Диагноз «Часто болеющий ребенок» знаком, к сожалению, многим мамам. Мы сталкиваемся с этой проблемой чаще всего при поступлении малыша в детский сад или ясли. Длительный насморк, «непонятный» кашель, сохраняющийся длительное время, аллергия на лекарства, вечные больничные. Очень важно в такой период знать о способах защитить организм малыша.
В настоящее время диагноз «Часто болеющий ребенок» знаком, к сожалению, многим мамам. Мы сталкиваемся с этой проблемой чаще всего при поступлении малыша в детский сад или ясли. Врач-педиатр на каждом посещении неуклонно ставит ОРВИ и отправляет лечиться все теми же средствами, что и месяц назад. Результат – длительный насморк, «непонятный» кашель, сохраняющийся длительное время, аллергия на лекарства, вечные больничные… хронические заболевания, список которых можно продолжать бесконечно. Поэтому настолько остро и встает проблема абсолютной неосведомленности родителей об общем состоянии здоровья их ребенка, так же, как и о способах защитить организм малыша в будущем. Обращаю внимание читателей, что данный материал составлен исключительно с рекомендательными целями, приведен шаблон ведения детей, не имеющих хроническую патологию.
Что нужно помнить всем родителям
Итак, часто и длительно болеющим считается ребенок, который, не имея хронических заболеваний и рожденный здоровым, за год успевает заболеть более 4 раз. Такое определение не однозначно в виду возрастных критериев, но объединяет большинство понятий в одно.
Но часто болеющий ребенок – не приговор. Это просто восклицательный знак, как вам, так и лечащему врачу. Следовательно, такой ребенок нуждается как в грамотном и своевременном лечении, так и в профилактике осложнений и новых заболеваний.
Почему увеличивается число часто болеющих детей?
Здесь вариантов масса, рассмотрим наиболее значимые из них.
1. Сбой в иммунитете. Мало кто из мам задумывается об истинной причине того, почему ее малыш до 1,5 лет ни разу не болевший, вдруг начинает непрерывно кашлять, насморк не проходит круглый год, а тут еще и профилактические прививки нужно сделать.
Большинство родителей справедливо полагают, что в яслях происходит «знакомство» их ребенка с различными вирусами, бактериями и другими агентами. И, конечно, иммунитет, распознавая их, дает сбой. Это правда, но отчасти. И дело в том, что наши дети поступают в ясли во «второй критический период иммуногенеза».
В это время (с года до 2-х лет) происходит постепенная смена пассивного (поступившего от мамы с молоком) иммунитета на только начинающий развиваться активный (свой собственный, неповторимый) иммунитет.
Но проблема заключается в том, что активный иммунитет только начинает свое формирование, а попадая в экстремальные условия (суперинфекция в детских дошкольных учреждениях), не имеет собственных сил для борьбы. Происходит сбой. Ребенок начинает непрерывно болеть…
2. Следующей и не менее важной причиной является окружающая среда. Научно доказано, что наиболее частые, длительные, осложненные респираторные заболевания (ОРВИ, ОРЗ, РС-инфекция и т.д.) отмечаются у детей, проживающих в районах, расположенных вблизи железнодорожных путей, заводов по сборке металлоконструкций. Для сравнения: зоб и другие заболевания щитовидной железы встречаются чаще у детей и людей, имеющих воздействие от нефтеперерабатывающих заводов, фабрик по лакокрасочной промышленности. Групповые случаи кишечных инфекций чаще наблюдаются у детей, проживающих недалеко от водозаборных станций и на берегах судоходных рек.
3. Психологический и социальный климат в семье. Немаловажную роль играют привитые малышу перед поступлением в ясли гигиенические навыки и умения. Если руки дома мылись один раз в день, не стоит ожидать от малыша чистоплотности и в дальнейшем. Родители являются примером для подражания, поэтому так важно в присутствии малыша (и в отсутствие) подавать ему хороший пример.
4. Широкий, просто огромный ассортимент лекарств, гомеопатических препаратов, да и просто средств, обещающих мгновенное выздоровление. Конечно, маму понять не сложно: хочется, чтобы твой малыш поскорее выздоровел, хочется выйти на работу. Но важно адекватно воспринимать полученную рекламную информацию, анализировать и оценивать.
