Режим дня младшего школьника

От слов «режим дня» многие начинают зевать и потягиваться. На первый взгляд, режим – это нечто скучное, однообразное; рутина, повторяющаяся изо дня в день. Но, на самом деле, его значение для успешной учебы и поддержания здоровья школьника трудно переоценить.

К тому же режим вовсе не обязательно должен быть скучным, все зависит от того, какими делами мы его наполним.

Для чего школьнику режим

Маленькому первокласснику не под силу самому распланировать свой день. А ведь нужно столько всего успеть: посетить кружки, погулять, сделать уроки, вовремя лечь спать. Ребенок  может заиграться и забыть даже об ужине.

Режим дня – это еще и стабильность, которая так важна для малыша. Ведь его жизнь кардинально изменилась, когда он пошел в школу. В связи с этим желательно выработать привычку к режиму еще до сентября, чтобы новый этап начался для ребенка без неожиданных трудностей вроде раннего подъема.

Давайте рассмотрим примерный режим дня младшего школьника и подумаем, какими интересными делами мы можем его заполнить.

Комментарий детского и семейного психолога, Татьяны Белоус:

«Жизнь школьника совершенно не похожа на жизнь ребенка в детском саду - наличие хоть какой-то структуры поможет ему легче принять школьный режим. Распорядок дня, конечно, должен создаваться индивидуально: есть дети более слабые, им нужно отдыхать дольше и чаще между занятиями в школе и домашним заданием. Очень важно, чтобы в режиме дня было прописано время «отбоя». В режим дня должны быть внесены и ограничения и послабления: например, недопустимо делать уроки до позднего вечера, не имея возможности отвлечься, поиграть. Учитывайте потребности ребенка, его характер и физические данные: детям необходимо чередовать интеллектуальную и физическую деятельность, бывать на свежем воздухе, иметь личное время на своей территории».

Режим для тех, кто учится в 1 смену

7 : 00 – подъем

Утро начинается с зарядки. Не нужно заставлять ребенка вскакивать с постели сразу после того, как он открыл глаза, дайте человеку немного прийти в себя после сна. Иначе он будет все утро клевать носом или отправится в школу в плохом настроении.

После того как малыш окончательно проснулся можно приступать к зарядке или дать ему дополнительно время, отправив в ванную умывать лицо.

7 : 00 – 7 : 30 – зарядка

В режиме для школьника начальных классов она может сопровождаться стихами или бодрящей музыкой. Будет здорово, если это какая-то смешная песенка или стишок, предполагающий забавные движения – ребенок будет делать ее с удовольствием, и хорошее настроение ему обеспечено.

Комплекс упражнений должен включать нагрузку на все группы мышц: сверху вниз. Сначала шея, плечи, руки, затем туловище и ноги. В конце можно побегать, попрыгать и сделать успокаивающее дыхание.

Помните, утренняя зарядка – это не силовая тренировка. Ее основные задачи: окончательно разбудить ребенка, разогнать кровь и размять суставы. Поэтому комплекс составляйте с учетом того, что малыш должен взбодриться, а не устать.

Зарядку нужно делать в прохладном, проветриваемом помещении. Для того чтобы одновременно закалять ребенка – делайте туренную зарядку в комнате с открытым окном или форточкой. Периодически меняйте музыку и комплекс упражнений, чтобы ребенку не надоедало.

Водные процедуры

Стоматологи рекомендуют чистить зубы после завтрака, а после сна всего лишь прополоскать водой. Если вы против такого подхода – можно поменять эти процедуры местами, но совсем забывать о чистке после завтрака не нужно.

Если есть возможность, в режиме школьника нужно выделить время для душа. Желаете закалять ребенка? Отлично! Начинайте с теплой воды и постепенно, день за днем, уменьшайте температуру до 20–15 градусов. Хорошим вариантом будет и контрастный душ.

7 : 30 – 7 : 50 – завтрак

Как известно, самый важный прием пищи. Завтрак обязательно должен быть горячим и достаточно калорийным. Хорошо, если вы завтракаете всей семьей. Во-первых, доброжелательная, теплая семейная обстановка настроит малыша на позитивный лад и подарит вам всем время для того, чтобы побыть вместе. К сожалению, в наше время – это не так-то просто.

Во-вторых, дети всегда подражают своим родителям, и если вы покажете ребёнку, что завтрак утром – это обязательно, эта привычка гарантирует ему в будущем отсутствие проблем с желудком.

8 : 30 – 1 2 : 30 – школа и дорога туда-обратно

13.00 – 13.30 – обед

После того как занятия закончились, ребенок возвращается домой. Там его должен ждать полноценный горячий обед, а если никто не может встретить первоклассника, нужно научить его самостоятельно разогревать пищу, либо хранить ее в термосе.

13 : 30 – 14 : 30 – отдых

Правильный режим дня для школьника предполагает 1–1,5 часа послеобеденного отдыха. В это время можно поспать, поиграть или погулять. Нежелательно читать, смотреть телевизор или работать за компьютером – глазам нужен отдых. Берегите зрение своих детей с раннего возраста! Кроме вас этого делать никто не будет, тем более, сами малыши.

Не забывайте о том, что вашему ребенку, как и любому другому человеку, нужно время побыть наедине с собой. Не лишайте его такой возможности.

14 : 30 – 16 : 00 – прогулка

16 : 00 – 16 : 15 – полдник

16 : 15 – 17 : 30 – домашняя работа

В одних школах первоклашкам задают уроки на дом, в других – нет. В любом случае с самого начала обучения вам нужно так составить режим для школьника, чтобы в нем было время на домашние занятия.

Пока в школе не задают уроков, можно заниматься закреплением пройденного на занятиях или составить задания для ребенка самостоятельно. Домашняя работа должна твердо войти в привычку с самых первых дней. В старших классах это сослужит и ребенку, и вам хорошую службу.

Режим домашних занятий для школьника 1 класса должен предполагать непосредственно занятия не более 30 минут и 10-ти минутные перерывы. Начинать стоит с более легких задач. Психологи рекомендуют помогать первокласснику только в том случае, если он попробовал сам, но не справился. Да и то, не давать ему готовый ответ, а направлять, помогать самому дойти до решения задачи.

Обстановка должна быть спокойной, чтобы ребенок смог сосредоточиться. Не нужно посторонних разговоров, телевизора, еды и прочего. Кроме того, у школьника должно быть рабочее место.

17 : 30 – 19 : 00 – свободное время

Это время в режиме дня младшего школьника отводится под личные занятия ребенка: игры, просмотр телевизора (ограниченно), прогулка, посещение кружков.

Отдавать ребенка на дополнительное обучение, будь то музыкальная или художественная школа, в то же время, когда он поступает в первый класс – неправильно. Получается слишком большая нагрузка, несколько новых коллективов и абсолютное отсутствие свободного времени, ни к чему так перегружать малыша.

На дополнительное обучение нужно записываться либо за год до школы, либо только со второго класса. Отличным вариантом будет спортивная секция или занятия танцами. Младшие школьники – все еще маленькие детки, которые любят бегать и прыгать. Более того, им это жизненно необходимо для хорошего роста и правильного развития. Поэтому так важно, чтобы малыш мог наверстать упущенное за день.

Если нет возможности заниматься спортом в группе, занимайтесь им дома, а точнее на улице. Запланируйте время в режиме дня младшего школьника для активной прогулки на свежем воздухе.

19 : 00 – 20 : 00 – ужин

Ужин – это особенное время, когда вся семья может собраться за общим столом и поделиться новостями прошедшего дня – спрашивайте у ребенка и рассказывайте сами. В этом возрасте малыш обязательно поделится с вами, если увидит заинтересованность.

Нехитрая привычка делиться впечатлениями и переживаниями не позволит вам пропустить что-то важно в жизни ребенка, и даст реальный шанс не оказаться в числе тех родителей, которые спустя несколько лет на вопрос «как дела в школе?», получают только сухое «нормально».

