Вполне понятное желание родителей – защитить своего ребенка, уберечь его от горечи и разочарований, от дурного воздействия извне, от плохой судьбы. Вот бы заложить малышу такую силу духа, которая способна была бы противостоять мощным современным соблазнам – алкоголю, наркотикам, преступной деятельности и пр. Возможно ли это в принципе?
Все, что мы, родители, можем сделать, это создать оптимальные условия для максимального развития потенциала наших детей. Тогда они будут подготовлены к жизни. И здесь без понимания особенностей детей не обойтись.
«Не переживайте, успокойтесь. Вы же хорошие, приличные, здравомыслящие, образованные родители… Как у вас может вырасти другой ребенок, подверженный дурному влиянию? Он же ваш, родной, вы его сами воспитывали, всю душу в него вкладывали. Яблочко от яблони не далеко падает.»
Подобные увещевания действуют умиротворяюще на родителей, но в них мало реальности. В хороших семьях, с отличными родителями (по крайней мере на первый взгляд) вырастают разные дети – одни выбирают жить, как люди, а другие катятся по наклонной. Тут сразу же вспоминают другую народную мудрость – в семье не без урода, на детях гениев природа отдыхает и т.п. Вот и поди разберись, как у тебя, в твоей семье, с твоим ребенком сложится: пойдет ли он по родительским стопам или выберет иной путь.
Системно-векторная психология как раз тот инструмент, который позволяет нам узнать точный ответ.
Плохих детей не бывает, бывают плохие воспитатели
Дети рождаются, наделенными от природы психическими свойствами – векторами. Вектора не передаются по наследству. Потому у «яблоньки» вполне может родиться «огурец», и воспитание его как «яблочка» только усугубляет ситуацию. Природу изменить, обмануть невозможно, а любые попытки переделать ребенка под свои стандарты приводят к печальным результатам – обидам, комплексам, к плохому жизненному сценарию в конце концов.
Ребенок будет гармонично развиваться в условиях безопасных и комфортных для его развития. Родительское непонимание внутренних наклонностей своего малыша, как и постоянное давление на него, затормаживают развитие, ребенок живет решением иной задачи – выжить, сохранить целостность своей личности.
Таланты остаются нераскрытыми и нереализованными, ребенок страдает, так как его психические желания никуда не делись, они зияют своей пустотой и толкают ребенка наполнить нехватки любым способом. Быстрый и доступный способ временно забыться, облегчить неудовлетворенность жизнью — это алкоголь, наркотики, ранние сексуальные отношения и пр.
Человек немыслим вне общества, каждый из нас его составная часть. Быть счастливым в одиночку вряд ли получится. Поэтому социализация для ребенка жизненно важный фактор. Ему важно быть, как все, не выделятся, чтобы не подвергаться нападкам со стороны общества. Особенно в подростковом возрасте сверстники становятся главными ориентирами в поведении ребенка, родители отступают на второй план.
Соответственно, от того в какой кампании общается ребенок, какие ценности и правила там приняты зависят его поступки. Эти ценности не берутся детьми из потолка, они навеяны самой жизнью, а потому состояние, в каком пребывает общество в целом проецируется в детском сообществе. Все курят – и ребенок будет курить, так как быть белой вороной ему некомфортно. Выбор ребенка – не делать, как все, обрекает его быть изгоем. Какое уж тут счастье, когда ты чувствуешь, что весь мир против тебя и сам ты какой-то не такой.
Подведем черту вышесказанному, заложить силу духа, противодействие дурному влиянию мы сможем, если будем:
1. Воспитывать ребенка в соответствии с его врожденными психическими свойствами (векторами), гарантируя ему чувство безопасности и защищенности. Это способствует тому, что ребенок раскрывает свои таланты, получает удовольствие от жизни одобряемыми в обществе способами.
2. Большое внимание уделить социализации ребенка. Благоприятная социальная среда, в которой будет расти ребенок – залог противодействия дурному влиянию. А для этого мы с вами не должны быть равнодушны к тому, что происходит в нашем обществе, к тому, как растут и воспитываются чужие дети. (В советском обществе, к примеру, к курящему на улице ребенку 9 из 10 взрослых не остались бы равнодушны, сегодняшняя статистика прямо противоположная – так мы сами, не осознавая, думая, что нашего ребенка это точно не коснется, роем ему яму дурного влияния).
Автор: Ольга Князева, педагог-психолог