Довольно часто мама на приеме спрашивает: «Доктор, скажите, я купила препарат N***, говорят он дорогой, потому что совершенно замечательный… Но вот незадача, у нас аллергия, и похоже на него… Что делать?» Отсюда возникает справедливый вопрос: «Мама, а вы, когда его покупали, пришли посоветоваться или хотя бы позвонили? НЕТ. А теперь, дав ребенку малоизвестный и весьма сомнительный препарат, вы предлагаете МНЕ разбираться с вашей оплошностью…»
Ситуация банальная, но от того не менее редко встречающаяся. К сожалению. Так вот, родители, «насобирав» информацию вокруг (а людей, охотно рассказывающих о «наичудеснейшем исцелении» просто огромное количество – бабушки, друзья-подруги, соседи, коллеги, знакомые, даже в транспорте случайный разговор), кидаться начинают на все. А результат такого самолечения, как правило, плачевный. Или же мама, у которой ребенок с банальным ОРВИ сам выздоровел на 7-й день, верит, что помогли именно эти гранулы/свечи/порошки/мази/отвары/нашептывания на воду…
Отсюда наша задача: профилактика не только факта заболеваемости наших детей, но и профилактика среди родителей о том, что не все то, хорошо, что помогло соседу.
5. Далее, наверно, последний наиболее значимый аспект в заболеваемости детей – правила поведения. «И что же ему, полуторагодовалому, можно привить?» – спросите вы. А можно, и довольно большой спектр навыков, в форме ролевых игр.
Предлагаю читателям такой вариант. Нужно четко разделить характер действий и их оценку, для этого берем красную, желтую и зеленые карточки (кружки, мячики, куклы).
1-я группа действий (красная карточка) – это те действия, которые нельзя делать ни при каких условиях, обстоятельствах и никогда. Сюда отнесем для начала: игрушки брать в рот нельзя; соску с пола в рот не совать, не брать в рот землю, песок.
2-я (желтая карточка) – то, что делать можно при наличии определенных условий (и, соответственно, нельзя делать при отсутствии условий). Например, нужно отвернуться, если на тебя кашляют; после прогулки в группу можно зайти, только если форточки и окна закрыты.
3-я – то, что делать можно (зеленая карточка). К третьей – держаться за руки на прогулке…
Если с малышом заниматься систематически, очень скоро он не только сам начнет выполнять нехитрые упражнения для сохранения собственного здоровья, но и других поправлять начнет.
Таким образом, подводя некий итог, следует отметить, что «возложить всю вину» за неуклонный рост числа ослабленных детей на какой-либо определенный фактор, не представляется возможным. Но в то же время следует своевременно выявлять, лечить и предупреждать развитие грозных осложнений у часто болеющих детей (ЧБД).
Основные группы препаратов, применяемых у ЧБД
Раз уж так получилось, что малыш лежит с температурой, нужно подобрать наиболее правильное, рациональное и безвредное лечение.
Когда вас по причине заболевания посещает участковый педиатр, не бойтесь задавать вопросы, старайтесь рассказать как можно больше о том, как, где, когда и почему заболел ваш малыш. Это и врачу задачу облегчит, и отношение к вам будет как к нормальной маме, переживающей за состояние своего ребенка.
Разница в лечении часто и длительно болеющих и обычных детей на первый взгляд не существенна. И дело в том, что не только часто болеющий малыш нуждается в щадящем и своевременном лечении. Поэтому ненадолго приравняем эти понятия и разберемся в общем лечении именно детей как определенной социальной ниши.
1. Первой, но, к сожалению, далеко не всегда выполнимой задачей является постановка правильного диагноза. «А зачем?», – спросите вы. Невелика разница. ОРВИ, ОРЗ, ОРИ, грипп. Лечить все равно одним и тем же. Такое можно услышать очень часто.
Разница состоит в том, что организм ребенка по-разному реагирует на вирусы и бактерии. Поэтому так важен общий анализ крови. Никто, конечно же, не предлагает вам идти с больным малышом в поликлинику, выстаивать очереди в лабораторию… Сейчас довольно хорошо развита сеть так называемых «Анализов на дому». Цена – ровно столько, сколько вы потратите на, как в дальнейшем окажется, ненужный препарат в аптеке. А плюс большой – сразу почти на 70% диагноз будет известен. Значит, и лечение подберем правильное.
2. Допустим, что все-таки анализ крови по каким-то причинам сдать мы не смогли. Не беда, будем использовать заведомо действенный спектр препаратов.
Многие родители знают, что повышение температуры связано с тем, что организм на начальных этапах заболевания пытается сам бороться с инфекцией. Степень подъема температуры зависит от величины интоксикации и от патогенности возбудителя. В такой момент организм нуждается лишь в поддержании иммунитета и собственных сил. После чего, уже натренированный он будет легче справляться с вирусами и бактериями, не прибегая даже к повышению температуры. Поэтому так важно дать ему самому «победить чужеродного агента». Но отрицательная сторона – это неспособность организма вовремя остановиться. И температура начинает расти.
Начну я, пожалуй, с жаропонижающих средств. Каждая мама должна знать и понимать, что далеко не всякое повышение температуры можно и нужно ликвидировать. Часто болеющие дети не исключение.
Не стоит сразу хвататься за лекарственные препараты. Ваше желание помочь мучающемуся малышу понятно и оправдано. Но не нужно забывать, что лекарство – это последний метод. Поэтому сначала используем физические методы охлаждения (обтирания влажной салфеткой, раскутывания…).
Также стоит различать виды лихорадок – белый тип и красный. Все просто, название говорит само за себя. Итак, при белом типе лихорадки ваш малыш бледный, кожа сухая, шелушащаяся, он часто просит пить и не слезает с рук. И не гоните!! Пусть он черпает в вас энергию и защиту. Ручки и ножки на ощупь сухие, холодные. Надо греть. Но, конечно, не класть его в горячую ванну, а просто завернуть в теплое одеяльце. И быть на стороже, т.к. это не очень хороший симптом.
Если же карапуз относительно бодр, щечки красные, руки-ноги «пышат жаром» – раскутайте его, оботрите влажной марлей.
Применение жаропонижающих препаратов у детей, не относящихся к группе риска, начинают только при повышении температуры тела более 38,5 градусов. Снижение температуры в 38 градусов и выше начинают у детей, относящихся к группе риска.
Что же значит «группа риска»? Это группа детей, у которых в связи с состоянием их здоровья и при наличии определенных факторов может наслоиться (добавиться) или реализоваться какое-либо заболевание. Например, все дети, рожденные путем кесарева сечения, автоматически заносятся в группу риска по заболеваниям центральной нервной системы. Приведу наиболее частую патологию, при которой дети относятся именно к группе риска:
- оценка при рождении по шкале Апгар менее 7 баллов;
- недоношенные малыши, особенно родившиеся с экстремально низкой массой тела (менее 1500 г);
- наличие у старших братьев или сестер судорожных припадков, эпилепсии, других поражений головного мозга;
- перенесенная матерью корь или краснуха во время беременности;
- наличие у матери длительной артериальной гипертензии, которая усугубилась во время беременности (гестоз беременности);
- эпилепсия как подтвержденный ранее диагноз у самого малыша;
- судороги, появившиеся при подъеме температуры во время прошлой болезни.
При всех перечисленных состояниях применение жаропонижающих препаратов является уже необходимым.
Итак, буду приводить примеры наиболее хорошо изученных препаратов, хорошо себя зарекомендовавших и относящихся к препаратам доказательной медицины, т.е. неоднократно исследованных и проверенных.
Ибуфен (ибупрофен, нурофен) и ОКИ (кетотифен, кетопрофен) на сегодняшний день являются наиболее широко используемыми препаратами. Их можно применять наиболее длительное время. Сродни ему препарат Найз, также относящийся к группе НПВС (нестероидных противовоспалительных средств).
Ценность этих препаратов: жаропонижающий, легкий седативный (успокаивающий) и противовоспалительный эффекты.
Как принимаем: ибуфена по 5-10 мг на 1 кг массы ребенка за раз (т.е. если ребенок весит 10 кг, то и давать мы будем 50-100 мг) максимум 4 раза в день. За сутки возможно применение не более 30 мг на 1 кг массы.
3. Противовирусные препараты. Итак, главный наш «враг и союзник» в лице повышения температуры потерпел крах и теперь нужно задуматься, чем же лечить, чтобы не «залечить»?
Многие родители знают, что повышение температуры связано с тем, что организм на начальных этапах заболевания пытается сам бороться с инфекцией. Степень подъема температуры зависит от величины интоксикации и от патогенности возбудителя. В такой момент организм нуждается лишь в поддержании иммунитета и собственных сил. После чего, уже натренированному, ему будет легче справляться с вирусами и бактериями, не прибегая даже к повышению температуры. Поэтому так важно дать ему самому «победить чужеродного агента». Но отрицательная сторона – это неспособность организма вовремя остановиться. И температура начинает расти.
Здесь придется вернуться к важности анализов. Да-да, по полученному результату анализа крови можно думать о том, назначать или не назначать противовирусные препараты. Зачем? Затем, что вирус – штука коварная. И воздействовать на него нужно. Из наиболее часто применяемых противовирусных препаратов является Арбидол. Возможно когда-то, в самом начале, он имел сильную активность. Или вирусы были немного другой структуры. Его плюс – это возможность применения у детей с 2-х лет. Но сейчас педиатры отказываются от него. На данном этапе борьбы с вирусными заболеваниями хорошие отзывы получает препарат Ремантадин (альгирем, флумадин), обладающий эффектом в отношении гриппа А и ОРВИ неизвестной этиологии.
Как принимаем: профилактика для взрослых – 50 мг 1 раз в день ежедневно в течение 10-15 дней; лечение детям 7-10 лет – по 50 мг 2 раза в день, 11-14 лет – по 50 мг 3 раза в день. Курс 5 дней. Но имеются противопоказания: дети до 7 лет, острые заболевания печени и почек, гипертиреоз.
Другим препаратом, обладающим противовирусной активностью и применяемым при лечении ОРВИ, является Тамифлю (осельтамивир).
Как принимаем: в течение 5 дней по приведенной ниже схеме.
Вес тела меньше 15 кг | 30 мг 2 раза в сутки |
Вес тела 15-23 кг | 45 мг 2 раза в сутки |
Вес тела 23-40 кг | 60 мг 2 раза в сутки |
Вес тела более 40 кг | 75 мг 2 раза в сутки |
Далее мы пройдем по основным группам препаратов, которые на сегодняшний день наиболее часто применяются у детей раннего возраста (до 3-х лет) и часто, и длительно болеющих малышей.
4. Интерфероны. При типичных и неосложненных ОРИ должны применяться довольно редко. Но, имея малыша со сниженной иммунной защитой, мы можем назначить Вэллферон или Виферон.
Вэллферон – это лимфобластный натуральный интерферон. Единственный его недостаток – внутримышечное введение.
Как применяем: по 3 млн МЕ 1 раз в сутки, 7 дней через 14, внутримышечно.
Виферон является вариантом рекомбинантного интерферона и имеет большое массовое распространение. Выпускается в 3-х вариантах: до 7 лет, для детей 7-14 лет и взрослых. Но также имеет не очень удобную форму выпуска – ректальные суппозитории (в практике встречались родители, напрочь отказывающиеся от такого способа введения), что в некотором роде имеет силу, потому как любое вмешательство в прямую кишку ведет к ее раздражению.
Как применяем: дети до 7 лет – профилактика 1 свеча (150000 МЕ) через день в течение 2 недель, лечение 1 свеча (150000 МЕ) каждый день в течение 2 недель. Дети до 14 лет – по той же схеме, но свечи берем по 500 тыс. МЕ.
Препараты интерферонового ряда не являются выходом из ситуации, панацеей, не ожидайте, что ваш малыш перестанет болеть, если вы будете постоянно применять такие препараты. Интерфероны – препараты выбора при таких тяжелых заболеваниях как цитомегаловирусная инфекция, генерализованный герпес и др.… Это лишь способ помочь организму ребенка. Следовательно, и использоваться они должны по назначению в строгих дозировках.
5. Антибактериальная терапия. «Наболевший» вопрос, как у многих родителей, так и у врачей. Проведем условную грань: антимикробные препараты действуют на микробы, микроорганизмы. НО не на вирусы. Следовательно, их назначение должно быть строго аргументировано:
- дети с наличием бактериальных осложнений (затяжной бронхит, бронхиолит, пневмония);
- дети, имеющие хронические очаги инфекции (тонзиллиты, синуситы, инфекцию мочевыводящих путей);
- при подозрении на микоплазменную или хламидийную инфекцию;
- при тяжелых формах заболеваний у детей раннего возраста и часто болеющих детей из-за невозможности исключить участия в процессе бактериальной флоры.
Итак, как уже озвучивалось ранее, по анализу крови мы вполне можем изначально определиться, стоит ли задуматься о приеме антибиотиков. Но, как показывает практика, в большинстве случаев у часто болеющих детей наблюдается микстинфекция с интоксикацией. Т.е. к вирусной присоединяется бактериальная флора и, назначив антибиотик, мы не промахнемся. А после правильно назначенного антибиотика улучшение состояния должно наблюдаться при среднетяжелой форме на следующий день (температура значительно снизится, ребенок может поесть, а к концу дня и вовсе будет жизнерадостен и полон сил).
ВАЖНО: родители зачастую попытку назначить антибактериальную терапию воспринимают «в штыки»… И они правы, отчасти. Многие считают, что антибиотики – зло, и применять их надо в крайних ситуациях. Да, они «убивают» как болезнетворные микроорганизмы, так и свои, очень нужные. Но поверьте, проще заново «заселить» хорошую микрофлору, чем лечиться от сепсиса или других не менее грозных осложнений. Если у малыша на фоне болезни обострится еще и тонзиллит, начнет размножаться стафилококк, в его несовершенной системе получится сбой, а результатом могут быть любые заболевания, начиная от ревматизма и заканчивая миокардитом.
Итак, наиболее часто мы применяем защищенные пенициллины (Амоксиклав, Аугментин), а также Флемоксин Солютаб (Амоксициллин), Гентамицин и Сумамед (Азитромицин).
Амоксиклав (Аугментин) – применяется для лечения инфекций верхних дыхательных путей, легких и мочевыводящих путей.
Как применяем: до 1 года – капли 1 мл 3 раза в сутки; до 12 лет – сироп или суспензия 10 мл (0,156 г /5 мл) или суспензия форте 5мл (0,312г /5 мл) 3 раза в сутки.
Флемоксин Солютаб (Амоксициллин, Оспамокс) является самым часто применяемым антимикробным препаратом в силу своей эффективности против широкого ряда возбудителей. Удобство применения заключается в том, что совсем маленьким детям или ослабленным таблетку можно измельчить в чайной ложечке и развести небольшим количеством воды. Имеет немного сладковатый вкус.
Как применяем: детям до 2-х лет 20 мг/кг в сутки за 3 приема; детям от 2 до 5 лет по 0,125 г 3 раза в сутки; 5-10 лет по 0,25 г 3 раза в сутки; старшим (весом более 40 кг) назначают по 0,5 г 3 раза в сутки.
Симптоматическая терапия
1. Наиболее длительный симптом простуды у всех малышей – это постоянно заложенный нос, отделяемое из которого может быть самого разного цвета.
В связи с этим важно понимать, что наличие «зеленых соплей» и отхождение, особенно по утрам гнойных зеленых «пробок» – довольно плохой признак, который обязательно нужно лечить. В большинстве случаев заложенность носа провоцируют 2 аспекта. Во-первых, это отек слизистой носовых ходов. И в 50% случаев он является аллергическим. Во-вторых, это разрастание аденоидной ткани, которое просто перекрывает воздухоносные пути и малышу ничего не остается как только дышать через рот. В этом случае важно не «запустить» процесс и не способствовать его хронизации.
«Зеленые» сопли говорят чаще всего о смешении вирусной и бактериальной инфекции.
Итак, прежде чем выбирать лечебные капли, нужно определиться с основой. Для чего? Для того, чтобы максимально освободить и расширить воздухоносные пути. С этой целью можно применять как специальные препараты (Аква Марис), так и обычный физиологический раствор, купленный в аптеке.
Многим родителям друзья-товарищи советуют «сквозное» промывание всех лицевых пазух. Этому действию нужно сказать категорически НЕТ. И связано это в первую очередь с несостоятельностью этих самых пазух у детишек. Что в свою очередь может привести и к гайморитам, и к синуситам.
Достаточно закапать по 2 капли раствора в каждую ноздрю, при этом голову ребенка сильно запрокидывать не следует, иначе весь раствор уйдет в глотку вместе с бактериями. Подождем несколько минут (малыша можно отпустить поиграть) и потом даем ему хорошо высморкаться. Можно перышком пощекотать, тогда сама защитная реакция организма сделает свое дело…
Теперь можно капать лечебные капли. Вот наиболее хорошо себя зарекомендовавшие себя: Низивин (с возрастной градацией) или Фазин, а также Ринофлуимуцил, Отривин (ксилен, олинт), Пиносол. У большинства препаратов механизм действия схож. Ринофлуимуцил улучшает нормальную секрецию ворсинок эпителия дыхательных путей, Пиносол смягчает слизистую, обладает хорошим заживляющим действием.
Сюда стоит отнести еще крема и мази против стрептодермии, неизбежно возникающей при насморке. Это красные эрозивные пятна вокруг носа. Их появление связано с тем, что в натертую, раздраженную кожу проникают микроорганизмы вместе с выделениями из носа. Поможет местное применение мази Левомеколь, левомицетиновая мазь, крем Спасатель.
2. Второй группой симптоматической терапии стоит назвать различные средства, применяемые при боли в горле, першении, воспалении слизистых оболочек полости рта.
Напомню читателям, что у детей раннего возраста (до 3-х лет) применение различных спреев является негласным противопоказанием, т.к. могут вызвать аллергический или термический спазм гортани и отек Квинке.
Поэтому таким малышам мы даем различные отвары и настои (вполне подойдет отвар цветков ромашки, череда). Детям более старшего возраста можно назначить Ингалипт, Тантум Верде, Каметон, Гексорал… А применяем стандартно: по 1-2 впрыскивания до 5 раз в день, после чего не пить в течение 15 минут).
Также возможно применение таблетированных препаратов таких, как Фарингосепт (по 1 таблетке рассасывать во рту до 4 раз в день), Стрепсилс, Фалиминт.
3. Третьей обширной группой препаратов, применяемых для лечения симптомов ОРВИ, ОРЗ являются отхаркивающие средства (муколитики и бронходилятаторы). К ним относятся препараты растительного происхождения и синтетические.
Растительные: грудные сборы, Бронхикум, корень алтея, Мукалтин, корень солодки, геделикс и т.д.
При применении данной группы препаратов важно учитывать, что ослабленные и часто болеющие дети зачастую имеют атопический дерматит либо полисенсибилизацию. Поэтому применение у них именно растительных препаратов строго ограничено. Кроме того, учитываем еще и то, что лечение такими средствами более длительное, облегчение и результат действия видны далеко не сразу.
Синтетические: Ацетилцистеин (АЦЦ), Флудитек (карбоцистеин), Амбробене. Группа этих препаратов обладает хорошим отхаркивающим действием, регулирует мукоцилиарный клиренс, угнетает действие медиаторов воспаления (что важно у детей с аллергическими реакциями).
4. Группа препаратов, имеющая большое значение у часто болеющих и ослабленных детей. Это антигистаминные препараты. Различают 3 поколения этой группы, но для нас практическое значение имеют первые две.
Первая группа – Супрастин, Тавегил, Димедрол. Значимое для них – это способность проникать через гематоэнцефалический барьер и тем самым вызывать легкий успокоительный, снотворный эффект. Это важно у малышей, страдающих атопическим дерматитом, сопровождающимся зудом кожных покровов. Принимают их по схемам.
Вторая группа – Кларитин, Фенистил, Терфенадин. Эти препараты не вызывают побочного действия в идее сонливости.
Третья группа – Телфаст и Зиртек.
Итак, основные группы симптоматических препаратов рассмотрены, за исключением специфического лечения, в котором нуждаются дети с врожденным стридором (шумное дыхание через нос), хроническими аллергическими заболеваниями и органов дыхания.
Восстановительное лечение
Лечение часто и длительно болеющих детей в периоды обострения, конечно, является очень важной задачей. Но не меньшее значение имеет восстановительный процесс, его планирование и направление на продление срока ремиссии.
Основу такого лечения составляют лечебно-охранительный режим, диета, лечебная физкультура, массаж и физиотерапия.
- Лечебно-охранительный режим. Подразумевает исключение занятий и игр, приводящих к переутомлению и перевозбуждению ребенка, а также максимальное ограничение от стрессовых ситуаций. Продолжительность сна увеличиваем на 1 час, прибавляем обязательный дневной сон или отдых, в проветренном помещении.
- Рациональная диета, которая направлена не на уменьшение массы малыша, а наоборот, должна быть полноценной, сбалансированной по основным пищевым ингредиентам. Ежедневно фрукты, овощи, ягоды.
- Специально разработанные комплексы лечебно-оздоровительной физкультуры. Это утренняя гимнастика, свежий воздух. Физическое воспитание обеспечивает хорошую дренажную функцию бронхов, повышение сопротивляемости организма.
- Массаж – общий, классический массаж грудной клетки с элементами поглаживания, растирания, разминания, вибрации. Курсы проводятся по 14 дней каждые 2-4 раза в год.
- Закаливание – проведение в период ремиссии с постепенным увеличением интенсивности, систематически и последовательно, используя непрерывность, контрастность.
- Физиотерапия, направленная на санацию очагов хронической инфекции в период ремиссии. Используют климатотерапию с аэротерапией, гелиотерапией, бальнеотерапией.
Автор: Наталья Федорова
Полезные советы - http://mirsovetov.ru