Как научить ребенка владеть своими эмоциями. 6 правил от психолога Джона Готтмана

Все родители любят своих детей, но не все знают о значении эмоционального воспитания. Любовь, забота и теплота в отношении – это много, но еще не все, что требуется малышу. Что дает эмоциональное воспитание?

Родители, которые используют эмоциональное воспитание, всегда реагируют на эмоции ребенка до того, как те стали интенсивными, переросли в истерику или скандал. Со временем дети начинают испытывать уверенность, что родители их понимают, сопереживают и интересуются их жизнью. Им не приходится капризничать, чтобы привлечь внимание родителей.

Дети, которых так воспитывали с раннего детства, становятся мастерами искусства самоуспокоения. Они могут оставаться спокойными даже в состоянии стресса.

Между родителями, занимающимися эмоциональным воспитанием, и их детьми возникает меньше конфликтов. Ведь детей не ругают за плач из-за разочарования и за приемлемые формы выражения гнева.

Благодаря эмоциональному воспитанию устанавливается глубокая связь между родителями и детьми. Дети видят в своих родителях союзников и хотят их радовать, а не разочаровывать.

Психолог Джон Готтман дает несколько советов по эмоциональному воспитанию.

Научитесь понимать свои чувства

Чтобы понять, что чувствует ваш ребенок, важно научиться осознавать свои эмоции. Что это означает? Вы признаете свои эмоции, можете определить чувства, которые вы испытаете в данный момент и разделяете эмоции других людей. Чтобы научиться осознавать свои чувства, есть несколько простых способов: молитва, медитация, ведение «дневника эмоций», разные формы художественного выражение (рисование, стихотворчество, игра на музыкальных инструментах). Очень важно для этого иметь время на то, чтобы побыть в одиночестве. С навыком осознания собственных эмоций родителям будет проще настраиваться на чувства ребенка. Будьте внимательны к ребенку, откройте ему свое сердце.

Используйте негативные эмоции ребенка как средство сближения

Когда ребенок испытывает сильную негативную эмоцию – страх, гнев, печаль – он больше всего нуждается в родителях. Возможность успокоить расстроенного ребенка позволяет нам почувствовать себя родителями и сблизиться с малышом. Чутко относитесь к изменениям настроения вашего ребенка, проявляйте искренний интерес и озабоченность его проблемами. И тогда ребенок поймет, что вы его союзник. Вы научитесь сотрудничать и в случае большого кризиса сможете вместе ему противостоять. Негативные переживания – отличная возможность для сближения с ребенком. Это дополнительный кирпичик в здание ваших взаимоотношений.

Умейте выслушать и посочувствовать вашему ребенку

Настройтесь на волну эмоции ребенка: его телодвижения, язык жестов, мимику. Сядьте на один уровень с ребенком, сделайте глубокий вдох и сосредоточьтесь. Выслушайте вашего ребенка, посочувствуйте ему. Дайте ребенку понять, что его чувства обоснованны. Одним из способов продемонстрировать свое понимание чувств ребенка – привести аналогичный пример из собственной жизни из серии: «когда я была маленькой…»

Помогите ребенку обозначить эмоцию словами

Очень важно научить ребенка называть свою эмоцию словами. Обозначение эмоции позволит превратить страшное и неприятное чувство в нечто определимое, имеющее границы. Родитель видит расстроенного ребенка и говорит: «Наверное, тебе очень грустно?» Ребенок чувствует, что его поняли и теперь он знает то слово, которое описывает его состояние. Психологи утверждают, что в то время, когда мы говорим об эмоции, вербализуем свои чувства, подключается левое полушарие головного мозга, где находятся центры логики и языка, и это помогает успокоиться.

Введите ограничения на неприемлемое поведение

Если ребенок, испытывая негативное чувство, выражает его в неприемлемой форме – бьет товарища, ломает вещи, обзывается – важно установить границы такого поведения. Нужно сказать ребенку, что такое поведение непозволительно. Например: «Тебя злит, что сестра отобрала игру. Меня бы это тоже разозлило. Но бить ее неправильно. Что ты можешь сделать вместо этого?» Детям важно объяснить, что проблемой является не их чувства, а их плохое поведение. То есть ребенку нужно объяснить, что есть другие способы выражения их чувств. В то же время помните, что ребенок – это ребенок. Это нормально, если он бежит, сломя голову, если он лезет на дерево или строит рожи. Психологи предлагают разделить систему правил на три зоны. Зеленая – поведение, которое разрешено и желательно. Желтая – поступки, с которыми можно мириться. Красная зона – это недопустимое поведение (аморальное, неэтичное, незаконное, асоциальное). За плохое поведение возможно наказание – лишение привилегий, отказ во внимании или отсутствие наград.

Окажите помощь в решении проблемы

Не берите полностью на себя поиск решений. Способ проведения мозгового штурма зависит от возраста ребенка. Для детей помладше – это может быть ролевая или фантазийная игра, в которой могут разыграться «правильная» и «неправильная ситуация». С детьми постарше можно продумать и записать максимальное число вариантов решений. Только старайтесь не высмеивать ребенка, если даже какая-то идея вам покажется глупой. Затем взвесьте придуманные решение с точки зрения ценностей, принятых в вашей семье: насколько оно справедливо, безопасно, милосердно, мужественно. Изучив последствия от разных вариантов, дайте ребенку возможность выбрать свой вариант. Помните, что дети учатся на своих ошибках. Если ребенок выбрал вариант, который не сработает, но и не принесет вреда, позвольте его попробовать. Если оно окажется неэффективным, проанализируйте вместе, почему так случилось и предложите перейти к другому варианту.

По книге Джона Готтмана и Джоан Деклер «Эмоциональный интеллект ребенка»



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования