Как воспитывать ответственность

Когда ваше маленькое чудо идёт в школу, это слово - ответственность - вы будете слышать чуть ли не на каждом родительском собрании и непременно проникнетесь всей важностью его хотя бы потому, что быстренько поймёте: иметь в семье безответственного ученика - сплошной "караул!".

Когда он ещё дошколёнок и когда у него появилось два полезных "само" - самонаблюдение и самоконтроль, - самое время приступить к формированию у него чувства ответственности. Вы скажете, что уже приступили. Малыш сам убирает игрушки на место, не лазит по грязным лужам, а когда собирается спать, кладёт одежду на стульчик. Прекрасно. Но это не ответственность, это - аккуратность.

Вы скажете, что он не вопит в общественном транспорте, слушается, когда ему говоришь "нельзя", умеет прислушиваться к вашим советам и не закатывает истерик у прилавка с игрушками. Но это ещё не ответственность, это - послушание.

Вы скажете, что малыш старательно и трудолюбиво рисует и лепит, и его натюрморт на выставке занял первое место. Малышка же не менее старательно делает "па" и волнуется перед концертом. Но и это ещё не ответственность. Это - свобода творчества.

Мы часто путаем ответственность с послушанием, аккуратностью и успехами своего ребёнка на общественном поприще. Но ответственность - это нечто другое.

Ответственность - это искреннее и добровольное признание необходимости заботиться о себе и о других.

Детская ответственность начинается с нашей безусловной любви. Проявляя заботу о малыше и делая это именно так, как нужно ему (без переборов и недоборов), мы показываем юной личности её неповторимость, уникальность, самоценность. Только испытавший это человек сможет потом по-настоящему бережно относиться к другим людям.

Чтобы признать ценность других людей и жизни вообще, человек сначала должен почувствовать ценность самого себя.

Отсюда начинается забота, милосердие, чувство долга, желание и умение сотрудничать, беря на себя обязательства и выполняя их.

Да, всё начинается с мелочей. И не общипывать букет из маминой вазы, и тихие игры, когда дедушка прилёг отдохнуть, и игрушки, убранные в ящик, конечно, всё это важно. Но... но главное - те побуждения, которые заставляют ребёнка так поступать. Представьте: ваш ребёнок, удобно расположившись на сиденье автобуса, размахивает ногами. "Не болтай ногами, это некрасиво" или "Не болтай ногами, ты можешь испачкать пассажиров", - как скажете вы? Можно сказать ребёнку: "Не ломай ветку, поцарапаешься", а можно сказать: "Не ломай ветку, она живая". Чувствуете разницу? По этой короткой реплике видны приоритеты родителя: обеспечить сиюминутное удобство, правильность, безопасность или дать малышу целостное представление о живой природе.

Что необходимо делать, чтобы юный человек стал ответственным человеком?

Вот как воспитывать ответственность:

1. Ребёнок должен ощущать себя равноправным членом семьи. Должен знать, что окружающие нуждаются в нём. Поначалу это проявляется в том, что его не отстраняют от взрослых занятий. "Помоги мне накрыть стол к чаю", "Как ты думаешь, какие тарелочки лучше поставить?", "Эту обувь мы помоем вместе..." Посильное дело для малыша всегда найдётся.

2. Не надо торопить, позвольте ребёнку выполнить ответственное задание в удобном для него темпе. А если у него не получается как нужно, ваша задача - убедить, что он растёт, учится, каждый день у него прибавляется и опыта, и умения. (Но в первую очередь помните об этом сами!)

3. Вместо того чтобы делать замечания и ругать за плохо выполненную работу (или за некорректный поступок), сделайте так, чтоб ребёнок на собственном опыте узнал, к каким результатам ведёт безответственность.

Не купил хлеба - пусть все ужинают без хлеба; не поставил у батареи сапожки - они остались мокрые и мы не пойдём гулять.kinder_008.jpg

4. Но поручайте ему посильное дело, чтобы он понимал: если не выполнит, подведёт и себя, и других.

Не надо, жалея ребёнка, брать всю ответственность на себя.

5. Поначалу дети легко забывают о том, что им поручили. Придумайте какие-либо сигналы-"напоминалки". Например, звонок будильника или картинка (в тему) на двери, намекающая, что надо покормить рыбок в аквариуме.

6. Родители часто не подозревают, что дети способны и на бОльшее.

Если вы никогда не советуетесь с ребёнком и раз за разом поручаете ему слишком простенькие и однообразные занятия, он может посчитать (и посчитает), что ему не доверяют, что он слишком маленький.

7. Когда ребёнок не справился с работой или повёл себя безответственно, постарайтесь понять его и показать, как надо делать.

Покажите, что вы тоже заинтересованы в том, чтобы у него всё получалось как надо, что вы понимаете его, верите в его силы.

8. Постарайтесь сделать так, чтобы у ребёнка забота о других (и забота о себе тоже) связывалась с положительными эмоциями.

Мы часто критикуем за ошибки, а к тому, что человек делает хорошо, быстро привыкаем и считаем за норму. Рисунок, который малыш принёс из детсада вам в подарок, можно красиво оформить и повесить на стене, за вечерним чаем можно отметить, как бережно он сегодня обращался с младшей сестрёнкой, как старательно укачивал её в колясочке. Так называемая обратная связь - это очень важно для малыша!

Трудно вырабатывать ответственность у ребёнка, если:

- Если вы постоянно требуете больше того, что ребёнок способен сделать, - это убивает чувство ответственности буквально на корню. Так, малыш пока не способен долго заниматься одним и тем же. Можно разнообразить ту работу, которую вы поручаете ему, или, поблагодарив, отпустить играть. Вы можете поручить навести порядок в своём уголке (или своей комнате), но учитывайте, что "порядок" в понятии взрослого - это одно, а у детей - совсем иное. Куча игрушек за дверью и более-менее чистая середина комнаты - это тоже порядок.

- Если вы не проверяете, не контролируете. Сам себя контролировать он пока не может.

- Если забываете поощрять (благодарить, награждать, отмечать, хвалить).

- Если никогда не советуетесь с ребёнком. Не надо думать, что "он такое насоветует!".

Изначально дети хотят быть хорошими и очень гордятся, когда им доверяют и спрашивают их мнения.

Давайте помнить, что, даже если родители не задумываются о своих приоритетах, они бессознательно передают их детям своими словами и действиями. Как всё настоящее, настоящая ответственность не насаждается извне, с помощью угроз и наград, она бережно взращивается, она идёт изнутри, от сердца маленького человека. И подкрепляется нашим ежедневным примером. 

Автор: Мария Дёмина

При подготовке выпуска использованы материалы книги Некрасовой 3., Некрасовой Н. Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти. - М.: ООО Издательский дом "София", 2006. - 416 с.

Теги:  
Число голосов: 6

Рекомендуем посмотреть
Чудные сестрички "Записки домового. Том 1. Испытание водой"

... школьного буллинга, семейных конфликтов и психического здоровья. Развороты книги Отзывы Известно, что комиксы для подростков являются полновесным литературным жанром, способным не только развлекать и убивать время, но и преподносить полезные уроки воспитания. Яркие герои, много картинок, живые диалоги и минимум текста — безусловно, у детских комиксов много преимуществ. Ребята, которые не очень любят читать полотна текста, уверена, с радостью залипнут над это замечательной иллюстрированной историей....

Дата обновления: 30.05.2024

Рон Столберг, Дарлин Свитленд "Научите ребенка думать Как вырастить умного, уверенного и самостоятельного человека"

... вырастить целеустремленного и успешного человека и стать ребенку лучшим другом. Почему книга достойна прочтения: Узнать больше о нынешнем поколении детей: об их образе мыслей, поведении, желаниях и возможностях. Научиться распознавать так называемые ловушки воспитания и обходить них. Понять, как воспитывать детей, чтобы не задавить их авторитетом, не переусердствовать с опекой и защитить от ошибок, но не от трудностей взросления. Цитата «Мы хотим поддержать родителей, которые стремятся вырастить уверенного ...

Дата обновления: 29.11.2023

Екатерина Сигитова "Как бы тебе объяснить... Находим нужные слова для разговора с детьми"

... здоровья информации не от приятелей и интернета, а от взрослых, которым доверяет. Родителям, которые хотят говорить со своими детьми на одном языке. Об авторе Екатерина Сигитова - психотерапевт, доктор наук, мама и автор множества популярных статей о воспитании детей, о психологических явлениях и процессах, о принятии себя, о людях с особыми потребностями. В 2004 г. окончила лечебный факультет КГМУ в г. Казани, несколько лет работала психиатром, после чего прошла обучение психотерапии и открыла свою ...

Дата обновления: 29.11.2023

Капустюк Юлия Борисовна "Готовим с Конни. Простые рецепты для детей и родителей"

... лица любимой героини Конни Развивает самостоятельность, учит ребёнка готовить Отзывы Каждое приготовленное ребёнком блюдо — новая ступенька в обретении уверенности и осознании собственной ценности. А умение готовить — это не просто полезный навык, но и воспитание в малыше самостоятельности и ответственности. «Готовим с Конни. Простые рецепты для детей и родителей» — настоящая находка для юных шеф-поваров и их родителей. *** "Готовим с Конни. Простые рецепты для детей и родителей" – это полное ...

Дата обновления: 28.11.2023

Марина Аромштам "Чудесное путешествие в Чудинию. Правописание ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ"

... педагогических наук, писатель, журналист, главный редактор газеты «Дошкольное образование» и сайта «Папмамбук». Почти 20 лет работала учителем начальных классов. В 1999 году получила премию «Серебряное перо» в конкурсе авторов «Учительской газеты». Автор книг о воспитании и художественных произведений. Развороты книги Отзывы Как только первоклассники начинают читать и писать большую часть букв алфавита, они знакомятся с первыми правилами русского языка. Одно из самых первых и важных правил – правило написания ...

Дата обновления: 27.09.2023


Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования