Где проходит тонкая грань между конструктивной критикой и психологическим давлением? Как ее нащупать и не оступиться? На эти вопросы мы иногда не можем найти ответы и во взрослой жизни. Если рабочие отношения более-менее формализованы, то внутри семьи мы часто позволяем себе быть немного более резкими — вначале говорим и только потом думаем.
Я считаю себя в целом, как это сейчас модно говорить, «осознанным» родителем, у меня достаточно либеральные взгляды на воспитание плюс огромный массив прочитанных околопсихологических статей на тему современного детства за плечами. Из всего это сложилась некая концепция, которой я стараюсь придерживаться. Ключевое слово здесь – «придерживаться».
Согласно этой системе, критиковать нужно, но осторожно и это даже не критика, а скорее совместный разбор ошибок и болезненного опыта, осторожное указание на альтернативные пути решения проблем. Нельзя давить своим авторитетом, ломать, сравнивать с другими детьми. И все бы хорошо, но какие-то модели поведения, видимо, зашиты в меня генетически.
В целом мне легко удается держать себя в рамках, когда речь идет о конфликтах с друзьями, сложных ситуациях в школе, спорах с учителями (стараюсь всегда поддерживать сторону ребенка). Но когда дело касается учебы — все концепции идут куда подальше.
Хоть я и понимаю, что все люди разные, кому-то легко дается одно, кому-то другое, кто-то созревает раньше, кто-то позже для мотивированной учебы, не всегда могу справится с потом критики (совсем неконструктивной), когда вижу процесс выполнения домашних заданий, нестабильные оценки в школе, получаю feed back от репетиторов.
Здесь вылезают все табу — сравниваем, вызываем чувство вины, говорим про то, «сколько я в тебя вложил», давим авторитетом и так далее.Потом после вспышки неконтролируемой критики, ты приходишь в себя и идешь извиняться… Но слово, как говорится, не воробей…
Тут ты начинаешь винить уже себя: «Ты — плохая мать, где все твои гуманистические идеалы и вот это все правильно написанное?!». К тому же последние годы общим местом стало считать, что корень всех наших проблем лежит в детстве. Современные бестселлеры, кино, психологические статьи — все кричит об этом.
И вот, ты уже рисуешь себе картину, как твой ребенок вырастает, и часть его зарплаты уходит на психоаналитиков, где они обсуждают ваши с ним взаимоотношения. Полный кошмар.
Выводов здесь никаких не будет. Или нет — будет. Мы все не идеальны, у нас есть устоявшиеся модели поведения, убеждения, комплексы и недостатки. Однако я верю, что каждый из нас имеет возможность трезво и реалистично оценить себя и найти все это, чего точно не может делать ребенок. Следующим шагом после признания — идет работа над собой, анализ и рефлексия и так всю жизнь. Это сложно.
Когда я, например, уставшая прихожу с работы, и на меня ещё валятся школьные проблемы ребенка. я могу выйти из себя. Но потом я всегда анализирую ситуацию, прихожу к ребенку, извиняюсь и обсуждаю, рассказываю, где я была неправа и объясняю, почему моя реакция была именно такой.
Правильно ли я поступаю? Это расскажет моему ребенку психоаналитик на приеме во взрослой жизни. Не верю, что можно не совершать ошибок в воспитании, но верю, что о них можно и нужно говорить, в том числе и с детьми.
Автор: Людмила Кевдина
Источник: https://maximumtest.ru/blog/