Страх воды у ребенка. Как избежать фиксации?

Лето, солнце, жара… лучший способ отдохнуть и развлечь ребенка – это отправиться на пляж. Река, море, озеро или просто бассейн – вариантов масса, главное это возможность плавать, плескаться, нырять, прыгать в воду и весело освежаться летним днем.

К тому же озорная детвора так любит веселиться на воде, ничем не выманить их на берег, будут купаться, пока губы не посинеют. Довольные родители имеют возможность прилечь на шезлонге в тени, томно потягивая освежающий коктейль через соломинку, обсудить последние новости в кругу друзей.

Но некоторые малыши совершенно не поддерживают родительский энтузиазм и не разделяют восторгов мамы с папой по поводу водных процедур, даже не мочат ножки, побаиваясь подойти к кромке воды. Никакая жаркая погода или увещевания о том, как это здорово – купаться, не производят ожидаемого эффекта, демонстрация плывущего папы, резвящихся деток или предложения разнообразных «плавсредств» тоже ничего не дают, ребенок все равно отказывается зайти в воду. Наотрез!

В таком случае часто можно видеть картину, как малыша просто берут на руки и заносят в воду под оглушительный крик, плач и всяческие протесты с его стороны, мотивируя подобное решение тем, что «вот попробует, как приятно, и сам захочет», или «пусть привыкает бороться со своими страхами», и тому подобное.

Ребенок изо всех сил цепляется за родителя, пытающегося оторвать от себя свое чадо и показать все прелести летнего купания в водоеме, рыдает, кричит и просит вернуть его на берег.

Подобные «заплывы» повторяются несколько раз: «ну, жарко ведь, чтоб не перегрелся», «поревет и привыкнет», «он же мальчик, значит должен уметь плавать» - аргументов море, и родители искренне верят, что не делают ничего плохого, а наоборот, пытаются привить ребенку если не спортивные навыки, то любовь к водным процедурам и активному отдыху на природе.

Попробуем разобраться системно, почему одни дети совершенно не боятся воды и даже любят купаться больше всего на свете, а другие просто впадают в ужас от перспективы окунуться в водоем или даже намочить ножки.

Откуда берется боязнь воды и можно ли поменять подобное отношение малыша к воде?

Чудовища в воде

Страх водоемов, страх плаванья, страх глубины, страх потерять опору под ногами – все чувства имеют один общий корень – страх смерти.

Все люди в той или иной степени могут опасаться за свою жизнь, но именно страх смерти, как глубинное, древнее и интенсивное ощущение, иногда перерастающее в фобии, присуще только людям со зрительным вектором. Страх смерти, находящий свое воплощение в боязни воды, высоты, замкнутых пространств, темноты, змей, пауков, мышей и прочего может значительно влиять на качество жизни своего обладателя, толкая его на определенные действия или лишая возможности полноценно реализовать себя в социуме.

Маленький ребенок, имеющий зрительный вектор, только пробует развивать свои врожденные психологические свойства, и состояние страха для малыша является не поводом для принятия кардинальных мер родителями, а всего лишь одним из вариантов проявления определенных свойств психики.

Страх в любом его воплощении – это отправная точка развития зрительного вектора, которое можно (и нужно!) продолжить вплоть до высшей точки его развития – способности к действенному состраданию, сопереживанию другому человеку, ощущению любви ко всему человечеству, в котором совершенно нет места страху.

Развитие векторальных свойств происходит до окончания периода пубертата, то есть до 12-15 лет, после этого идет реализация данных свойств на том уровне, до которого они успели развиться в детстве. Процесс реализации продолжается всю жизнь человека и может быть как полноценным воплощением всех врожденных свойств вектора, дающим такое же полное и мощное чувство удовлетворения, так и неуклюжими попытками слегка реализоваться, чтобы просто снять напряжение и заполнить растущие пустоты внутри.