Домашние дела

Организация режима дня школьника после ужина должна предполагать время на домашнее дела. Даже первоклассник может помочь родителям убрать со стола, помыть посуду, прибраться в своей комнате, что-то постирать (например, свой носовой платок или носочки) и, конечно, собрать школьную сумку на завтра.

Прогулка

Не ленитесь прогуляться перед сном хотя бы 20–30 минут. Если вы еще не успели как следует пообщаться с ребенком – это отличная возможность спокойно поговорить.

Не нужно устраивать каких-то активных игр. Малыш должен успокоиться, подышать свежим воздухом для того, чтобы спокойно и крепко спать.

Если погода не позволяет гулять, займитесь чем-нибудь всей семьей, например, настольными играми или чтением , несложными поделками.

Не оставляйте на это время выполнение домашнего задания. Даже если ребенок выглядит бодрым, это, скорее всего, проявление переутомления. Не переоценивайте силы младшего школьника.

20 : 30 – 7 : 00 – сон

О значении сна в режиме дня школьника начальных классов говорить можно бесконечно. Ребенку необходимо спать не менее 9 часов. Он, конечно, может спать меньше и при этом отлично себя чувствовать…до поры до времени. Затем последуют переутомление, невротические расстройства, отставание от одноклассников и другие малоприятные явления. Нужно ли это вашему ребенку и вам?

Если есть проблемы с укладыванием, обратите внимание на то, чем занимается ребенок перед сном. Нужно исключить активные игры, телепередачи, оказывающие возбуждающие влияние на психику малыша, попытаться сгладить слишком сильные эмоциональные переживания.

Можно принять  ванну, выпить стакан теплого молока с медом, почитать спокойную книгу. Постель должна быть свежей, а комната чистой и хорошо проветренной. В идеале, если вы уделяете внимание закаливанию, в комнате для сна всю ночь должна быть открыта форточка.

Конечно, в наших условиях это не всегда возможно. Когда зимой отключают отопление в квартире, там и так «прохладно»‎, но все-таки, не забывайте следить за тем, чтобы в спальне было свежо.

Спустя какое-то время после введения режима сна школьник начнет без проблем засыпать и просыпаться в определенное время. К счастью, детки быстро привыкают к правильному режиму.

Кому. Детям дошкольного возраста распорядок дня может быть еще и не нужен, хотя приучать детей к дисциплине, знакомить их с обязанностями и правами за день до школы – немного поздновато. Начни пораньше приучать ребенка, например: когда ложатся спать, когда садятся ужинать, почему после игры собирают игрушки, а утром чистят зубы. Ребенку садиковского возраста, возможно, захочется иметь и свой, детский, режим дня, но сейчас речь идет о детях, которые собираются пойти в школу или уже ходят в нее.

Особенно ценным такой режим дня будет для детей, которые ходят на дополнительные занятия, курсы, кружки или секции. Огрызок бумажки на холодильнике с надписью «вт-пт - алла григориевна-гимнастика,кроме четных», возможно, очень помогают родителям, но совершенно не несет никакой смысловой нагрузки для ребенка.

Более того, новый ритм жизни сбивает ребенка с толку, слишком много всего и все новое: опоздания, забытое домашнее задание и не собранный рюкзак за 15 минут до выхода в школу – норма жизни, но она еще больше усугубляет растерянность ребенка. Младшеклассникам режим дня, понятный, четкий, удобный – просто необходим.

Как. Можно сто раз повторять одно и то же, а можно написать, распечатать, наклеить и вуаля! Это уже документ, а документ, даже дети знают, - вещь серьезная, против нее так просто не пойдешь. Первый в жизни письменный договор с ребенком – ответственное совместное (!) дело: в его создании (например, в выборе персонажей для коллажа) обязательно должен участвовать ребенок: то, что ему нравиться, хотя бы визуально, он будет выполнять с большим удовольствием. Когда режим дня будет готов – и родитель, и ребенок должны прочесть его, обсудить все пункты, убедиться, что нет недопонимания и все правила ясны и полностью устраивают обе стороны, и скрепить подписью (ребенок может просто написать свое имя).

Итак, какова возможная структура "режима дня":

Режим дня для школьника - изображение №1

Вот незатейливый пример, от которого вы можете отталкиваться, а можете придумать свой. Покупать готовые плакаты и календари с распорядком дня тоже можно, но, во-первых - они все ужасно некрасивые, во-вторых - это неинтересно, в-третьих - совершенно не привлекает ребенка.

Изображения, которые есть в коллаже могут меняться в зависимости от того, на что вы хотели бы обратить внимание ребенка: может быть, он забывает собрать рюкзак, а может не любит сам одеваться. Под каждой из картинок должно стоять время, которое предположительно занимает процесс, и его описание. Например, так: «07:45- 08:00 – чистим зубки, умываемся, расчесываем волосы»; «08:40-14:00 – весело и интересно проводим время в школе, слушаем учительницу, узнаем много нового…», или «16:00 – 18:00 – свободное время».

О пункте «свободное время»: он должен быть обязательно, хотя бы час-два в день ребенку нужно позаниматься чем-то своим, не руководствуясь мамиными указаниями или школьными заданиями.

Можно включать в расписание и выходные дни, не детализируя, как будние, но обозначить важные регулярные мероприятия и действия ребенка: уборка в комнате, занятия в спортивном кружке, визит к бабушке и т.п.

Режим для тех, кто учится во 2 смену

Режим дня первоклассника, который учится во вторую смену, строится по тем же основам, что и у школьников, посещающих занятия утром. Меняется только время на домашние задания и посещение школы.

Подъем должен быть так же в 7:00 утра. После зарядки, водных процедур и завтрака ребенку дается 30 минут свободного времени. Затем следует выполнение домашнего задания, прогулка и обед. Таким образом, с 11.00 до 12.30 у школьника появляется свободное время, которое он может потратить на посещение дополнительных кружков или прогулку с друзьями.

После школы и ужина, режим школьника предполагает дела по дому – помощь родителям и подготовку к завтрашнему школьному дню: не выполнение уроков, а сбор сумки и школьной формы.

Во время учёбы во вторую смену не стоит заставлять школьника выполнять уроки сразу после школы, поскольку его организм в это время перегружен и нуждается в отдыхе. В противном случае информация будет усваиваться достаточно плохо.

Конечно, родители могут самостоятельно путем проб и ошибок разработать оптимальный распорядок дня для своего ребенка, но лучше довериться компетентному мнению ученых, и сверить ваш режим с нашим, научно-обоснованным:

Подъем - 7:00

Гимнастика, душ, уборка постели - 7:00-7:30

Завтрак - 7:30-7:50

Прогулка - 7:50-8:20

Приготовление домашнего задания - 8:20-10:00

Второй завтрак - около 11 часов

Свободные занятия, чтение, музыка, иностранный язык, помощь по дому - 10:00-11:30

Прогулка - 11:30-13:00

Обед - 13:00-13:30

Дорога в школу - 13:30-14:00

Занятия - 14:00-18:00

Прогулка, спортивные игры на воздухе - 18:30-19:00

Ужин и свободные занятия - 19:00-20:00

Приготовление ко сну, умывание - 20:00-20:30

Сон - 20:30-7:00

Единственным плюсом обучения ребенка во вторую смену является его питание. Дети будут завтракать, обедать и ужинать в домашних условиях, а в школе они могут перекусить фруктами или хлебобулочными изделиями. В школе ребенок может получать только полдник, что позволяет родителям организовать правильный и полноценный режим питания.

Обучение во вторую смену немного сложнее, как для родителей, так и для малышей, так как занятия переносятся на вторую половину дня, а отдых и приготовление уроков на первую. Но не стоит пугаться, ведь нет ничего невозможного!

Как приучить школьника к режиму

Хотя первоклассники и быстро привыкают к режиму, вряд ли они в состоянии наладить его самостоятельно. Сначала от родителей потребуются все усилия, чтобы ненавязчиво ввести в жизнь ребенка новый распорядок, не вызвав неприязни и отторжения.

Режим нужно налаживать постепенно, не ставя сразу жесткие рамки. Не получилось, не успели, проспали немного – ничего страшного. Учтите ошибки и в следующий раз постарайтесь не допустить их.

На первых порах все нужно делать с ребенком: и заниматься зарядкой, и собирать сумку на завтра. Если есть возможность, желательно взять отпуск на первый учебный месяц – посвятить его ребенку и «настройке» режима. После этого периодически звоните малышу и ненавязчиво интересуйтесь, сделал ли он положенные по режиму дела.

Чем глубже и незаметней режим войдет в жизнь школьника, тем более естественным ему будет казаться заданный ритм. А для этого вы должны пройти первоначальный этап вместе, не лениться и не отступать от принятого распорядка.

Несколько слов о «жаворонках» и «совах»

Как известно, каждому человеку свойственны определённые биоритмы. Именно поэтому некоторые детки могут с лёгкостью проснуться в 7 утра и уже через несколько минут чувствовать себя бодро и свежо (их называют «жаворонками), а кому-то достаточно трудно открыть глаза даже в 9–10 часов (их называют «совами»). И то, после пробуждения в столь позднее время, завтракая, они будут клевать носом.

Как вы уже наверняка поняли, ритм отхода ко сну у «жаворонков» сдвинут на более ранний вечер. Как правило, им достаточно комфортно учиться как в первую, так и во вторую смены, поскольку в обоих случаях ребятам приходится просыпаться довольно-таки рано (в 7 утра в первую смену и 8 во вторую). Главное, не допускайте, чтобы «жаворонки» не «зарабатывались» и не ложились спать поздно, потому что в противном случае следующий день окажется для них крайне непродуктивным.

Ребенок спит

«Совы» предпочитают ложиться поздно и спать вплоть до обеда.

С «совами» дела обстоят по-другому. Идеальным выходом для них будет обучение во вторую смену. Ребята этого типа предпочитают ложиться спать ближе к полуночи и вставать лишь к обеду, поэтому не стоит нарушать их биоритм и гнать в кровать в 9 вечера. Вы не сможете заставить «сову» уснуть в столь ранний для неё час. Таким образом, подыскав школу, в которой есть возможность заниматься во вторую смену, вы точно повысите успеваемость меленьких «сов».

Соблюдать ли режим в выходные дни?

Конечно, в выходные хочется поспать подольше, а по возможности и весь день. Однако не стоит поддаваться соблазну. Максимум, от режима можно отступить на 1–2 часа. Хотя, если ребенок достаточно спит в будние дни и уже привык к распорядку – он наверняка сам проснется в 7 часов утра.

Родителям в таком случае можно только посочувствовать и посоветовать ложиться пораньше, хотя бы на выходных. Ведь чем раньше вы встанете, тем больше времени сможете провести с активным ребенком.

На выходных постарайтесь выбраться на природу или посетить какие-то культурно-развлекательные мероприятия: музей, выставку, концерт. Можно сходить в кафе. Отличным способом провести выходные будет посещение катка, велосипедные прогулки или прогулки верхом. Дела на выходные дни лучше планировать заранее: составить расписание, приобрести билеты и так далее.

Многие семьи предпочитают проводить выходные пред телевизором и компьютером. Если вы относитесь к таким людям, подумайте, будет ли ребенку что вспомнить, когда он подрастет? Захочется ли ему приезжать в родительский дом, в котором не могут предложить ничего, кроме совместного просмотра телепередач?

Приложите все усилия к тому, чтобы вырастить и воспитать организованного человека, способного рассчитывать свои силы и время. В будущем это поможет вашему ребенку стать успешными и состоятельными. 

Как видите, организовав правильный и здоровый распорядок дня для ученика, вы создадите все условия для позитивного настроения, хорошей работоспособности и укрепления здоровья ребёнка!

Источник: https://mama66.ru/http://www.uaua.info/https://shkolabuduschego.ru



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :sick: :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.






Яндекс цитирования