Как мы воспитываем своих детей? Скрытые послания

Каждый день мы каким-либо образом общаемся со своими детьми. Как правило, у каждого родителя есть некий набор фраз, шаблонов или привычных и вполне устойчивых фраз, с помощью которых он, родитель, пытается воспитывать своего ребенка. Наши привычные повседневные фразы содержат особую информацию – скрытые послания. На основе родительских утверждений ребенок составляет мнение о самом себе, о людях, окружающем его мире. Мы специально составили данную подборку из различных источников и позаимствовав у различных авторов, чтобы каждый родитель (или ребенок) мог наглядно увидеть к чему могут привести некоторые формы воспитания и общения.

Фраза

Скрытое послание

Возможная альтернатива

Потише, помедленней, осторожнейНе доверяй миру, не живи по максимумуСделай на 100%, получи удовольствие
Я тебя прибью, пропади ты пропадом, лучше б я аборт сделалаИсчезни, не будьВсе подобное категорически должно быть исключено из речи!!!
Не обращай вниманияТы и твои проблемы не важныДавай попробуем рассмотреть это с разных сторон, поищем альтернативы
Давай шевелись! Скорей! Заткнись! И другие приказыТы не важен. Мои интересы важнее твоихУ нас есть 15 минут. Давай договоримся, как нам сделать, чтоб успеть?
Ты для меня всегда останешься маленьким сыночком/доченькойНе взрослейМне нравится видеть, как ты растешь и познаешь мир
Не реви, не смейся так громко, не нудиНе выражай своих эмоцийЯ понимаю твои чувства
Что ты как маленький, надо быть серьезнейНе будь ребенкомНо он же на самом деле ребенок! Исключите такие высказывания
Сколько можно тебе повторять! Никогда не можешь сделать, запомнить и т.д.Ты глупый, не можешь ничего сделать сам. Ты – плохой, неудачникЯ доверяю тебе. Твои поступки – это твоя ответственность. Все мы ошибаемся. Благодаря ошибкам мы учимся
Не делай, я сама лучше это сделаюЯ не верю в тебяЯ тебе доверяю, ты можешь
Мальчики не плачут Девочки должны вести себя тихоМужчина не имеет право на эмоции Женщины - жертвыТы можешь свободно выражать свои чувства. Я понимаю тебя
Упадешь, разобьешься, укусит, сломаешь и др. угрозыМир опасен, не действуйЯ тебе доверяю. Пробуй, действуй
Неряха, бестолочь, горе мое и все другие обзывания, а так же любые обобщения типа все кругом воры и негодяиИ ты такой жеВсе они могут составить ложное представление о себе и должны исключиться из речи
Ты всегда.., никогда.., всю жизнь.., я так и зналаТы безнадежен. Невозможность измененияРазбирайте не личность, а конкретный поступок. Твоя жизнь в твоих руках
Сравнение с другими детьмиТы плохой, лучше бы вместо тебя был другойЯ люблю тебя какой ты есть

Безусловно, ребенок сам выбирает основные установки, на которых он будет строить свой характер и жизнь, но в наших силах помочь ему выстроить более гармоничные отношения с собой и окружающим миром.

Дети учатся жить и строить отношения с окружающим миром у нас, на основе нашего отношения к ним. Давайте теперь посмотрим к каким результатам могут привести некоторые наши действия.

Если...

То он...

Ребенка постоянно критикуютчувствует себя неполноценным и учится осуждать других
Ребенок живет во враждебностиучится агрессивности
Ребенка высмеиваютстановится замкнутым
Ребенка все время упрекаютпривыкает быть во всем виноватым
На ребенка давятучится лгать
Ребенка все время контролируютВырастает безответственным
Ребенка сравнивают с другими детьмиУчится завидовать

НО если...

То он...

Ребенка подбадриваютВерит в свои силы
Ребенка поддерживаютЦенит себя
Ребенок растет в дружелюбии и принятииУчится любить и верит, что мир прекрасен
Ребенку доверяютВерит в себя
Ребенок растет в честностиОн различает добро и зло и учится быть честным с собой
Ребенок растет в признанииУчится ставить и достигать цели
Ребенку сочувствуют и сопереживаютУчится быть благородным
Ребенка хвалятСтановится великодушным, учится любить себя

Я могу себе представить ужас, какой испытывают родители, прочитав все это. И слышу их вопросы. Что же делать? Как жить? Как воспитывать детей? Нельзя же их хвалить, если они ведут себя плохо! Согласна, ни в коем случае нельзя. Дети часто бывают несносны, плохо себя ведут, и так мешаю нам, взрослым, заниматься своими делами! Вот на этом месте давайте остановимся на минутку. Уважаемые мои родители. Вы зачем себе нарожали детей? Ответьте себе честно. Потому что все вокруг уже обзавелись чадам, а вы еще нет? Или чтоб жилплощадь у государства получить побольше? Или просто так получилось? Или возраст уже подошел или чтоб не остаться одиноким на старости лет одному?