Поэтому системный подход в воспитании зрительного ребенка играет крайне важную роль в развитии всех психологических свойств малыша, а значит и всего жизненного сценария будущей личности.

Для воспитания зрительного малыша важными моментами являются крепкая эмоциональная связь с мамой, возможность в любой момент проявить свои эмоции, будь то восторг или печаль, полное отсутствие каких-либо пугающих моментов (страшные сказки, домашние «воспитательные» пугалки, игры в темноте с пуганиями, злые или жестокие мультики или компьтерные игры и тому подобное), формирование в ребенке чувства сострадания постепенно переходя от заботы о куклах, растениях, животных к сопереживанию людям, которые нуждаются в помощи, больным, одиноким, бездомным и тому подобное.

Таким образом, ребенок учится смещать эмоциональный фокус с себя любимого на другого человека, пробует получать удовлетворение от эмоциональной связи с другим, от отдачи эмоций и сострадания, от любви к ближнему и всему человечеству. Это позволяет ему уже во взрослой жизни находить такой вариант реализации врожденных психологических свойств, который дает наиболее полноценное ощущение радости и удовлетворения собственной деятельностью и жизнью в целом.

От детского страха ко взрослой фобии

Проявляя свой страх перед водой, малыш не осознает истинную природу данного чувства, он просто боится. Отправной точкой может быть что угодно – новое место, непривычная обстановка, неумение плавать, ассоциации из страшных мультиков или книг, плохое настроение, прохладная вода, неприятные камни или песок и прочее.

В сложившейся ситуации все наши родительские попытки приобщить ребенка к водной среде «экспресс методом» взвинчивают ощущение страха до высшей точки, а многократные повторения фиксируют его ассоциацию воды со страхом. Положение усугубляется в том случае, когда источником негативных переживаний становится мама, которая воспринимается ребенком, как гарант ощущения защищенности и безопасности, весьма важного чувства для адекватного развития всех психологических свойств малыша. Потеря этого чувства для любого ребенка воспринимается, как стресс.

Ребенок не только не преодолеет свою боязнь воды, но и утвердится в мысли, что купание это страшно и неприятно, ведь его заставляют.

Фиксация в страхе по любой причине дает остановку в развитии вектора. Страх это тоже эмоция, хоть и примитивная, а значит это тоже наполнение зрительного вектора, пусть и на самом нижнем и элементарном уровне. Научаясь реализовывать свои потребности в эмоциях посредством страха, ребенок пробует пугаться снова и снова, ведь это просто, ведь он это уже умеет. В дальнейшем, со временем он подрастет, и сам будет входить в воду, но уже не для удовольствия от купания, а для испытания острых ощущений, из желания пощекотать себе нервы и тем наполнить зрительный вектор невысокого уровня развития.

Подобные эксперименты чреваты тем, что внезапная паника в глубоком месте может стать серьезным риском для жизни, так как именно паническое состояние чаще всего является причиной вдыхания воды и, как результат, самых печальных последствий.

Возможно, описанная ситуация и представляет собой крайне негативный, хоть и вполне реальный, вариант развития ситуации, при том, что его достаточно просто можно избежать, применяя системное воспитание и развивая потенциал ребенка на все 100%, но она наглядно иллюстрирует механизмы фиксации ребенка в страхе и возможные последствия.

По большому счету, так ли важно для нас, чтобы ребенок умел плавать и любил купаться? Может быть, наше родительское жгучее желание приобщить малыша к водным процедурам продиктовано не столько заботой о нем самом, сколько нашими личными амбициями, реализацией собственных потребностей, желанием похвастаться отпрыском или боязнью выделяться среди других родителей пугливым малышом?

Задумайтесь, как вы будете чувствовать себя, когда через десяток-другой лет именно ваш сын не побоится броситься на помощь утопающему и спасти человеческую жизнь? Один из сотни отдыхающих на людном пляже и десятков молодых и сильных мужчин?

Статья написана по материалам тренингов по cистемно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Автор публикации: Диана Гадлевская



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования