Как правильно хвалить и ругать малыша?

Среда формирует - известное выражение, не так ли? Да, это так, ребенка формирует среда, т.е. все, что окружает его ежечасно. Новые впечатления развивают его самосознание и фантазию, родительский пример учит его общаться и понимать себя и других в контакте с собой. И еще одна из первостепенных вещей, формирующих ребенка, - это родительское отношение к нему. Если вы считаете своего ребенка умным - он будет умен, если любуетесь им - он вырастет красивым, если любите его - он научится любить и сам будет любим. Сначала ребенок смотрится в нас, как в зеркало, а затем - сам, как зеркало, отражает все, что он успел увидеть за свое длинное и одновременно очень короткое детство. И на так называемое воспитание у нас не так уж много времени.

Хвалить: как?

Похвала - одно из выражений вашей любви к малышу. Хвалите ребенка чаще, и он будет всегда помнить, что вы любите его. Ведь, это так просто!

Кроме того похвала - очень удобный прием, который может быть использован вами для развития детского самосознания. В отличие от нас, взрослых, ребенок постоянно развивается, и делает он это не без нашей помощи. Выдавая еще только возможное и желаемое в поведении ребенка за действительное, вы формируете его таким, каким хотите видеть. Возращая малышу положительную обратную связь на все его действия, вы знакомите его самим собой, причем - с самой лучшей стороны. А ведь именно у людей, которые себе искренне симпатичны, всегда получается задуманное. Это и есть секрет успеха.

Например, если ваш ребенок усердно строит башню из конструктора, вы можете влиять на его старательность, предваряя похвалой будущие успехи. Пусть постройка кривовата, скажите ровно обратное:"Умница! Очень аккуратно строишь!". При этом можно поравить пару покосившихся кубиков, ненавязчиво показывая ребенку , к чему нужно стремиться. Такие "указания через похвалу" воспринимаются детьми легко: слушаться в такой ситуации приятно, а замечания не задевают достоинства. И самое главное - чаду хочется соответствовать вашим ожиданиям!

Избегайте замечаний, фиксирующих малыша на возможной неудаче. Не говорите, например: сейчас домик упадет! Ты не верно строил с самого начала". Подобная тирада может выбить из колеи не только ребенка, но и взрослого: вы как бы подписываете приговор для всей затеи, не оставляя шансов на удачу. В той же самой ситуации можно сказать: "Давай поправим вот здесь, тогда постройка будет стоять ровно". Что бы вы ни говорили, необходимо подчеркивать то, что вы верите в возможности ребенка и желаете ему удачи.

Существует ошибочное мнение, ребенка можно "захвалить", и он окажется избалованным. На самом деле, это не совсем так. "Захваливать" малыша по пустякам не столько вредно, сколько "непрактично": погрузившись в облако обожания, чадо попросту перестает быть чувствительно к нашему одобрению в дальнейшем. Таким образом, вы и малыш попадаете в парадоксальную ситуацию, вами же выстроенную: захваливая ребенка, вы как бы лишаете его похвалы на будующее. Хвалите малыша часто, но старайтесь делать это точно и вовремя, т.е. тогда, когда для этого есть достойный повод и когда вы знаете, что ваши слова "лягут в нужное место". Искренне отмечайте все его успехи, ни в коем случае не скупитесь на ласковые слова, даже если вам кажется, что "сегодня это это уже было". Хвалите, если есть за что, и тогда чадо будет и дальше стараться.

Отдельно отмечайте своим вниманием моменты, когда малышу требуется ваша поддержка. В такой ситуации похвала может быть использована вами как утешение и педагогический прием одновременно. Например, малыш только учится самостоятельно одеваться: конечно, ему не очень хочется продолжать, когда обе ноги попали в одну штанину, а рука просунулась в горловину свитера. Самое время бросить это занятие, но тут вы можете сказать: "Молодец!Отлично для первого раза!". Да, это не совсем правда, ну и что с того? "Бог с ней с правдой, иногда нужно и соврать", - говорил в известном фильме бургомистр, друг барона Мюнхаузена, вразумляя своего правдолюбивого друга.

Подведем итоги:

Психологи утверждают, что правильная похвала может стать мощным инструментом, который поможет вырастить из ребенка гармоничную и развитую личность. Хвалить малышей необходимо, тем более, что они сами в этом нуждаются.

Замечено, что в тех семьях, где родители отмечают все достижения ребенка похвалой, растут дети, имеющие высокую самооценку и не страдающие от комплексов. Ребенку необходимо понимать, что в этой семье его любят и уважают, что ему не забывают уделять внимания и считаются с его мнением. Когда малыша хвалят, в его голове сразу же возникает уверенность, что если его поведение одобряют, значит так и надо поступать.

Причем хвалить маленького ребенка необходимо за каждую мелочь, которую он научился делать. К примеру, он сумел, наконец, сам поесть при помощи ложки или же помог бабушке накрыть на стол. С каждым днем кроха познает мир, поэтому одобрение со стороны родителей лишь подстегнет дальнейшее стремление малыша узнать много нового. Чтобы это произошло, родители должны озвучивать ребенку, что именно вызвало их похвалу.

Есть категории родителей, предпочитающих хвалить ребенка не словом, а сладостями или же деньгами. Безусловно, такой «акцент» на поведении малыша является ошибочным. Конфеты будут съедены, деньги – потрачены, но вот осознание родительской любви, что гораздо важнее всего, так и не придет.

Важно еще помнить о том, что хваля ребенка, родители должны искренне произносить слова. Когда ребенка хвалят с иронической интонацией, скорее всего, он поймет это как насмешку над ним. Но намного хуже и «опаснее» для ребенка слова похвалы, которые не имеют эмоциональной окраски, сказанные практически «на автомате».

Ругать: как?

Немаловажно для родителей научиться и ругать ребенка. Чаще всего родители не отказывают себе в «удовольствии» отругать малыша. Даже самый невинный проступок вызывает море негативных эмоций, которые, конечно же, изливаются на малыша. Иногда родители не понимают, что ругают кроху за то, что он столкнулся с чем-то сложным в первый раз в жизни. Взрослым видится явное решение проблемы, а малыш не может этого сразу понять, что и вызывает гнев родителей.

Давайте подумаем, как мы реагируем на любое действие ребенка, если оно противоречит нашим ожиданиям и желаниям?

Реагируем мы сразу, немедленно и в присущей нам привычной форме: для одной мамы - это подзатыльник, для другой - лаконичное «идиот», для третьей - поток замечаний. В основном мы однообразно повторяем навязшие в ушах у нас и у детей одни и те же слова: «Что ты делаешь? Кто тебе разрешил? Ты думаешь, что творишь? Как ты смеешь! С кем это ты так разговариваешь? Не соображаешь, так хоть слушай, что тебе говорят! Нет, ты пойми...»

Но они нас не понимают, более того, они нас не слышат, и все наши гневные тирады проходят мимо. Дети смотрят абсолютно прозрачными глазами, могут даже повторить последние слова, но пользы наша «воспитательная акция» не приносит. Она скорее приносит вред, показывая ребенку беспомощность взрослого,  его абсолютное бессилие.

На самом деле надо вовремя остановиться и задать себе вопрос: что я делаю и зачем, какого результата я хочу достичь и достигну ли я его именно этими средствами?

Шестилетняя Таня вырезала ножницами цветы из маминого старого зонтика. Мамин крик легко себе представить. Уже сказано о дочкиных умственных способностях («Ты с детства ничего не соображаешь, что делаешь»), о ее экономическом положении («Ты сроду ничего полезного не сделала, все только портишь, на тебя вся зарплата уходит, мы тебя поим-кормим, а ты только...»), о ее отношении к маме («Ты вообще меня с ума хочешь свести, другие дети своих мам любят, а ты») и т. д.

Остановитесь, Танина мама! Что вы хотите? Чтобы зонтик стал как новый? Это невозможно, ситуация непоправимая. Чтобы Таня поняла, что поступила плохо? Она уже давно поняла, как только увидела ваше лицо, еще до всяких слов. Чтобы она никогда больше не трогала ваш зонтик? Ну, это, пожалуй, можно гарантировать, если только вы сейчас перестанете кричать и не доведете ее до того, что она зарыдает и в знак протеста, вам назло бросится резать все вокруг. Вы хотите, чтобы она вообще не притрагивалась к вашим вещам? Это сложнее. А что, свои вещи пускай портит? Тоже не надо. Кстати, именно этого вы ей и не сказали. Вы не объяснили ребенку, почему не надо портить вещи, даже если они не очень новые, вы не дали ей понять, что огорчились, потому что это был любимый зонтик, его подарил папа, и хотя есть новый зонтик, но он все время ломается, а вот запасного теперь нет...

Такой разговор был бы более эффективен, менее драматичен, и нервы целее были бы и у мамы, и у дочки. И возникло бы чувство вины у Тани, и не возникло бы ощущения беспомощности у мамы.

Помните, вовремя остановиться, оглянуться - это путь к пониманию действий ребенка, к представлению о том, как действовать в данной ситуации, к устранению раздраженности. Вы не безгрешны и не застрахованы от ошибок. Ни возраст, ни опыт, ни знания не гарантируют вам правильности поведения в обращении с ребенком, поэтому всегда рассматривайте ситуацию с обеих точек зрения: и своей, и ребенка. Немедленное эмоциональное реагирование взрослого на проступки ребенка, однообразное по форме и не включающее каждый раз анализа ситуации, - это путь не к ребенку, а от него.

А помочь может: искренняя демонстрация своего огорчения; его понятное объяснение и связь с поступком ребенка, уверение в том, что вы поняли, чего хотел ребенок, и предложение ему других, более приемлемых путей к цели; выражение уверенности, что ребенок все понял и в подобных случаях поступит иначе. При этом не надо выходить далеко за пределы происшедшего и обобщать: «Ты вообще безрукий, все только портишь!» или «Ты никогда не научишься соображать, что можно, а что нельзя».58946913_1264.jpg

Помните: ругаем не ребенка, а его поступок. Если очень напирать на то, что вас не устраивает ребенок (а не то, что он сделал), ребенок достаточно скоро начнет думать, что вы разлюбили его из-за разбитой чашки или разрисованных обоев. Конечно, это не так, но внушаемый ребенок (а внушаемы дети все) верит вашим словам, поэтому следите за собой. «Так что же, все разрешать?» - спросят многие. Нет, все разрешать не надо, нужно только внимательно подходить к таким важным вещам, как запреты и ограничения. Требование безоговорочного послушания никогда, даже у «идеальных» детей, с точки зрения взрослых, не оправдывается.

Отчитывать - занятие не из приятных. Каждый родитель знает, что после третьего раза пресловутое слово "нельзя" уже не удается произнести без отвращения. Как добиться, чтобы запреты были эффективными? Как делать, чтобы ваши внушения были понятны чаду? Вот несколько правил, которые помогут заставить ваши слова работать.

Дети воспринимают слова буквально и очень чувствительны к нашим интонациям и мимике, которые в первую очередь и выдают фальшь. Вот почему малыши зачастую оказываются гораздо тоньше и проницательнее взрослых. Если вы решили отругать малыша, ваша речь не должна звучать как просьба, уговор, говориться в "пустоту" или с улыбкой - тем самым вы запутаете ребенка. Не говорите малышу: "Будь другом, не надо..." или "Ты что же, с ума меня хочешь свести?". Дайте ребенку однозначно понять, что вы сердиты и объясните почему.

Помните, что вы в ответе за каждый запрет, соблюдения которого вы требуете: ваши слова не должны противоречить здравому смыслу. Никогда не говорите что-либо вроде: "нельзя кричать", "никогда не прикасайся к моим вещам", "не перебивай взрослых", "оставь меня в покое" или "веди себя нормально". Попробуйте придумать инструкцию на все случаи жизни, как "вести себя нормально", и вы поймете, что соблюдать такие правила невозможно, а требовать их соблюдение - безумие.

Если вы говорите: "Никогда не бери мою губную помаду, потому что это не игрушка" - вы даете четкое послание. Если же вы говорите: "Не слишком ли много ты себе позволяешь, детка?" - вы даете понять лишь одно: когда дочке в следующий раз придет в голову воспользоваться вашей губной помадой, нужно сделать это тайком. Ведь вы ничего не объяснили, а только лишили малышку радости. Точно так же вы должны пояснять ребенку все свои требования. Если двухлетний карапуз перебивает вас в тот момент, когда подруга зашла на чашку чая, не одергивайте его словами: "ты белены объелся", "сошел с ума", "издеваешься?" Вместо этого стоит сказать: "Егор, не кричи так громко, когда я разговариваю". Детям после двух лет необходимы ясные объяснения всех запретов, иначе они воспримут их как ушемление свободы их личности.Особенно это касается тех запретов, от которых здоровье и жизнь ребенка.

Решите для начала, где пролегает тот предел, за которым ваши силы заканчиваются. Невозможно быть последовательным, если ругать ребенка за всякую малость. Запрещая ребенку все подряд, вы очень быстро устаните и махнете на все рукой. Запретов не должно быть много, но те, что есть, никогда не должны нарушаться, и вы должны быть в этом последовательны. Ни в коем случае не игнорируйте очевидный детский проступок "в награду" за что то или "под хорошее настроение": тем самым вы дезориентируете ребенка, выбивая почву у него из под ног. На что же ему ориентироваться?

Запрещать, ругать и тем более наказывать - самое неприятное в родительстве. Если вы ругаете малыша, старайтесь не злиться, тем более - не пытайтесь вести себя "мстительно". Просто выскажите ему то, что считаете нужным. Если малыш растроен после этого, пожалейте и приласкайте его. Если он злится - переждите эту реакцию и повторите все свои слова еще раз. Не давайте ему понять, что, излив на вас свой гнев, он совершил нечто ужасное: вина - это лишний эмоциональный груз, который ребенок нести вовсе не должен.

Солидарность обоих родителей - это залог успеха в любом педагогическом начинании. Когда папа и мама согласны друг с другом в основных вопросах, ребенок получает от них непротиворечивую картину мира и растет уверенным в себе и в окружающих. Если папа говорит одно, а мама - другое, ребенок ребенок оказывается вынужден интегрировать в своем уме вещи, вовсе не подлежащие интеграции. Либо он сделает это ценой внутреннего конфликта и "угодит обоим", либо выберет то, что ему больше по душе, и будет манипулиравать родителями в своих интересах. Если папа и мама решили отчитать карапуза, то "половина" должна быть согласна. Ситуация, когда один родитель ругает ребенка, а второй жалеет, - абсолютно недопустима.

Подведем итоги:

Когда взрослые все чаще ругают малыша, используя насмешки или же эмоциональные угрозы, кроха замыкается в себе и при разговоре отвечает также, подражая интонациям мамы или папы.

Важно понимать, что родители должны негативно выражать свои эмоции не по отношению к ребенку, а к самому проступку. Ни в коем случае нельзя кричать на малыша, так как, скорее всего, он будет бояться родителей, а не осознавать, что сделал нечто плохое.

Еще очень важно не затрагивать умственные способности малыша. Когда родители акцентируют внимание на этом, употребляя выражения, типа «идиот», «дырявая память», малыш реагирует на них удручающе. Он начинает ощущать себя неудачником и ненужным никому.

Родителям важно помнить, что если они будут твердить малышу о том, что он самый добрый, умный и способный, то так оно и будет. Ведь отношение к себе формируется у людей именно на основании отношений его родителей к нему.

Уважайте мотивы детского поступка

Прежде чем отругать малыша, всегда старайтесь встать не его позиции и понять, почему он решил совершить тот или иной поступок. Дети неспособны "сеять зло" осознанно. Как правило все объясняется гороздо проще. Стоит немного проанализировать ситуацию, чтобы найти некой вполне безободный мотив "дурного" поступка. Скорее всего, чаду было скучно, и ему, как Карлсону, захотелось немного пошалить. Вот как случилось, что на вашем новом костюме возникла эта большая фигурная и, в общем-то, красивая дырка, хомячки разбежались по всему дому, а кошка оказалась спущенной в мусоропровод...

Оправдывая мотив ребенка, вы позволяете ему принять ваш выговор с пониманием, наказание - с достоинством. Ваш малыш вовсе не плох, но он совершил плохой поступок. Если вы спутаете для себя эти две вещи, вы дадите понять ребенку, что он не достоин вашей любви. Никогда не говорите вещи вроде "ты злой", "ты вредный" или "ты непослушный" - это не что иное, как негативное кодирование. Накзывать, не унижая, удается тем родителям, которые никогда не допускали и мысли, что ребенок совершил свое "злодеяние" намерено. Ругайте поступок ребенка, а не его самого.

Источник: http://www.gen.su, http://baby-plan.ru, http://www.struma.ru

Теги:   воспитание
Число голосов: 9

Рекомендуем посмотреть
Эда Ле Шан "Когда Ваш ребёнок сводит Вас с ума"

... и чуткий специалист - Эда Ле Шан анализирует типичные конфликтные ситуации, возникающие практически в каждой семье, помогает родителям точно и быстро установить причины негативного поведения ребенка, понять и усвоить психологические рекомендации по воспитанию детей. Предисловие ПОЧЕМУ Я НАПИСАЛА ЭТУ КНИГУ Мне позвонила молодая женщина и пригласила на конференцию, посвященную вопросам детской психотерапии. Встреча происходила в далеком городе, в это время я торопилась закончить работу над очередной ...

Дата обновления: 13.03.2014

Отцовская функция — 2: «Достаточно хороший отец»

... говорит, что матери не обязательно быть идеальной, она должна быть «достаточно хорошей». Он вводит ставшее известным понятие «good enough mother» – «достаточно хорошая мать», то есть мать, которая не слишком сильно усердствует в воспитании и заботе о своих детях. Она достаточно хороша для ребёнка, но не стремится заменять ему вселенную. У неё могут быть свои желания и интересы, помимо ребёнка, которому она принадлежит чуть меньше, чем на сто процентов. Одним словом, «достаточно ...

Дата обновления: 13.03.2014

Разделить родительство: шаги к семейной гармонии

... мощным материнским инстинктом и интуицией, которая помогает без учебников освоить хитрую науку заботы о детях. Мужчине же переход к статусу отца дается труднее. Но это не означает, что нужно все брать в свои руки. Попробуйте совместное чтение книг о воспитании и уходе за детьми – не абстрактных («почитай хотя бы в Интернете что-нибудь про кризис трех лет!»), а тех, что вы и сами изучили. Обсудите вместе понравившуюся колонку в журнале, расскажите о новинках «детской» промышленности, вместе выбирайте ...

Дата обновления: 13.03.2014

Отцовская функция — 1: «Границы»

... отца или вообще не воспитывались в семье, вырастать настоящими мужчинами. Быть хорошим мужчиной и быть хорошим отцом – это не одно и то же; в нашей практике мы встречаемся с этим на каждом шагу. Даже если ребёнок никогда не видел отца, при правильном воспитании он получает отцовскую функцию и усваивает её. С другой стороны, немало и обратных примеров, когда при формальном наличии отца в доме отцовская функция оказывается не востребована и не принята ребёнком. Практически во всех случаях психозов мы ...

Дата обновления: 13.03.2014

Серия "Мастерилка". Старичок-лесовичок. Лесные поделки

Лето - благодатная пора для развития воображения детей, обогащения их чувств и впечатлений. Это золотая пора сенсорного развития. А сенсорное развитие (т.е. развитие чувств и ощущений) - это, как известно, основа умственного воспитания. В летнее время все занятия с детьми теряют характер обязательности, системности, организованности и превращаются в увлекательную игру. Игры и занятия с природным материалом - не просто забава и приятное развлечение на прогулке - в лесу или ...

Дата обновления: 12.03.2014


Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :megafon: :queen: :ok: :yellow: :cat: :hard: :king: :blind: :niger: :asian: :green: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.






Яндекс цитирования