сложно. Да и в принципе на протяжении всей трилогии найдется немало моментов, вызывающих сильные эмоции. И далеко не всегда они связаны со смертью кого-то из действующих лиц. Кстати, место юмору в книгах Новик тоже остается. Так что во время чтения вы будете не только плакать и переживать, но и улыбаться и смеяться.
Редактор сайта eksmo.ru