Ребенок пошел в детский сад, и неожиданно выяснилось, что он не может ни с кем подружиться, отнимает у всех игрушки и постоянно приходит домой в боевых синяках. А может, воспитательница рассказала о том, что ваша малышка очень застенчива, всегда играет одна и категорически отказывается участвовать в любой совместной деятельности? Очевидно, что у ребенка проблемы в общении с ровесниками. Но почему, ведь дома таких проблем не возникало? И как теперь поднять авторитет ребенка среди сверстников?
От того, как сложатся отношения ребенка со сверстниками в группе детского сада, во многом зависит последующее личностное и социальное развитие малыша, а значит и дальнейшая судьба. Если эти отношения складываются благополучно, малыш тянется к ровесникам, умеет общаться с ними, не обижая одних и не обижаясь на других, можно надеяться, что и в будущем он не будет испытывать коммуникативных проблем.
Групповые симпатии и антипатии
Уже в старшей группе детского сада существуют достаточно устойчивые избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни становятся более привлекательными для большинства детей, другие - менее. Обычно таких предпочитаемых детей, к которым тянутся остальные, называют лидерами. Однако термин "лидерство" достаточно трудно применить к группе детского сада. Феномен лидерства всегда связывается с решением какой-либо групповой задачи, с организацией коллективной деятельности. Но группа детского сада не имеет чётких целей и задач, у неё нет общей, объединяющей всех деятельности. Более правильно здесь говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей.
Популярность, в отличие от лидерства, бывает не связана с решением общей задачи или с руководством каким-либо процессом, но всегда отражает предпочтение данного человека (симпатию к нему) со стороны других. Старшие дошкольники могут уже достаточно осознанно ответить, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. Можно спросить малыша с кем он бы хотел дружить, а с кем не стал бы, кого позвал бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовёт; с кем бы он сел за один столом, а с кем - нет. Как правило, такие вопросы не вызывают у детей особых затруднений. Они уверенно называют 2-3-х сверстников, с которыми предпочли бы "жить в одном доме" или "плыть на одном корабле". Ещё более уверенно они называют тех детей, от которых предпочли бы быть подальше. Понятно, что отношение ребёнка к сверстникам зависит от его личного опыта (кто с кем дружит) или от последних событий в группе (кто с кем подрался). Но обычно 2-3 имени предпочитаемых и отвергаемых малышей будут повторять разные дети. Эти ребята, которых избегают и отвергают сверстники и должны стать предметом пристального внимания.
Воспитатели детских садов далеко не всегда могут правильно оценить степень популярности ребёнка среди сверстников. Педагоги ориентируются в основном на дисциплинированность, успешность и воспитанность дошкольников, в то время как для самих детей эти качества не являются критерием привлекательности своих ровесников. Бывают случаи, когда наиболее авторитетные и привлекательные с точки зрения воспитателей дошкольники не только не являются популярными, но и получают максимальное число отрицательных характеристик. Вместе с тем, внимательные родители, наблюдающие своего малыша в группе сверстников, легко могут определить, насколько другие дети тянутся к нему, принимают в игру, или же напротив, избегают контактов с ним. И, главное, переживает ли ребёнок свою "отверженность", обижается на других или наоборот уверен в расположении своих сверстников и особых волнений по этому поводу не испытывает.
Причины популярности и непопулярности ребёнка
Чем же определяется популярность ребёнка среди сверстников, почему одни дети становятся привлекательными для большинства ребят группы, а другие, наоборот, вызывают неприязнь и отталкивание? В поисках ответа на этот важный вопрос было проведено исследование, в котором сравнивались психологические особенности популярных и непопулярных детей: их интеллект, общительность, инициативность в игре и пр. Результаты оказались весьма неожиданными. Выяснилось, что эти две группы дошкольников практически не различаются по уровню развития интеллекта и мышления. Это может свидетельствовать о том, что познавательные способности, и даже умение решать социальные конфликты, не делают ребёнка популярным в группе сверстников. По степени общительности и инициативности в игре популярные дети также не превосходят своих ровесников. Однако, следует отметить, что среди непопулярных детей по этим показателям отчётливо выделились две крайние группы: замкнутых и совершенно пассивных с одной стороны и чрезмерно общительных, стремящихся к руководству с другой. Это крайние линии поведения в равной мере отталкивают сверстников и делают такого малыша отвергаемым. Навязчивое стремление ребёнка к лидерству и руководству, желание командовать и навязывать свою волю далеко не всегда признаются и одобряются сверстниками. Все популярные дети занимают среднюю позицию по этим показателям. Однако, средняя степень общительности и инициативности (которая отмечалась и у многих других детей) сама по себе не обеспечивает популярность ребёнка в группе.
Наиболее существенные различия между популярными и непопулярными детьми были обнаружены в эмоциональном отношении к сверстникам. Во-первых, предпочитаемые малыши, в отличие от непризнанных, практически никогда не были безразличны к деятельности сверстников, а наоборот проявляли интерес к их занятиям. При чём эта эмоциональная вовлечённость имела положительную окраску - они одобряли, поддерживали, хвалили других детей. Непопулярные дошкольники предпочитали осуждать действия сверстников ("у тебя ничего не получается", "ты только каляки умеешь рисовать") и навязывали свой замысел ("смотри, как надо делать правильно, рисуй как я").
Во-вторых, популярные дети умели сопереживать другим. Успехи сверстников не обижали их, напротив радовали, а промахи огорчали. Непопулярные дети оставались безразличными к оценке сверстника, или реагировали неадекватно - расстраивались из-за чужих успехов и радовались неудачам. Они не могли согласиться с высокой оценкой других малышей, находили у них недостатки и приводили в пример самих себя (" у него всё равно ничего не понятно, смотрите, у меня лучше"). Бывали случаи, когда чрезмерная похвала взрослого, адресованная кому-либо другому, доводила отвергаемого ребёнка до слёз. Осуждение и отрицательные оценки других вызывали у него активное согласие и нескрываемую радость.
В-третьих, все популярные дети, независимо от уровня общительности и инициативности, отвечали на просьбы сверстников, выслушивали их предложения, иногда поддерживали их и очень часто бескорыстно отдавали другим то, что было нужно им самим (игрушки, карандаши, сладости). Непопулярные малыши так не поступали никогда. И наконец, популярные дети, даже когда их обижали, предпочитали решать проблемы мирным путём, не обвиняя и не наказывая других. Непопулярные, как правило, решали конфликты агрессивными действиями и угрозами. Например, ребёнку показывают картинку с изображением знакомой детям ситуации - один ребёнок сломал игрушку другого - и спрашивают, что бы ты сделал на месте обиженного мальчика (если бы сломали твою игрушку). Популярные дети, как правило, стремились найти конструктивный выход из этой ситуации: "Починил бы", "Взял бы другую игрушку", "Попросил, чтобы мне купили такую же". Непопулярные обычно прибегали к враждебно-агрессивным решениям: "Побью", "Позову милиционера", "Стукну молотком по голове" и пр.
Нравственные качества популярных детей
Психологические исследования показали, что наиболее важными качествами, отличающими популярных детей от непопулярных, являются не интеллект или творческие способности, не общительность и даже не организаторский талант, а прежде всего те качества, которые обычно называют нравственными: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность. В основе этих качеств лежит личностное отношение к сверстнику, когда другой ребёнок является не средством самоутверждения или конкурентом, а самоценной и уникальной личностью, в которой продолжается собственное Я популярного малыша. Это Я не замкнуто в себе, не отгорожено психологическими защитами, а открыто для других и внутренне с ними связано. Поэтому дети легко уступают и помогают сверстникам, делятся с ними и не воспринимают чужие успехи как своё поражение. Такое отношение к другим людям складывается у некоторых малышей уже к концу дошкольного периода и именно оно делает ребёнка популярным и предпочитаемым ровесниками. Это совершенно не означает, что популярные дети не ссорятся, не обижаются, не соревнуются и не спорят. Однако, у них, в отличие от непопулярных ребят, это не является самоцелью. Защита, утверждение и признание своего Я не становится для них единственной жизненной задачей. Как ни странно, отсутствие стремления всех превзойти и победить создает условия для признания и утверждения ребёнка в группе сверстников.
Отношение к ровесникам отверженных малышей
У детей, которых отвергают ровесники, преобладает отчуждённое отношения к другим детям. Их главная задача в общении - доказать собственное превосходство или оградить свое Я от других. Такая защита может принимать самые разные формы: от яркой агрессивности и враждебности до полного ухода в себя. Подобное поведение вызывает разнообразные трудности в общении.. Одни дети стремятся продемонстрировать свои преимущества - в физической силе, в хвастовстве, в обладании разными предметами. Поэтому они часто дерутся, отнимают игрушки у других, пытаются командовать и руководить сверстниками. Другие, напротив, не участвуют в общих играх, боятся проявить себя, избегают общения с ровесниками. Но во всех случаях они сосредоточены на своем Я, замкнуты на своих способностях или недостатках. Доминирование отчуждённого отношения вызывает естественную тревогу, поскольку не только затрудняет общение дошкольника с ровесниками, но и в дальнейшем может принести массу проблем - как самому ребёнку, так и окружающим. -Поэтому необходимо поддержать малыша в преодолении этих опасных тенденций, помочь ему увидеть в сверстниках не противников и конкурентов или объекты самоутверждения, а близких и связанных с ним людей.
Как помочь ребёнку завоевать расположение сверстников
Сложность решения этой задачи заключается в том, что традиционные педагогические методы: объяснение, демонстрация положительных примеров, интерпретация художественных произведений а тем более поощрение и наказания здесь бессильны. Такая проблема может решаться в реальной практике детских взаимоотношений, в общении с конкретными детьми. Для решения этой задачи была разработана специальная программа коррекционных игр и занятий, включающая ряд этапов. Коротко остановимся на её описании.
Задачей первого этапа
является преодоление отчуждённой позиции по отношению к сверстникам, разрушение защитных барьеров, отгораживающих ребёнка от других. Страх, что тебя недооценивают, отвергают, порождает стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и полное игнорирование окружающих. Подчёркнутое внимание и доброжелательность сверстников могут победить этот страх. Для этого устраивают игры, в которых дети должны говорить друг другу что-либо положительное, давать ласковые имена, подчёркивать в другом только хорошие качества, стараться сделать что-нибудь приятное для друзей. Например, глядя в глаза соседу нужно сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить, пообещать или пожелать что-нибудь хорошее, выбрать подарок и вручить его.. Можно предложить ребенку, одев "розовые очки" постараться увидеть в сверстнике как можно больше достоинств. Особенно приятно будет, когда эти совершенства потом кто-то увидит и в нем.
Главная задача подобных игр - показать "трудным" детям, что все остальные к ним хорошо относятся и готовы сказать и сделать для них что-то приятное. Однако, далеко не все агрессивные или замкнутые малыши готовы хвалить других, говорить им приятные слова или делать подарки. Ни в коем случае нельзя заставлять их делать это или ругать за несоблюдение правил! Пускай они сначала наблюдают со стороны, шутят или просто молчат. Опыт показывает, что когда непопулярные дети слышат хвалебные слова в свой адрес, получают подарки, они перестают баловаться и игнорировать окружающих и получают нескрываемое удовольствие от подобных проявлений дружелюбия. Такое внимание и признание ровесников рано или поздно вызывает ответную реакцию.
Следующий этап работы
направлен на то, чтобы научить детей правильно воспринимать сверстников - их движения, действия, высказывания. Как ни странно, дошкольники их часто не замечают. Если ребёнок сосредоточен на себе, он обращает внимание на других детей только тогда, когда они мешают или угрожают ему, или когда в их руках он видит интересные игрушки. Задача взрослого в этих случаях состоит в том, чтобы привлечь внимание ребёнка к другим детям, научить прислушиваться и присматриваться к ним. Наилучшим способом для этого - воспроизведение чужих слов или действий. Способность к такому "уподоблению" - важный шаг к становлению чувства общности и причастности к другому. На формирование этой способности направлены многие детские игры. Например "Испорченный телефон", "Эхо", "Зеркало", "Где мы были мы не скажем, а что делали покажем" и др.