Я кричу, взываю, умоляю вас! Не отыгрывайте на своих детях свои проблемы! Пожалейте их, они не виноваты в ваших проблемах, неудачах, болезнях и прочих напастях. Вы их позвали в этот мир и только на вас (а не на бабушках, школах, государстве) лежит ответственность за них – маленьких, беззащитных перед вашими словами и поступками. Вы для них – боги, волшебники и чудотворцы. Вы для них самые главные спасители и утешители во всех их горестях. Это вам они кажутся пустяками с высоты вами прожитых лет. Но они-то еще не прожили всех этих лет. Для них сломавшаяся игрушка может быть самым несчастным несчастьем на свете. Детская психика устроена мудрой природой так, чтоб беды быстро забываются, и еще пять минут назад безутешный ребенок уже может радоваться какому-нибудь жуку. Но его горе – это действительно горе, пусть нам оно кажется пустяковым. Помните, пожалуйста, об этом и не превращайтесь из бога великодушного и всепрощающего в бога карающего.

Есть несколько общих правил обращения с ребенком. Самое основное из них

Любите своего ребенка!

Вы можете с негодованием сказать, что естественно каждый родитель любит своего ребенка и что психолог совсем сошел с ума, если смеет подозревать родителей в нелюбви к своим кровным детям. Тогда я вам предложу вот что: в следующий раз, когда вы будет злиться на своего ребенка, ругать его или стараться отмахнуться от его проблем, спросите себя «поступил бы точно так же, если бы я любил тебя?» Причем ваш ответ вполне может быть положительным. Тогда вы действительно знаете как лучше обращаться и воспитывать ребенка. То что вы наказываете свое чадо, запрещаете ему что-то, проводите какие-то карательные мероприятия не означает само по себе, что вы плохой родитель. Родитель на то и родитель, чтобы воспитывать. Весь вопрос – как, какими методами вы это делаете.

Но вернемся к правилам. Ю.Б. Гиппенрейтер разработала вот такие нехитрые, но очень действенные правила.

Действенные правила:

  1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит вас о помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему «С тобой все в порядке! Ты справишься сам!»
  2. Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте сделать ему самому. По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.
  3. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
  4. Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействий). Только тогда он будет взрослеть и становиться ответственным.
  5. Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо «активно» выслушать (отложите свои дела и будьте с ребенком, а не слушайте его как бы между прочим, чистя картошку, например).
  6. Если поведение ребенка вызывает у вас отрицательные чувства и переживания, сообщите ему об этом в форме Я-высказывания (Не «ты себя плохо ведешь», а «мне не нравится, что разбросал в моей комнате свои игрушки»).
  7. Максимально удаляйте из своего общения с ребенком привычные и автоматические реакции – приказы, команды, предупреждения, угрозы, мораль, нравоучения.
  8. Соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Не требуйте от него невозможного или трудновыполнимого. Посмотрите вместо этого, что вы можете изменить в окружающей обстановке
  9. Не присваивайте себе эмоциональных проблем ребенка
  10. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, но:
    • их не должно быть слишком много и они должны быть гибкими;
    • родительские требования не должны противоречить основным важнейшим потребностям ребенка;
    • правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой;
    • тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее разъяснительным, чем повелительным.
  11. Правила и последствия должны формулироваться одновременно
  12. Следует применять санкции, а не наказания.

Никогда не принимайтесь за воспитание в плохом настроении – это не воспитание, а способ вашей разрядки за счет беззащитного перед вами человечка. Ясно формулируйте свои требования, чтоб у ребенка не оставалось места для лазеек. Объясните, почему вы требуете именно этого и узнайте, что он думает об этом. Не вымогайте у ребенка обещаний, его способностей пока не хватает, чтобы запомнить их. Он наобещает вам все, что угодно, чтобы только угодить вам, но не будет в состоянии запомнить свои обещания, а тем более выполнить их. Обещания в младшем возрасте ничего не значат для ребенка. Оценивайте поступок ребенка, а не его личность. А после замечания дайте понять ребенку, что вы его все равно любите и верите в него, прикоснитесь к нему.

Если же вам все-таки пришлось наказать ребенка, то пусть он почувствует, что вам именно приходится его наказывать, а не вам просто этого хочется. Наказание – это исключение, а не норма. Наказывать надо за реальный проступок, а не просто потому, что вы в данный момент не в духе. Не подчеркивайте свою власть над ребенком. На мой сугубо личный взгляд, детство – не такая уж беззаботная и радужная пора, как мы себе это привыкли представлять. Ребенку в детстве порой приходится очень не сладко и не стоит наваливать на него в том числе и свои психологические проблемы.

Автор: Анна Арутюнян, психолог

Источник: http://www.planetapsy.ru/



Код для вставки на форуме:
Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :| :cry: :evil: :o :oops: :{} :hard: :green: :cat: :asian: :yellow: :niger: :ok: :queen: :blind: :megafon: :king: :sick:
Загрузить изображение
 
Работает на "1C-Битрикс: Управление сайтом"
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников. Информация используется исключительно в некоммерческих целях. Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам. Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию, пожалуйста, сообщите об этом.




Яндекс цитирования