Она тихо играла с пластилином и куклой, полностью погрузившись в это занятие, спокойная и довольная. Когда интерес прошел, подошла к нам и попросила бабушку нарисовать ей такую же куклу, чтобы раскрасить. Бабушка с удовольствием выполнила просьбу, и она тихонько начала раскрашивать платье, туфли, руки… И вдруг громко закричала: «Не знаю, как раскрашивать!». «Потихонечку», — пыталась успокоить ее бабушка, но уже спустя несколько мгновений она начала черкать по рисунку и всему листу бумаги, расплакалась, раскричалась: «Не знаю, не могу, не умею».
Мы были поражены. Бабушка пыталась ее успокоить, но каждое слово только подливало масла в огонь. Девочка раскидала краски, смяла бумагу, накричала на бабушку, что не надо ей больше никогда ничего рисовать, убежала в комнату, что-то всхлипывая, несколько раз хлопнула дверью и закрылась в темноте. Мы не могли понять, что происходит, бабушка еще и рассердилась, даже, наверное, обиделась — непонятно было, почти невозможно, что ее трехлетняя внучка так себя ведет. Но мы не стали ее трогать, ждали, что будет дальше. Минут через десять дочка вернулась в комнату с улыбкой и предложила какую-то новую игру — бабушкина милая и воспитанная внучка.
В ее жизни такой случай не первый и не последний, равно как и в жизни детей по всему миру. Люди удивляются этому, в интернете критикуют и осуждают современных родителей, а с другой стороны — родители просят о помощи. Я тоже начала переживать о том, что происходит с моими детьми, которым еще не исполнилось 4 года, и в поиске ответа на вопрос «почему это происходит» в море возможных объяснений нашла единственное, которое мне предложило и простые решения проблемы.
Информационная перегрузка
Общеизвестно, что уровень стресса и нездоровой возбудимости у детей значительно вырос в последние два десятилетия. Как утверждает исследовательница Мэгги Дэнт, сторонница тихого и спокойного родительства, которое должно «спасти детей от хаотичного мира» (так называется и одна из ее книг), самые большие угрозы развитию мозга ребенка (если ребенок не брошен, не подвергается насилию и жестокости) — это постоянная спешка в его окружении, чрезмерное стимулирование технологиями, наполнившие потребительский мир, в котором мы живем.
Они отрицательно влияют на формирование когнитивных карт, на формирование восприятия, веры и приятия, которые ложатся в основу детского толкования мира, и эмоциональных предохранителей, которые сопровождают детский опыт, т.е. на развитие моделей саморегуляции. Дети становятся слишком чувствительны ко всему, что их окружает: повышенный уровень гормонов стресса и адреналина делает детей неуверенными, уязвимыми, им неприятно, что они боятся или переживают, и они начинают вести себя в соответствии со своими ощущениями: легко возбуждаются, могут стать назойливыми или упрямыми, агрессивными, быстро «взрываются».
Автор Мэгги Дэнт утверждает, что в такой ситуации речь идет не о плохих родителях или плохих детях. Проблема в том, что дети не могут сами справиться со своими впечатлениями или чувствами, а ситуацию усугубляют и некоторые семейные привычки:
- недостаток сна,
- плохое питание,
- ребенок слишком много времени проводит перед телевизором, компьютером и другими экранами, т.е. получает от экрана негативный заряд,
- тревожные или очень нервные родители,
- ввод ребенка в формальную систему учебы в очень раннем возрасте и слишком много информации, которую ребенок должен усвоить,
- нереальные и неадекватные ожидания детских успехов,
- детство, наполненное слишком большим количеством обязанностей,
- недостаток движения,
- мало времени, проводимого на природе,
- хаотичное окружение дома, недостаток структуры и режима,
- недостаток адекватной эмоциональной и физической заботы о детях,
- слишком много информации о родительских обязанностях, которые ведут к неуверенности и потери ориентации у родителей,
- стресс, связанный с денежными проблемами в семье.
Где выход?
Для того чтобы в мозге ребенка выстроились маршруты, помогающие управлять эмоциями и рационально мыслить в стрессовой ситуации, вовремя успокаиваться, надо соответствующим образом реагировать на детей.
В первую очередь, необходимо, пока дети маленькие, «замедлить» нашу взрослую жизнь — ведь система, которая будет регулировать стресс на протяжении всей их жизни, все еще находится в стадии становления. И мы просто обязаны способствовать выработке тех веществ, которые помогут нам чувствовать себя хорошо, в противоположность тем, которые вызывают ощущение стресса.
Для себя я решила, что могу сделать, например, следующее:
Раз и навсегда определить время, чтобы наслаждаться «медленным днем». Например, в выходной мы не будем вылезать из пижам, не будем вовсе включать компьютер или телевизор или любые электронные устройства, будем долго сидеть за завтраком, не будем убирать игрушки, я не буду носиться и срочно наводить дома порядок. Разрешу себе и ребенку лениво помечтать, подремать и просто поваляться на диване.
Мы начнем глубоко дышать.
Для себя я найду в доме «тихий уголок», например, стул у окна или рядом с аквариумом, потому что и мне нужно время, чтобы настроиться на мирный лад.
Я буду говорить только спокойно — и тихонько скажу детям, что они могут побыть в своей комнате, немного успокоиться и прийти к нам, когда буйство чувств утихнет. И не буду их торопить, дам им время успокоиться.
Мы как можно чаще будем выходить на улицу, потому что могущество природы может исправить почти все, и это ее волшебство действует на всех. Буду играть с детьми, лучше всего на природе — как можно меньше игрушек, как можно больше веток, камешков и грязи.
Будем спокойно наслаждаться, лаская нашего щенка, потому что это действие сохраняет здоровый тонус блуждающего нерва.
Я обязательно раздобуду гамак или кресло-качалку, потому что раскачивание и покачивание естественным образом успокаивают.
Постараюсь найти прикосновение, которое будет приятно ребенку — массаж головы, массаж ступней, поглаживание спины, объятия, мягкое движение пальца по ладони ребенка — и буду как можно чаще использовать это движение. Вспомню о силе теплых объятий без слов.
Семейные привычки будут меняться по мере снижения уровня стресса. Очень важно помочь своим детям развивать важные навыки. А поскольку модель поведения для своего ребенка создаем мы, то уже сегодня можно начать дышать глубже, ходить медленнее, обниматься теплее…
Зелена учионица
Перевод с сербского Александры Матрусовой
Источник: http://www.matrony.ru/