Далее коррекционная работа
заключается в том, чтобы дать непопулярному, обособленному ребёнку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах. Такая поддержка и помощь ровесникам, даже если она стимулируется всего лишь правилами игры, позволяет малышу получить удовлетворение от собственного доброго поступка. Взаимная забота и участие в нуждах своих партнёров объединяет детей и создаёт чувство причастности друг другу. Эта поддержка не требует от ребёнка особых жертв, поскольку заключается в несложных игровых действиях: спасти от "салочки", помочь в игре беспомощной "кукле", или "старенькой бабушке", уступить кому-то дорогу на узком мостике. Но все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого.
Совместная деятельность детей
На последнем этапе коррекционной работы можно организовать совместную деятельность детей, когда им нужно согласовывать свои действия и договариваться с друг с другом. Нередко формирование межличностных отношений ребят предлагается начинать с их совместной деятельности. Однако, при враждебном, отчуждённом отношении к другому, когда ребёнок "не видит сверстника", пытается продемонстрировать свои преимущества, не хочет учитывать его интересы, деятельность малышей не станет по-настоящему совместной и не сможет объединить их. Как показывает опыт, общие занятия возможны только при сложившихся межличностных отношениях. Дети с трудностями в общении, сосредоточенные на себе (как агрессивные, так и замкнутые) не готовы к объединению. Приведённые ниже игры способствуют налаживанию нормальных отношений со сверстниками и готовят "трудных" детей к сотрудничеству, в котором решаются общие задачи. Совместную деятельность сначала лучше организовывать в парах, где двое ребят создают своё произведение самостоятельно, "по секрету" от остальных. Это способствует объединению, побуждает малышей договариваться и согласовывать свои усилия. Причём такие задания должны быть не соревновательного, а продуктивного характера. Приведём несколько примеров возможных занятий.
"Мозаика"
Пара детей получает мозаику, детали которой делятся между ними поровну. Чтобы сложить общую картину нужно задумать сюжет, распределить усилия, учитывать и продолжать действия партнёра. По завершении работы "произведение" показывают всем остальным, и малыши пытаются догадаться, что изобразили авторы.
"Рукавички"
Для этого занятия потребуются вырезанные из бумаги рукавички с незакрашенным узором. Двое ребят должны как можно быстрее и (главное!) одинаково раскрасить рукавички. Каждой паре выдаётся только 3 карандаша разного цвета.
"Рисуем домики"
Двое детей должны нарисовать на одном листе бумаги общий домик, и рассказать, кто в нём живет. Это лишь некоторые сюжеты детских игр, стимулирующих взаимопомощь и заботу о другом. Их могут использовать не только воспитатели и психологи, но и родители. Везде, где ваш ребёнок встречается со сверстниками - в гостях, на детской площадке, за домашним столом - можно попробовать направить его внимание на другого. Эти занятия не требуют специальных условий или оборудования. Естественно, каждая игра может быть дополнена или изменена в зависимости от вашей фантазии и конкретных условий. Важно только сохранить главную цель - побуждать к заботливому и внимательному отношению к сверстникам. Стимулировать не призывами и нотациями, а примером конкретных житейских или игровых ситуации, в которых внимание к партнеру является необходимым и естественным условием совместной игры.
Также очень важно, чтобы данные игры исключали любое сравнение детей, их конкуренцию. Пусть каждый делает по-своему, как считает нужным. Эту стратегию можно применять не только в специальных играх, но и в повседневной семейной жизни. Нельзя слишком хвалить одного и ставить его в пример другим. Такая оценка, и сравнение с положительным ребенком, разделение на "хороших" и "плохих" могут только разъединить детей и вызвать отчуждение. Нельзя фиксировать внимание ребёнка на самом себе - на его недостатках или достоинствах. Гораздо важнее, чтобы он задумывался о результате своей деятельности (будь то игра, рисунок или постройка из кубиков). Тогда малыш гораздо легче будет делать что-то вместе с ровесниками и завоюет их симпатию. Главный способ воспитания нравственных качеств и преодоления трудностей в общении заключается не в поощрении и порицании взрослого, а в формировании чувства общности с другими, внутренней причастности к ним.
Елена Смирнова, зав. лабораторией психологии детей дошкольного возраста Психологического института РАО, профессор, д. психол. н.
Источник: журнал "Мама и малыш", №11, 2004